Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания преподавателю




1. Изучив содержание учебной дисциплины «Основы медицинских знаний» можно сделать вывод, что наиболее предпочтительными методами обучения являются лекционные, практические и семинарские занятия. Объясняется это тем, что курс включает темы, связанные с познанием проблемных глобальных и региональных вопросов (которые могут быть вынесены на семинарские занятия), теоретического (лекции) и прикладного (практические работы) характера.

2.Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень. Для самостоятельной работы предложены темы: человек и окружающая среда, адаптация организма к изменяющимся условиям окружающей среды, методы оздоровления и укрепления здоровья, рациональное питание, физическая культура и закаливание, личная гигиена и ее влияние на здоровье, уход за тяжелобольными, профилактика школьного травматизма и детских инфекций в организованных детских коллективах, роль учителя и значение организации учебного процесса в профилактике миопии, нарушений осанки и сколиоза, профилактика болезней передающихся половым путем, профилактика наркоманий и токсикоманий в молодежной среде, роль государственных и негосударственных учреждений в организаций в сохранении здоровья детей и подростков.

3. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей.

4. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам работы, включающими: разработку плана изучения заданной темы; подбор литературных источников с составлением библиографического списка; обзор изученности вопроса на основе подобранной литературы; подготовка основного содержания с указанием цели и задач исследований, выявлением проблемных вопросов и высказыванием своего мнения по этим проблемам.

5. Для успешного освоения учебного материала для самостоятельной работы студентам предлагается решение ситуационных задач по темам. Решение ситуационных задач контролируется преподавателем.

6.Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

- изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

- логичность, четкость и ясность в изложении материала;

- возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

- опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

- тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

 

Лекционный курс включает несколько классических монологических лекций:

ü Введение в предмет «Основы медицинских знаний». Виды здоровья, его состояния, их классификация и характеристика. Условия формирования, сохранения и изменения состояний здоровья, их классификация и характеристика; методология контроля состояния здоровья; диагностика и контроль индивидуального здоровья;

ü Неотложные состояния в клинике заболеваний сердечно-сосудистой системы, эндокринных, аллергических заболеваний.

ü Детский травматизм. Первая медицинская помощь.

ü Основные понятия иммунологии, микробиологии, эпидемиологии и профилактика инфекционных заболеваний.

Проблемные и дискуссионные лекции - здоровый образ жизни и его составляющие, злоупотребление психоактивными веществами.

Использование различных видов лекций позволяет внести разнообразие в процесс обучения студентов, поддержать их высокую активность на лекционных занятиях, ослабить влияние отрицательных сторон лекции.

 

Практическое занятие (семинар) проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

 

Практические занятия:

ü Первая медицинская помощь при травмах и меры профилактики.

При проведении этого занятия в начале занятия студенты отвечают на заранее поставленные вопросы в плане занятия, затем отрабатывают практические навыки по наложению транспортных шин на конечности. Материальное оснащение занятия: таблицы, складные шины (до 3-х лет, от3-х до 7 лет, от 7 до 12 лет), шины для взрослых, шины Крамера, Дитерихса, косынки, бинты марлевые и эластичные.

ü Основные приемы сердечно-легочной реанимации.

При проведении этого занятия в начале занятия студенты отвечают на заранее поставленные вопросы в плане занятия, затем отрабатывают практические навыки на реанимационном фантоме «Аnne». Материальное оснащений занятия: таблицы, реанимационный фантом, кушетка.

В качестве тем семинарских занятий могут быть предложены следующие: методы оздоровления и укрепления здоровья, неотложные состояния в клинике заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и острые пищевые отравления, неотложные состояния при аллергических и эндокринных заболеваниях, заболевания мочевыделительной системы и принципы лекарственной помощи, основные группы инфекционных заболеваний и их профилактика, роль образовательных учреждений в профилактике нарушений репродуктивного здоровья школьников, профилактика болезней передающихся половым путем, значение наследственности в развитии некоторых физических и психических нарушений у детей и подростков, роль государственных и негосударственных учреждений в сохранении здоровья.

Для подготовки к семинарским занятиям студенты используют учебно-методический комплекс, где к каждому занятию обозначены вопросы, указана литература. В качестве иллюстративного материала используются таблицы и мультимедиа. В разборе вопросов, обозначенных в плане семинара рекомендуется приводить решение ситуационных задач по соответствующей теме.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала:

- формулировка темы, соответствующей программе и Госстандарту;

- определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

- выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;

- подбор литературы для преподавателя и студентов;

- при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя:

- составление плана семинара из 3-4 вопросов;

- предоставление студентам 4-5 дней для подготовки к семинару;

- предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллютени, статистические данные и др.);

- создание набора наглядных пособий.

Подводя итоги практического занятия (семинара), можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

- полнота и конкретность ответа;

- последовательность и логика изложения;

- связь теоретических положений с практикой;

- обоснованность и доказательность излагаемых положений;

- наличие качественных и количественных показателей;

- наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;

- уровень культуры речи;

- использование наглядных пособий;

- активность и тщательность выполнения практической части работы;

- полнота оценки полученных результатов в ходе занятия и т.п.

В конце практического занятия (семинара) рекомендуется дать оценку всего занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

- качество подготовки;

- степень усвоения знаний;

- активность;

- положительные стороны в работе студентов;

- ценные и конструктивные предложения;

- недостатки в работе студентов;

- задачи и пути устранения недостатков.

После проведения первого семинарского курса, начинающему преподавателю целесообразно осуществить общую рефлексию проделанной работы, извлекая при этом полезные уроки.

7. При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Необходимо учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах, кроме того, восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

8. При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность – главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.

 

II. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИЙ

Текущий контроль осуществляется путем оценки работы студента на всех семинарских и практических занятиях по пятибалльной шкале, оценки за реферат. При успешном изучении практической части курса студент допускается к зачету (экзамену).

Вопросы к зачету (экзамену)

1. Понятие здоровья. Уровни. Понятие болезни. Факторы, определяющие здоровье и болезнь.

2. Определение общественного здоровья. Основные показатели общественного здоровья: рождаемости, смертности, естественного прироста населения, младенческой смертности, средней продолжительности предстоящей жизни.

3. Критерии оценки индивидуального здоровья. Субъективные и объективные показатели. Группы здоровья.

4. Здоровый образ жизни и его составляющие. Закаливание. Организация системы закаливания с использованием научно-обоснованных методов. Неспецифические, специальные и нетрадиционные способы закаливания.

5. Основы рационального питания. Значение и потребности макро- и микронутриентов в питании детей и подростков. Организация питания в образовательных учреждениях.

6. Понятие стресса, стрессовых факторов. Общий адаптационный синдром. Виды стресса. Стадии развития.

7. Наркомании. Основные синдромы. Виды наркоманий. Признаки употребления наркотиков. Принципы лечения. Роль учителя в их профилактике.

8. Ишемическая болезнь сердца. Причины, клинические формы (стенокардия, инфаркт миокарда). Первая медицинская помощь при стенокардии и инфаркте миокарда.

9. Гипертоническая болезнь, причины, клиника. Гипертонический криз. Первая доврачебная помощь.

10. Цереброваскулярная болезнь. Причины. Острое нарушение мозгового кровообращения (ишемический и геморрагический инсульт). Первая медицинская помощь.

11. Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы.

12. Понятие о причинах заболеваний органов дыхания. Основные симптомы острого бронхита и пневмонии. Принципы лечения, ухода и профилактики.

13. Ложный круп и бронхиальная астма: причины, клинические проявления первая медицинская помощь.

14. Аллергические реакции: причины. Понятие о реакциях немедленного и замедленного типа. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях. Профилактика.

15. Понятие об ожирении: причины, степени тяжести, клинические формы, принципы лечения и меры профилактики.

16. Нефрит: определение, причины, признаки, первая медицинская помощь, осложнения, принципы лечения и профилактика.

17. Цистит: определение, причины, признаки, принципы лечения и профилактика.

18. Почечнокаменная болезнь: причины, признаки, принципы лечения, первая медицинская помощь при приступе почечной колики, профилактика.

19. Острый гастрит: причины, признаки, принципы лечения и профилактика.

20. Гастроэзофагеальная болезнь, этиология, клинические проявления. Осложнения. Принципы лечения.

21. Желчнокаменная болезнь: причины развития, признаки, осложнения, принципы лечения и профилактика.

22. Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки: причины, признаки, осложнения, первая медицинская помощь при желудочном кровотечении, принципы лечения и профилактика.

23. Личная гигиена и здоровье. Понятие о пролежнях и их профилактика.

24. Понятие о лекарствоведении. Лекарственные формы и виды лекарств. Пути введения.

25. Сахарный диабет. Причины, факторы риска. Клинические проявления. Первая медицинская помощь при гипо- и гипергликемических состояниях.

26. Методы планирования семьи. Современные методы и традиционные методы контрацепции. Недостатки. Достоинства. Эффективность.

27. Аборт: определение, виды, осложнения.

28. Болезни, передающиеся половым путем (БППП). Характерные общие симптомы большинства болезней, передающихся половым путем. Меры личной и общественной профилактики.

29. Сифилис: этиология, эпидемиология, клинические проявления. Профилактика.

30. Гонорея: этиология, эпидемиология, клинические проявления. Профилактика.

31. СПИД: возбудители, пути передачи, клиника. Меры личной и общественной профилактики.

32. Пароксизмальные состояния. Определения. Классификация. Краткая характеристика эпилептических и неэпилептических припадков. Первая мед. помощь (обморок, большой судорожный (эпилептический) припадок).

33. Медико-генетическое консультирование. Методы. Задачи. Медико-педагогическая реабилитация детей, страдающих наследственными заболеваниями.

34. Неврозы: этиология, клинические формы, принципы лечения. Системные неврозы.

35. Иммунитет, его значение. Виды иммунитета и их общая характеристика. Специфические и неспецифические механизмы иммунитета. Понятие об антигенах и антителах.

36. Инфекционный процесс: понятие, динамика его развития.

37. Эпидемический процесс: понятие, три звена, формы интенсивности развития (спорадия, эпидемия, пандемия).

38. Инфекции дыхательных путей (грипп, ангина): возбудители, пути передачи, клиника, профилактика.

39. Кишечные инфекции (дизентерия, сальмонеллезы): возбудители и пути поражения, клиника, профилактика.

40. Кишечные инвазии (энтеробиоз, дифиллоботриоз): возбудители, эпидемиология, клиника, диагностика. Принципы лечения и профилактика.

41. Социально значимые заболевания: туберкулез и гепатиты с гемоконтактным механизмом передачи возбудителя.

42. Детские инфекции: корь, скарлатина, ветряная оспа, полиомиелит, коклюш, паротит. Эпидемиология. Клинические проявления. Профилактика.

43. Травмы опорно-двигательного аппарата: ушибы мягких тканей, растяжение связок, переломы, вывихи. Признаки. Первая медицинская помощь.

44. Переломы позвоночника. Первая медицинская помощь. Варианты транспортной иммобилизации при повреждении различных отделов позвоночника.

45. Травмы головы. Черепно-мозговая травма: сотрясение, ушиб, сдавление. Признаки. Первая медицинская помощь.

46. Травматический шок, фазы. Основные противошоковые мероприятия.

47. Синдром длительного сдавления (травматический токсикоз). Причины. Клиника. Первая медицинская помощь.

48. Кровотечения. Виды, характеристика, симптомы острой кровопотери. Способы временной остановки.

49. Раны: классификация, признаки, осложнения, первая медицинская помощь.

50. Термические ожоги: степени тяжести, способы определения площади ожога, первая медицинская помощь.

51. Отморожение и замерзание: признаки, степени тяжести, первая медицинская помощь.

52. Тепловой и солнечный удар: признаки, первая медицинская помощь.

53. Терминальные состояния. Реанимационные мероприятия при остановке сердца и дыхания. Особенности проведения реанимационных мероприятий при утоплении, электротравме у детей и взрослых.

54. Первая медицинская помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути.

55. Артериальное давление: техника измерения, характеристики артериального давления.

56. Пульс: определение, характеристики, техника исследования.

57. Частота дыхания у взрослых, новорожденных, а также при повышении температуры тела. Характеристика по частоте, ритму, глубине. Одышка: понятие, виды.

58. Правила термометрии. Понятие о нормальной, субфебрильной и лихорадочной температуре.

59. Понятие об ознобе, лихорадке и критическом падении температуры. Первая медицинская помощь.

60. Применение горчичников. Показания, противопоказания.

61. Наложение согревающего компресса. Показания, противопоказания.

62. Применение грелки и пузыря со льдом. Показания и противопоказания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...