Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Контрольный диктант по теме «Предложение»




Цели: проверить знания, умения и навыки по теме «Предло­жение»; выявить уровень сформированности навыков правопи­сания, приобретённых за два года обучения, умений оформлять предложение, писать слова без пропусков букв, обозначать твёр­дые и мягкие согласные, разделительный мягкий знак.

Ход урока

I. Организационный момент

— Какие орфограммы, связанные с правописанием корней слов, вы знаете?

— Что необходимо сделать, чтобы правильно написать слово с проверяемым безударным гласным в корне? 1. Поста­вить ударение в слове. 2. Выделить корень и определить без­ударный гласный. 3. Подобрать проверочное слово так, чтобы этот гласный стоял под ударением.)

II. Работа по теме урока

Осенью

Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яр­кие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Слова для справок: ходим, воздухом.

Грамматическое задание

1. Запишите цифрой, сколько слов в первом предложении.

2. Слова русский, листья разделите для переноса.

3. В третьем предложении подчеркните грамматическую ос­нову, выпишите словосочетания.

(Учитель также может предложить следующий текст.)

Осенью

Осенью скворцы, грачи и ласточки улетают на юг. Там тепло и много корма. А звери встречают зиму.

Белка сушит на ветках деревьев грибы. В дупле у белки мягкое гнездо. Ёж много ест. Ловит жучков, червей. Из травы и сухих листьев делает гнездо. И медведь много ест. Копит жир. Зимой он спит в берлоге.

Слово для справки: делает.

III. Подведение итогов урока

— Слова с какими орфограммами встретились в тексте?

— В написании каких слов вы сомневались?

Тема: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова

Цель: формировать умения распознавать многозначные и од­нозначные слова, слова в прямом и переносном значении, рабо­тать с толковым словарём.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ контрольного диктанта

(Проводится работа над каждой группой ошибок).

1. Пропуск, перестановка букв.

2. Буквосочетания жиши, ча ща

3. Разделительный мягкий знак.

4. Безударные гласные в корне слова.

5. Парные звонкие и глухие согласные на конце слова.

6. Непроверяемые гласные.

(Тем, кто не допустил ошибок в контрольном диктанте, мож­но предложить выполнить следующее задание.)

— Спишите, вставьте пропущенные буквы.

М..л..ко - ценный продукт. Из него делают сливочное масло. Из м..л..ка можно приготовить сметану, сыр, творо... Очень полезно кислое молоко. Но вкуснее всего парное м..л..ко.

III. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадку.

Живёт в норке,

Грызёт корки.

Короткие ножки,

Боится кошки. (Мышь.)

— Кто знает, в каком словаре можно посмотреть лексическое значение слова? (В толковом словаре.)

— Найдите в толковом словаре на с. 153 слово мышь.

— Какие значения имеет это слово?

— Как называются слова, которые имеют несколько лексиче­ских значений? (Многозначные.)

— А теперь найдите в толковом словаре на с. 153 значение слова таволга. Что вы можете сказать об этом слове? (Это однозначное слово.)

— Сформулируйте тему урока.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 64 (с. 40).

— Прочитайте текст. О чём в нём говорится? Что хотел пере­дать автор текста?

— Согласны ли вы с его мнением?

— Выполните задания.

— Прочитайте лексическое значение выделенных слов.

— Что такое лексическое значение слова? (То, что обозначает слово.)

По какому словарю можно определить лексическое значе­ние слова? (По толковому.)

Упр. 65 (с. 40). (Работа в парах.)

— Приведите свои примеры однозначных и многозначных слов.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 66 (с. 41).

— Прочитайте текст.

— О каком явлении природы идёт речь? (О росе.)

— Кому приходилось наблюдать это явление природы? Рас­скажите о нём.

— Выполните задание.

— Значение какого слова вы определяли по словарю?

2. Работа со словом из словаря

— Узнайте слово по его лексическим значениям.

1. Тетрадь из плотных листов для рисунков.

2. Собрание рисунков, репродукций, чертежей в виде книги.

3. Несколько музыкальных произведений одного исполните­ля, объединённых одним названием.

Ответ: альбом.

— Что можно сказать об этом слове? (Это многозначное слово.)

— Найдите это слово в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом альбом, запишите.

— Запомните, как пишется это слово.

Материал для учителя

По-латыни альбом означает «белый». В Древнем Риме альбомом называли доску, покрытую белым гипсом. На этой белой доске писали разные сообщения, распоряжения, имена отличившихся воинов и вы­ставляли её для всеобщего обозрения в местах, где собиралось много народа. А для средневекового рыцаря альбом был тетрадкой обязательно из белых листков, в которой могли быть история древнего рода, рыцар­ские гербы, девизы и мудрые высказывания знаменитых людей.

Нынешние альбомы не всегда белые, но язык неохотно отказывается от своих первоначальных названий.

VII. Рефлексия

(Работа в парах.)

— Пользуясь толковым словарём, разделите слона на две груп­пы: 1) однозначные; 2) многозначные.

Верста, гимн, журавль, коллектив, мышь, просто к наша, заря.

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что такое лексическое значение слова

— С каким словом из словаря вы познакомились сегодня?

Домашнее задание

Упр. 67 (с. 42).

Тема: Синонимы и антонимы

Цель: формировать умения распознавать синонимы и антони­мы, работать со словарями синонимов и антонимов.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте лексические значения слов.

III. Актуализация знаний

(Работа в парах.)

— Найдите лишнее слово в каждой строке. Обоснуйте свой выбор. Если задание вызовет затруднения, можно восполь­зоваться толковым словарём.

1) Соловей, игла, трава, сырник. (Игла — многозначное слово, осталь­ные однозначные.)

2) Корень, язык, зима, группа. (Зимаоднозначное слово, остальные многозначные.)

Какие слова называются однозначными?

— Какие слова называются многозначными?

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте пары слов.

Белый — чёрный, храбрый — отважный, веселье — радость, мир — война.

— Разделите их на две группы. Обоснуйте свой ответ. (1) Бе­лый — чёрный, мир — война (слова, противоположные по зна­чению); 2) храбрый — отважный, весельерадость (слова, близкие по значению).)

— Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы.)

— Как называются слова, близкие по значению? (Синонимы.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 68 (с. 42).

— Прочитайте. Выполните задания. Используйте словарь си­нонимов и словарь антонимов, которые даны в учебнике.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют орфограммы.)

— К каким из данных слов вы подобрали синонимы? (Вьюга — метель, мороз — холод, хорошо — прекрасно.)

— Что такое синонимы?

— К каким из данных слов вы подобрали антонимы? (Здрав­ствуйте — до свидания, весело — грустно, мороз - жара.)

Что такое антонимы?

— Назовите «вежливые» слова. Когда их употребляют?

— Прочитайте предложения с «вежливыми» словами, которые вы составили.

Упр. 69 (с. 42).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

Упр. 70 (с. 43).

Прочитайте стихотворение.

— Как вы понимаете значение выделенного слова? В каком значении оно употреблено в стихотворении: в прямом или переносном? (В переносном.)

Какие слова автор использует, чтобы изобразить светофор как живое существо? Назовите их.

— Как называется этот приём в литературе? (Олицетворение.)

— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограм­мами и объясняют их написание.)

— Прочитайте на с. 43 сведения о словах погода и непогода.

Какое значение раньше имело слово погода? А непогода?

2. Работа со словом из словаря

— Найдите слово погода в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом погода, запишите.

— Запомните написание этого слова.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 71 (с. 43).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

Упр. 72 (с. 44).

Прочитайте текст. О чём в нём говорится?

— Как вы думаете, почему автор тик па шал гной текст?

— Какие чувства вызывает этот текст?

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке называют слома с орфограм­мами и объясняют их написание.)

— Назовите антонимы.

— Какие слова называются антонимами?

Упр. 73 (с. 44).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по це­почке читают предложения и объясняют свой выбор синонимов.)

— Какие слова называются синонимами?

VIII. Рефлексия

(Работа в парах.)

— Дополните пословицы антонимами. Объясните смысл этих пословиц.

• Маленькое дело лучше... безделья. (Маленькое дело лучше большого безделья.)

• Не спеши языком,... делом. (Не спеши языком, торопись делом.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что такое синонимы?

— Что такое антонимы?

— Какую роль в речи выполняют антонимы и синонимы?

Домашнее задание

Упр. 74 (с. 44).

Тема: Омонимы

Цель: формировать умения распознавать омонимы, работать со словарём омонимов.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте слова первой группы с синонимами.

— Каким словарём вы пользовались?

— Прочитайте слова второй группы с антонимами.

— Каким словарём вы пользовались?

III. Актуализация знаний

(Работа в парах.)

— Подберите к данным словам синонимы и запишите их. Если задание вызовет затруднения, можно воспользоваться словарём синонимов.

Ветер, повар, интересный.

— Подберите к данным словам антонимы и запишите их. Если задание вызовет затруднения, можно воспользоваться сло­варём антонимов.

Печаль, ссора, героизм.

(Проверка.)

— Какие слова называются синонимами?

— Какие слова называются антонимами?

IV. Самоопределение к деятельности

(Работа в группах.)

— Найдите в толковом словаре под редакцией С.И. Ожегова слова игла и кадр. Прочитайте их лексические значения.

— Назовите лексические значения слова игла. Как называются такие слова? (Многозначные.)

Назовите лексические значения слова кадр. Чем отличается оформление статей, поясняющих значения слова кадр?

— Кто знает, как называются такие слова? (Ответы детей.)

— Такие слова называются омонимами. Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 75 (с. 45).

Прочитайте. Рассмотрите рисунки.

— Почему в каждом предложении выделено слово коса! (Оно имеет разные значения.)

Какое значение имеет слово коса в первом предложении? (Идущая от берега низкая и узкая полоса земли.)

Какое значение имеет слово коса во втором предложении? (Сплетённые в виде жгута несколько длинных прядей волос.)

Какое значение имеет слово коса в третьем предложении? (Сельскохозяйственное орудие — изогнутый нож на длинной рукоятке для срезания травы, злаков.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Какие слова называются омонимами?

— Каким словарём можно пользоваться при работе с такими словами?

— Как представлены омонимы в словаре? (Отдельной словар­ной статьёй.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 76 (с. 45).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.) Упр. 77 (с. 46).

— Прочитайте пары предложений. Найдите в них выделенные слова. Что можно о них сказать? (Это омонимы.)

— Докажите, что это омонимы. Объясните значение выделен­ных слов в каждом предложении.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограм­мами и объясняют их написание.)

2. Работа со словом из словаря

— Назовите первый день недели. (Понедельник.)

Найдите слово понедельник в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

— Составьте предложение со словом понедельник, запишите.

— Запомните написание этого слова.

— Объясните значение выражения доживём до понедельника. (Подождём, посмотрим, что будет.)

VIII. Рефлексия

(Работа в парах.)

— Найдите омонимы в предложениях. Объясните, в каких значениях они употреблены в этих предложениях.

Он был лучшим командиром взвода. (Взвод — подразделение роты, батареи.)

Курок пистолета был на взводе. (Взвод - приспособление в ударном механизме оружия.)

Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что такое омонимы?

Домашнее задание

Упр. 78 (с. 46).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...