Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»




Цели: познакомить с жизнью и творчеством И.Я. Билибина; учить «читать» картину; воспитывать любовь к природе; развивать умения составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте словосочетания.

— Назовите падеж имени существительного в каждом из них.

III. Самоопределение к деятельности

— Из какого произведения эти строки?

А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела, сам не знает куда. Вот он шёл, шёл, дошёл до болота, видит — сидит лягушка, подхватила его стрелу.

(Из русской народной сказки «Царевна-лягушка».)

Сегодня мы будем писать сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

IV. Работа по теме урока

1. Рассказ о жизни И.Я. Билибина

Иван Яковлевич Билибин родился 4 августа 1876 г. в селе Тар-човка (близ Петербурга) в семье военного врача. В 1898 г. Учился в мастерской художника А. Ашбе в Мюнхене, затем несколько лет занимался под руководством И.Я. Репина.

Талант художника проявился в его иллюстрациях к русским сказкам, былинам, а также театральным постановкам.

Умер Билибин в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 г.

2. Беседа по картине

— Рассмотрите репродукцию картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» в «Картинной галерее».

В сказке не даётся описания внешности царевича, подробно не говорится о том месте, где повстречал Иван лягушку-квакушку. Художник оживил эту картину. В центре он изобразил Ивана-ца­ревича посреди болота. Одет он в народный русский кафтан. Его внешний облик говорит о его не простом происхождении. В руках он держит лук, а стрелу держит лягушка.

Картина написана яркими красками, что создаёт сказочную атмосферу, заставляя зрителей вернуться к художественному тексту.

Иллюстрацию окаймляет орнамент со стрелами, жуками, ра­стительным мотивом.

— Какое впечатление производит на вас картина И.Я. Били­бина? Что в ней особенно красиво?

(Далее работа по вопросам упр. 73 (с. 41).)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Составление плана сочинения

— Сколько частей должно быть в сочинении? Назовите их. (Три: вступление, основная часть, заключение.)

Примерный план

1. «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

2. Цвет и настроение картины.

3. Моё отношение к картине.

2. Работа над сочинением

(Учащиеся пишут сочинение по плану. Проверка. Учащиеся читают свои сочинения.)

VII. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Чьё сочинение вам больше всего понравилось?

Домашнее задание

Просклонять слово ручка.

Тема: Именительный падеж

Цели: познакомить с особенностями именительного падежа; развивать умение определять падеж существительных по вопросу и предлогу.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Один ученик склоняет существительное ручка у доски.)

- Что такое склонение?

III. Актуализация знаний

Комментированное письмо

- Запишите. Обозначьте в словах орфограммы. Найдите глав­ные члены в предложениях, подпишите части речи.

Зима. Идёт мягкий снег. Снежные хлопья легли на землю и крыши домов. Снег одел в пушистые рукавицы кусты и деревья.

IV. Самоопределение к деятельности

- Прочитайте предложения. Определите падеж имён суще­ствительных.

Наступила весна. Ребята пришли. Солнце светит.

- Что вы можете сказать об этих предложениях? (Простые нераспространённые предложения.)

- Сравните имена существительные в предложениях. Чем они похожи? (Стоят в именительном падеже.)

- Что можно сказать об именах существительных, которые стоят в именительном падеже? (В предложении они являются подлежащими.)

- Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 74 (с. 42).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

- Назовите имена существительные с орфограммами, объяс­ните их написание.

- Назовите имена существительные, которые стоят в имени­тельном падеже.

- Назовите синонимы. (Буран, вьюга; ветер, вихрь.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Что можно сказать об именах существительных, которые стоят в именительном падеже? (В предложении они являются подлежащими и никогда не употребляются с предлогами)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 75 (с. 42).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Прочитайте предложения. Назовите главные члены.

— Назовите падеж выделенных имён существительных.

Упр.76 (с. 43).

— Прочитайте стихотворение.

— Определите падеж выделенных имён существительных. На какие вопросы они отвечают?

— Что можно сказать о выделенных словах?

— Подготовьтесь к письму по памяти. (Письмо по памяти. Самопроверка.)

VIII. Рефлексия

— Прочитайте пословицу. Объясните её смысл. Труд кормит, а лень портит.

— Найдите имена существительные и определите их падеж.

— Что можно сказать об этих именах существительных?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Составить и записать два предложения, подчеркнуть в них главные члены.

Тема: Родительный падеж

Цели: познакомить с особенностями родительного падежа; развивать умение определять падеж существительных по вопросу и предлогу.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте предложения.

— Назовите главные члены.

- В каком падеже стоит подлежащее?

III. Актуализация знаний

- Спишите, вставьте пропущенные буквы. Укажите падеж имён существительных.

Трещ..т м..розы. Иней запуш.л д..рев..я. На ёлке и осинке л..жат ша..ки снега. Вот белка прыгает с ветки на ветку. Дят..л стучит на вер­ху,.ке д..рева своим крс.ким клювом.

М..ро.. зат..нул пру., льдом. Мя..кий белый к..вёр покрыл х..лодную юмлю.

IV. Самоопределение к деятельности

- Прочитайте словосочетания. Определите падеж имён су­ществительных.

Доплыл до берега, написал для мамы, сделан из бумаги.

- Сравните имена существительные. Чем они похожи? (Сто­ят в родительном падеже.)

- Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр.77 (с. 43).

- Прочитайте словосочетания.

- Определите падеж выделенных имён существительных.

- Какие вопросы вы поставили? К каким существительным поставили вопрос кого?, а к каким — чего?

- Назовите предлоги, с которыми употреблены выделенные имена существительные.

- Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

2. Работа со словом из словаря

- Отгадайте загадку.

Дом — чудесный бегунок

На своей восьмёрке ног

День-деньской в дороге:

Бегает аллейкой

По стальным двум змейкам. (Трамвай.)

- Найдите слово трамвай в орфографическом словаре.

- Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

- Составьте предложение со словом трамвай, запишите.

- Запомните написание этого слова.

3. Работа по учебнику

- Прочитайте сведения о языке на с. 44.

- Назовите вопросы родительного падежа.

— С какими предлогами употребляются имена существитель­ные в родительном падеже?

Упр.78 (с. 44).

— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

— Найдите имена существительные в родительном падеже. Как это сделать?

— Выполните письменное задание к упражнению.

— Прочитайте пословицы, в которых все существительные употреблены в родительном падеже.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 79 (с. 44).

— Прочитайте стихотворение. Назовите его главную мысль.

— Объясните значение выделенного слова и фразеологизма. (Пустомеля— тот, кто говорит много пустого, несерьёзно­го, болтает вздор, пустяки. Семь пятниц на неделе — так говорят о людях, часто меняющих свои решения, намерения, настроения.)

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Назовите имена существительные, которые стоят в роди­тельном падеже.

— Прочитайте сведения о языке на с. 45.

— Как пишутся имена существительные в родительном паде­же множественного числа?

Упр.80 (с. 45).

Прочитайте загадки. Отгадайте.

— Выполните задания.

— Назовите падеж выделенных имён существительных.

2. Работа со словами из словаря

— Найдите слова пятница и около в орфографическом словаре.

— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

— Составьте предложения со словами пятница и около, запишите.

— Запомните написание этих слов.

VIII. Рефлексия

— Прочитайте стихотворение. Назовите имена существитель­ные, которые стоят в родительном падеже.

Только вдруг из-за кусточка,

Из-за синего лесочка,

Из далёких из полей

Прилетает Воробей.

К. Чуковский

- Назовите вопросы родительного падежа.

- С какими предлогами употребляются имена существитель­ные в родительном падеже?

- Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- С какими словами из словаря познакомились?

Домашнее задание

Упр. 81 (с. 45).

Тема: Дательный падеж

Цели: познакомить с особенностями дательного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

- Назовите слово, которое пропущено в последнем предло­жении.

- Назовите тему текста.

- Назовите главную мысль текста.

- Какой заголовок вы подобрали к тексту?

- Прочитайте слова с орфограммами и объясните их написание.

- В каком падеже стоит подлежащее?

III. Актуализация знаний

- Спишите, вставьте пропущенные буквы. Укажите падеж выделенных имён существительных.

Тр..пинка

Через всю полянку вьётся л.хная тр. пинка. Мы любим гулять по этой iр..пинке. Ранней в..сной мы здесь наблюдаем за п..лётом птиц.

По И. Соколову-Микитову

IV. Самоопределение к деятельности

- Прочитайте словосочетания. Определите падеж имён су­ществительных.

Плыл по реке, пришёл к сестре, обрадовался солнцу.

- Сравните имена существительные. Чем они похожи? (Сто­ят в дательном падеже.)

- Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр.82 (с. 46).

Прочитайте словосочетания.

— Определите падеж имён существительных в словосочета­ниях.

— Какие вопросы вы поставили?

— К каким существительным поставили вопрос кому?, а к ка­ким — чему?

— Назовите предлоги, с которыми употреблены имена суще­ствительные.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

Упр. 83 (с. 46).

Прочитайте.

— Из каких басен эти строки? («Ворона и Лисица», «Слон и Моська», «Стрекоза и Муравей».)

— Найдите имена существительные в дательном падеже. Как это сделать?

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Назовите слова с орфограммами, объясните их написание.

— Прочитайте сведения о языке на с. 47.

— Назовите вопросы дательного падежа.

— С какими предлогами употребляются имена существитель­ные в дательном падеже?

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр.85 (с. 47).

Прочитайте стихотворение.

— Вставьте пропущенные слова. Прочитайте.

— Определите падеж этих имён существительных.

— Объясните написание слов с орфограммами.

— Выполните задания.

(Проверка. Несколько учеников рассказывают продолжение данного текста.)

VIII. Рефлексия

(Работа в парах.)

— Составьте и запишите пять словосочетаний, употребив в них имена существительные в дательном падеже.

— Назовите вопросы дательного падежа.

- С какими предлогами употребляются имена существитель­ные в дательном падеже?

- Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Упр. 84 (с. 47).

Тема: Винительный падеж

Цели: познакомить с особенностями винительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

- Прочитайте словосочетания.

- Прочитайте предложение.

III. Актуализация знаний

- Прочитайте стихотворение. Определите падеж слова дорож­ка в каждом случае.

Дорожка домой

Мне мила с детских лет.

Дорожки знакомой

Красивее нет!

И если б зашёл я

Не знаю куда,

Дорожку домой

Отыскал бы всегда.

На этой дорожке

И в трудные дни

Я пел бы без устали

Песни свои.

К. Рейс

IV. Самоопределение к деятельности

- Прочитайте словосочетания. Определите падеж имён су­ществительных.

Перешёл через дорогу, написал про победу, сел за стол.

- Сравните имена существительные. Чем они похожи? (Сто­ят в винительном падеже.)

- Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 86 (с. 48).

Прочитайте словосочетания.

— Определите падеж имён существительных в словосочета­ниях.

— Какие вопросы вы поставили? К каким существительным поставили вопрос кого?, а к каким — что?

Назовите предлоги, с которыми употреблены имена суще­ствительные.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Назовите вопросы винительного падежа.

— С какими предлогами употребляются имена существитель­ные в винительном падеже?

Упр.87 (с. 48).

Прочитайте предложения.

— Определите падеж слова море.

Выполните письменные задания к упражнению.

— Прочитайте предложения. Назовите главные члены пред­ложения.

— На какой вопрос отвечает подлежащее?

— Прочитайте сведения о языке на с. 49.

— Каким членом предложения являются имена существитель­ные, которые отвечают на вопрос что?», стоят в форме име­нительного падежа?

— Каким членом предложения являются имена существитель­ные, которые отвечают на вопрос что? и стоят в форме ви­нительного падежа?

Упр.88 (с. 49).

— Прочитайте стихотворение.

— Объясните значение выделенных слов в каждом предложении.

— Обсудите и выполните задание в парах. (Проверка.)

Упр.89 (с. 49).

Прочитайте скороговорки.

— Объясните значение выделенных слов в каждом предложении.

— Как определить падеж этих слов?

(Письмо по памяти. Выполнение заданий. Проверка.)

— Прочитайте предложения. Назовите падеж выделенных слов.

2. Работа со словом из словаря

— Найдите слово солома в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом солома, запишите.

— Запомните написание этого слова.

— Как вы понимаете выражение соломку подостлать! (Смяг­чить, ослабить что-нибудь неприятное.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 90 (с. 50).

(Коллективное выполнение.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Что нужно сделать, чтобы распознать родительный и вини­тельный падежи одушевлённых имён существительных?

Упр. 91 (с. 51).

Прочитайте.

— Вставьте слово конь в предложения, назовите падеж.

— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка.)

Упр. 92 (с. 51).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

VIII. Рефлексия

(Работа в парах.)

— Выпишите имена существительные и распределите их в два столбика: 1) в именительном падеже; 2) в винительном падеже.

Любит лётчик самолёт,

Пулемётчик — пулемёт.

Как стекло, светло и чисто

Блещет мастера станок.

У бойца-кавалериста,

Серебром горит клинок.

Содержи и ты в порядке

Парту, книжки и тетрадки.

С. Маршак

— В каком падеже стоят имена существительные, которые от­вечают на вопрос что? и являются главным членом предло­жения?

— В каком падеже стоят имена существительные, которые от­вечают на вопрос что? и являются второстепенным членом предложения?

— Назовите вопросы винительного падежа.

— С какими предлогами употребляются имена существитель­ные в винительном падеже?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— С каким словом из словаря познакомились?

Домашнее задание

Упр. 93 (с. 52).

Тема: Творительный падеж

Цели: познакомить с особенностями творительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте стихотворение.

— Назовите имена существительные в винительном падеже.

— Какие предметы вы смогли сравнить между собой и по ка­кому признаку?

III. Актуализация знаний

— Прочитайте.

Вот идёт молваправдива:

За моремцаревна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землюосвещает,

Месяцпод косойблестит,

А во лбу звезда горит.

А. Пушкин

— Из какого произведения эти строки? Назовите автора. (Из «Сказки о царе Салтане...», А.С. Пушкин.)

Спишите. Укажите падеж выделенных имён существительных. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают имена существитель­ные и называют падеж.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте словосочетания. Определите падеж имён су­ществительных.

Наблюдал за птицей, сидел под берёзой, летал над облаком.

— Сравните имена существительные. Чем они похожи? (Сто­ят в творительном падеже.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 94 (с. 52).

— Прочитайте предложения.

— Определите падеж выделенных имён существительных в каждом предложении.

— Какие вопросы вы поставили? К каким существительным поставили вопрос кем?, а к каким — чем?

— Назовите предлоги, с которыми употреблены имена суще­ствительные.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

— Прочитайте сведения о языке на с. 53.

— Назовите вопросы творительного падежа.

— С какими предлогами употребляются имена существитель­ные в творительном падеже?

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 95 (с. 53).

(Работа в парах. Проверка.)

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

— Назовите падеж имён существительных.

Упр. 96 (с. 53).

Прочитайте. Найдите имена существительные, которые стоят в форме творительного падежа.

— Найдите сравнения. Какой частью речи они выражены? (Именем существительным.)

— В каком падеже употреблено сравнение? (В творительном.)

Подготовьтесь к письму под диктовку. (Запись под диктовку. Самопроверка.)

VIII. Рефлексия

(Работа в парах.)

— Прочитайте стихотворение. Найдите имена существитель­ные, которые стоят в форме творительного падежа. Опре­делите падеж остальных имён существительных.

Хорошо в лесу, ребята!

Пахнет кашкой, пахнет мятой,

Пахнет липой, и сосной,

И малиною лесной.

Мы сегодня в лес пойдём,

Грибы, ягоды найдём,

Наберём мы там черники

И душистой земляники.

М. Кравчук

Назовите вопросы творительного падежа.

— С какими предлогами употребляются имена существитель­ные в творительном падеже?

— Какие окончания имеют имена существительные, стоящие в форме творительного падежа?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Составить и записать два предложения с именами существи­тельными в творительном падеже.

Тема: Предложный падеж

Цели: познакомить с особенностями предложного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

— Назовите имена существительные в творительном падеже.

III. Актуализация знаний

Словарный диктант

Кровать, около, трамвай, солома, рябина, однажды, комната, само­лёт, килограмм, пятница, праздник, шоссе.

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте словосочетания. Определите падеж имён су­ществительных.

Написали в газете, растут в воде, лежит на столе.

— Сравните имена существительные. Чем они похожи? (Сто­ят в предложном падеже.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр.97(с. 54).

Прочитайте выражения. Объясните их смысл.

— Определите падеж выделенных имён существительных в каждом предложении.

— Какие вопросы вы поставили? К каким существительным поставили вопрос о ком?, а к каким — о нём?

— Назовите предлоги, с которыми употреблены имена суще­ствительные.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Назовите вопросы предложного падежа.

— С какими предлогами употребляются имена существитель­ные в предложном падеже?

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 99 (с. 55).

— Прочитайте.

— Из каких произведений эти строки?

— Найдите устаревшие слова. Объясните их смысл.

— Выполните задание в парах.

— Назовите падеж выделенных имён существительных.

Упр. 100(с. 55).

(Работа в парах. Проверка.)

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

— Назовите имена существительные в предложном падеже.

VIII. Рефлексия

(Работа в парах.)

—Прочитайте стихотворение. Найдите имена существитель­ные, которые стоят в форме предложного падежа. Опреде­лите падеж остальных имён существительных.

Едут девочки в санях,

Руки в муфты прячут.

А мальчишки на конях

За санями скачут.

С. Маршак

Назовите вопросы предложного падежа.

— С какими предлогами употребляются имена существитель­ные в предложном падеже?

— Какие окончания имеют имена существительные в форме предложного падежа?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Упр. 98 (с. 54).

Тема: Обучающее изложение

Цель: развивать умения передавать содержание текста по кол­лективно составленному плану, писать слова с изученными ор­фограммами.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте словосочетания, которые вы выписали.

— На какие вопросы отвечают имена существительные, кото­рые стоят в форме предложного падежа?

III. Самоопределение к деятельности

— Сегодня мы будем писать изложение. Чтобы узнать, о ком будет текст, вам нужно отгадать загадку.

Этот зверь живёт лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он, мурлыча, песнь поёт.

Только мышь его боится.

Угадали? Это —... (кот).

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство с текстом

Упр. 101 (с. 56).

— Прочитайте текст. Рассмотрите рисунки.

— Как можно озаглавить этот текст?

— Назовите тему текста. (Кот.)

— Назовите главную мысль. (Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож.)

— На сколько частей можно разделить этот текст?

— Куда влезли куры?

— Что сделал кот?

— Что произошло дальше?

— Как себя чувствовал кот после победы?

2. Составление плана

— Прочитайте текст по частям и озаглавьте каждую часть.

Примерный план

1. Куры в саду.

2. Как кот наказал кур.

3. Кот-хозяин.

3. Орфографическая работа

(Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объ­ясняют их написание.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

(Пересказ текста по плану. Текст по очереди пересказывают два-три ученика. Можно организовать работу в парах: сначала один ученик рассказывает другому содержание текста, затем на­оборот. Далее повторное чтение текста и написание изложения. Самопроверка.)

VII. Подведение итогов урока

— Что мы делали сегодня на уроке?

- Понравился ли вам текст, с которым мы работали?

Домашнее задание

Составить и записать пять словосочетаний с именами сущест­вительными в разных падежах (кроме именительного).

Тема: Все падежи

Цель: развивать умения определять падеж имён существительных по вопросу и предлогу, разбирать предложения по членам.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте словосочетания, которые вы составили.

— Назовите падеж имён существительных.

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте пословицу. Объясните её смысл. Спишите. У коровы молоко на языке.

— Укажите падеж имён существительных.

— Как определить падеж имени существительного?

— Сформулируйте тему урока.

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 102(с. 57).

— Рассмотрите таблицу.

— Какой падеж с предлогами никогда не употребляется? (Име­нительный.)

Приведите примеры.

— Назовите предлоги, которые употребляются в родительном падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры.

— Назовите предлоги, которые употребляются в дательном падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры.

— Назовите предлоги, которые употребляются в винительном падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры.

— Назовите предлоги, которые употребляются в творительном падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры.

— Назовите предлоги, которые употребляются в предложном падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры.

— Как же определить падеж существительного?

— Расскажите по плану.

— Прочитайте сведения о языке на с. 58.

— Что такое начальная форма имени существительного?

— Какие падежи называются косвенными?

2. Запись под диктовку

— Запишите. Обозначьте орфограммы в словах. Укажите па­деж имён существительных.

Подъехал к городу, работает на фабрике, помогает другу, сделано из дерева, подарил книгу, стоит перед домом, посадил около окна, пе­реплыл через речку.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 103 (с. 58).

— Прочитайте. Как определить падеж имён существительных?

— Назовите падеж имён существительных.

— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка.)

Упр. 104(с. 58).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Какой заголовок подойдёт к этому тексту?

— Назовите падеж выделенных имён существительных.

Упр. 105(с. 59).

— Прочитайте задание.

— Какой цифрой справа от слова обозначается этот вид разбора?

— Устно разберите имя существительное берёзу.

2. Работа со словом из словаря

— Найдите слово потом в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму,

— Составьте предложение со словом потом, запишите.

— Запомните написание этого слова.

VII. Рефлексия

(Работа в парах.)

— Прочитайте пословицу. Объясните её смысл. Вера и гору с места сдвинет.

— Выполните разбор имён существительных, пользуясь па­мяткой 1 на с. 144.

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Как определить падеж имени существительного?

Домашнее задание

Составить и записать предложение. Выполнить разбор имён существительных, пользуясь памяткой.

Тема: Обобщение знаний

Цель: развивать умения определять падеж имён существительных по вопросу и предлогу, разбирать предложения по членам.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Два-три ученика выполняют разбор имён существительных па доске.)

III. Самоопределение к деятельности

Спросили Лежебокина:

— А ну-ка расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи?

Давным-давно все школьники

Их знают назубок.

Их за два года выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил он рассерженно:

— В том не моя вина,

Пусть им сперва учёные

Изменят имена.

Ведь я падеж

Творительный

Нарочно не учу:

Трудиться,

А тем более

Творить

Я не хочу.

Такой падеж, как

Дательный,

Я с детства не терплю:

Давать,

Делиться чем-нибудь

С друзьями

Не люблю.

Предложный ненавижу я:

Чтоб не учить урок,

Приходится выдумывать

Какой-нибудь предлог.

А на падеж Винительный

И вовсе я сердит:

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

— Да, переделка, кажется,

Серьёзная нужна,

А сам ты смог бы новые

Придумать имена?

— Давно придумал:

Взятельный,

Грязнительный,

Лежательный,

Грубительный,

Ленительный

И, наконец,

Простительный!

Г. Граубин

— Сформулируйте тему урока.

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 106(с. 59).

- Прочитайте предложения. Назовите падеж имён существи­тельных.

— Выполните задание. (Проверка.)

Упр. 107 (с. 59).

— Прочитайте.

— Объясните значение выделенных фразеологизмов. (Обве­сти вокруг пальца — обмануть. Прокатить с ветеркомбы­стро.)

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Назовите падеж имён существительных.

— Назовите приставки в глаголах.

2. Работа со словом из словаря

— Найдите слово вокруг в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом вокруг, запишите.

— Запомните написание этого слова.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

(Самостоятельное выполнение заданий рубрики «Проверь себя» (с. 62) или работа с контрольно-измерительными материа­лами (тест 9, с. 36—39).)

VII. Рефлексия

— Какие задания вызвали затруднения?

— Как определить род имён существительных?

— Как определить падеж имён существительных?

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Кто сегодня на уроке был самым активным?

Домашнее задание

Записать две пословицы. Указать падеж имён существи­тельных.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...