Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Что такое приставка? Как найти в слове приставку?




Цели: познакомить с приставкой как значимой частью слова; формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с помощью приставок новые слова.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте первую группу слов.

— Прочитайте вторую группу слов.

— По какому признаку вы разделили слова? (Формы одного и того же слова и однокоренные слова.)

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

— Прочитайте предложения. Выпишите однокоренные слова, выделите в них корень.

Скоро откроется футбольный сезон. На матч приедут юные футбо­листы. Футбол — это игра смелых.

— Запишите однокоренные слова группами, выделите в них корень.

Бег, бегать, беговая; кормушка, кормовой, кормить; озеленить, зе­лёный, зелень; загадочный, загадывать, загадка.

(Проверка. Три ученика записывают слова на доске.)

2. Фронтальная работа

— Составьте слова, состоящие из корня и окончания. (Проверка.)

— Из каких частей состоят слова? Какая часть слова самая главная?

— А как образуются однокоренные слова?

IV. Самоопределение к деятельности

— Спишите. Выделите в словах корень. Полёт, перелёт, вылет, отлёт.

— Назовите окончание в словах. (Нулевое окончание.)

Что можно сказать об этих словах? (Это однокоренные слова.)

Объясните лексическое значение каждого слова.

— Чем отличаются слова?

— Как вы думаете, для чего служит эта часть слова?

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Наблюдения над ролью приставок в словах

— Прочитайте слова.

Выходить, заходить, переходить, уходить.

— Что в них общего? (Корень.)

— Чем отличаются? (Значением.)

— А какая часть слова придаёт им разное значение? (Та, ко­торая стоит перед корнем.)

Эта часть слова называется приставкой. Именно приставки придают особую выразительность глаголам. Указывают на степень интенсивности действия, на разнообразные оттенки его проявле­ния, порой придают словам разговорную окраску.

2. Работа по учебнику

Упр. 153(с. 84).

— Рассмотрите рисунки. Прочитайте слова. Сравните их.

— Чем похожи все слова? (Корнем.)

— Сравните их лексическое значение. Что можно сказать? (Лексическое значение слов разное.)

Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют

приставки.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Что такое приставка? Для чего она служит? Как выделяют приставку?

— Приведите примеры слов с приставками.

— Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники. Расска­жите правило соседу по парте.

— Выучите правило дома.

Упр. 154(с. 85).

— Прочитайте.

— Как пишутся приставки? (Всегда одинаково.)

Найдите приставки, которые пишутся с буквой о. Прогово­рите их.

— Найдите приставки, которые пишутся с буквой а. Прого­ворите их.

— Найдите приставки, которые пишутся с буквой е. Прогово­рите их.

— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют

приставки.)

3. Упражнение в выделении приставок

— Ябуду читать слова, а вы называть приставки. Безоблачный, выписать, водиться, списать, побелить, заморозки, приезд, переход, надставить, прибить, проветрить, промёрз, загоражи­вать, нагрузка, сгореть, задуть, сбросить, заплакать, доплыть, просмо­треть, написал, безобразный, отцепить, расцвёл.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 155 (с. 85).

Прочитайте загадку. Отгадайте.

— Как найти приставку в слове? (Подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.)

- Выполните письменное задание к упражнению.

- Прочитайте сведения о языке на с. 86.

Упр. 156 (с. 86).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

2. Работа над загадками

- Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Выделите в словах приставки.

Не спорю — не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В берёзовой роще. (Подберёзовик.)

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его - серёжки.

На земле лежат листки -

Маленькие лопушки.

Нам он - как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук. (Подорожник.)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я —... (подосиновик).

VIII. Рефлексия Игра с приставками

- Ябуду называть только приставки, а вы догадайтесь, что нужно сделать. Представьте, что вы стоите перед домом.

Я вам говорю: в-! Что вы делаете? (Входим в дом.)

А если я скажу: у- (уходим от дома), об- (обходим дом), от-(отходим от дома)?

- Какой же вывод можно сделать из игры? (У каждой при­ставки своё значение.)

Что такое приставка?

- Как найти приставку в слове?

— Для чего служат приставки?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

- Как пишутся приставки?

Домашнее задание

Составить и записать два предложения, употребив в них гла­голы с приставками.

Тема: Значения приставок

Цель: закреплять знания о роли приставок в словах, умения находить приставки в словах, разбирать слова по составу.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте предложения, которые вы составили. Прочитайте глаголы и назовите приставки. Какое значение они имеют?

— Для чего служат приставки?

III. Актуализация знаний

(Работа в парах.)

— Выпишите слова, которые состоят только из корня и при­ставки. Выделите эти части слова.

Весна, косилка, переезд, сад, поход, переехал, обход, грибы, вылет, вьюга, горошина, просмотр.

— Прочитайте слова, которые вы выписали. (Переезд, поход, обход, вылет, просмотр.)

— Назовите корень и приставку в словах.

— Что можно сказать об окончаниях этих слов? (Пулевое окон­чание.)

IV. Самоопределение к деятельности

(Работа в парах.)

— Образуйте от глагола бежать однокоренные глаголы, ис­пользуя разные приставки. Выделите в каждом слове ко­рень и приставку. (Прибежать, убежать, забежать...)

Объясните лексическое значение слов.

— Какую роль играет приставка в слове? (Придаёт словам раз­ные лексические значения.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Наблюдения над лексическим значением слов с приставками

(К доске выходят два ученика. Учитель предлагает одному из них разрезать лист бумаги, надрезать, вырезать треугольник,срезать угол. Второй ученик записывает на доске названия тех действий, которые выполняет первый (или выставляет на набор­ное полотно карточки с соответствующими словами). Остальные учащиеся выделяют в словах корень и приставки.)

— Какую роль выполняют приставки в нашем языке? (Помо­гают описать разные действия.)

2. Работа по учебнику

Упр. 157(с. 86).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Прочитайте слова с орфограммами и объясните написание этих слов.

— Назовите слова с указанными значениями.

Упр. 158(с. 87).

Прочитайте. Из каких сказок эти строки? (Из «Сказки о царе Салтане...» и из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

Назовите авторов этих сказок.

— Найдите слова с приставками. О какой приставке можно сказать, что она указывает на направленность действия из­нутри? (вы-.)

Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют приставки.)

Упр. 159(с. 87).

Прочитайте. Из какой сказки эти строки? («Мойдодыр».)

Выполните задания. (Проверка.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 160(с. 87).

Прочитайте приставки из упр. 154.

— Подумайте, с какими приставками можно употребить дан­ные глаголы.

— Выполните задание. (Взаимопроверка.)

Упр. 161(с. 88).

Прочитайте стихи.

— Какое явление природы описывает автор? (Далее запись текста под диктовку. Проверка.)

— Найдите слова с приставками. Прочитайте их. (Работа в парах.)

— Прочитайте слово, в котором две приставки. (Принахмури­лась.)

Упр. 162(с. 88).

— Прочитайте текст.

— Понравился ли он вам? Что показалось вам особенно за­бавным?

— Какой заголовок подойдёт к этому тексту?

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограм­мами и объясняют их написание.)

— Прочитайте глаголы с приставками и назовите приставки.

VIII. Рефлексия

— Спишите, добавьте подходящие по смыслу приставки. Вставьте пропущенные буквы.

..п..сать в блокнот,..б..жал вдоль стадиона,..л..тел из гнезда,..плыть до берега,..ехал из города,..в..рить к..ртофель,..б..жать до ворот.

(Проверка.)

— Как найти в слове приставку?

— Какие значения могут иметь приставки? (Повтор — пере-,снизу вверх — под-,действие изнутривы-...)

Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?

Домашнее задание

Упр. 163 (с. 88).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...