Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие коллектива и основные стадии его развития.




Коллектив (от лат - собирательный) – социальная общность людей, объединенных на основе общественно- значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения (Б.Л. Вульфсон)

Детально определял сущность коллектива А.С. Макаренко. «Нельзя представить себе коллектив если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив – это живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа сборище». Таким образом, воспитательный коллектив- это такое объединение детей и подростков, жизнь и деятельность которого мотивируются здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности.

Создать такой коллектив сразу нельзя, для этого требуется длительное время.

В связи с этим обычно выделяют три стадии развития коллектива, критерием которого является отношение коллектива к предъявляемым педагогическим требованиям.

Первая стадия характеризуется тем, что в качестве сплачивающего средства выступают требования педагога к детям. Требования, высказанные в форме, не допускающей возражений, необходимы на первых порах в каждом коллективе.

Вторая стадия развития этого требования, когда на сторону педагога перешли первый. Второй. Третий активисты, когда около педагога организуется группа, которая сознательно желает поддерживать дисциплину.

Третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив, когда он «спелся» в едином тоне и стиле педагога. Это тот результат, который вознаграждает педагога за труд первого периода.

Основная цель работы педагога с коллективом заключается в развитии правильных и здоровых межличностных отношений, в укреплении деловых отношений в коллективе.

Методика создания и воспитания детского коллектива базируется на двух вещах: во- первых, нужно вовлекать всех детей в разнообразную и содержательную совместную деятельность и, во- вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла детей в дружный и работоспособный коллектив.

^ Средства воспитания детского коллектива:

- разнообразная деятельность;

- специальная методика, направленная на создание и воспитание сплоченного коллектива.

Педагогическую основу этой методики составляют:

- умелое предъявление требования к детям;

- воспитание детского актива;

- организация увлекательных перспектив в познавательной, трудовой, художественной, спортивной, общественной, ценностно- ориентационной, коммуникативной деятельности;

- формирование здорового общественного мнения;

- создание и развитие положительных традиций коллективной жизни;

- организация процесса интересного общения со сверстниками, со взрослыми.

^ Предъявление единых педагогических требований:

Педагогическое требование- это предъявление ребенку культурной нормы отношения к человеку, труду, обществу.

Начинать воспитательную работу нужно с четкого определения норм и правил поведения. Необходимо без лишней назидательности спокойно разъяснить детям, как следует вести себя в помещении, на улице, на занятиях, в общественных местах, во время массовых мероприятий, как относиться друг к другу, взрослым людям.

^ Принципы развития коллектива.

Развитие и укрепление коллектива во многом зависит от содержательности и динамики его деятельности.

Закон движения коллектива по А.С Макаренко, суть его состоит в том, что коллектив должен двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов и оказывать все более сильное влияние на развитие и личностное формирование его членов.

Большую известность в практике воспитательной работы приобрела методика организации коллективного творчества учащихся, разработанная И.П. Ивановым. Суть ее состоит в коллективном поиске дел по улучшению окружающей жизни. Все это развивает самодеятельность детей, вносит в коллектив дух демократизма, романтики и воспитательной новизны.

В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции (передача). Традиции- обычаи, образ действий, установившийся порядок в поведении, в быту, переходящий от одного поколения к другому. «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиции. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача в воспитательной работе» А.С. Макаренко.

^ Пути развития коллектива (по А.Н. Лутошкину)

А.Н. Лутошкин символически обозначил пути к сплоченному коллективу через «станции» (этапы).

«Песчаная россыпь». Нередко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь, сколько песчинок собрано вместе, но в то же время замечаешь, что ничто не соединяет между собой. Подует легкий ветерок- отнесет часть песка, что лежит с краю, подальше. Дунет ветер посильнее- разнесет песчинки в стороны, пока кто- нибудь не сгребет их обратно в кучу. Есть группы детей детей, очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься – каждый сам по себе. Не находят эти ребята дела, которое бы их объединяло, неинтересно им быть вместе, не решаются пойти друг другу на встречу. Отсутствуют в таких группах авторитетные люди, хорошие организаторы, вокруг которых могли бы сплотиться ребята. И поэтому песчаная россыпь не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.

«Мягкая глина». Известно, что мягкая глина- материал, который сравнительно легко поддается воздействию. В руках хорошего мастера этот материал превращается в искусное изделие. Но он может так и остаться простым куском глины, если к нему не приложить достаточного усилия и умения. Когда в группе еще нет коллектива, нет опыта, не все понимают друг друга, не все готовы прийти на помощь, нет дисциплины, группе особенно нужен хороший вожак, который смог бы повести за собой.

«Мерцающий маяк». В штормящем море и начинающему и опытному мореходу маяк приносит уверенность – курс выбран правильно. Важно только быть внимательным и не потерять световые всплески из виду. Маяки не горят постоянно, а периодически выбрасывают пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готова прийти на помощь». Формирующийся коллектив тоже озабочен, как ему держать правильный курс. В таком коллективе есть на кого опереться, авторитетные организаторы, актив. Однако активность команды всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус». Алый парус- символ устремленности вперед, дружеской верности, не успокоенности. В таком коллективе живут и действуют по принципу: «Один за всех и все за одного!». Товарищеские взаимоотношения и искренняя заинтересованность делами друг друга и всего коллектива сочетаются с принципиальной и взаимной требовательностью. Командный состав «парусника»- знающие и надежные организаторы, верные товарищи. Здесь нет пассажиров, все - члены экипажа. Коллектив интересуется не только своими делами, но и теми событиями, которые происходят в других коллективах. Случается, что бури и ненастья нарушают на некоторое время ритм работы коллектива, но в борьбе выковывается характер.

«Горящий факел». Настоящий коллектив- тот, не удовлетворен своим благополучием и, не дожидаясь просьб и призывов, спешит на помощь другим, кто бескорыстно стремится принести людям пользу. Горячий материал для «горящего факела»- дружба, взаимопонимание, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив.

 

Ошибок вожатого

1. Соревнование с напарником или вожатым другого отряда

2. Открытые конфликты или обсуждение начальства и их действий при детях

3. Неискренность и лицемерие по отношению к ребятам

4. Курение при детях

5. Отчитывание провинившихся прилюдно

6. Психологическое вмешательство в жизнь ребёнка

7. Чувство юмора на грани с пошлостью, хамством

8. Бестактное поведение, ответ грубостью на грубость детей

9. Непоследовательность в действиях, установление двойных стандартов

10. Стремление заработать дешёвый авторитет, потакая капризам детей

Возрастные особенности
7-8 лет

Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо - вот, пожалуй, и все характерные черты. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.

Лет

Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Далекие цели, неконкретные поручения и беседы "вообще" здесь неуместны. Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск, они весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и символам. Они охотно принимают руководство вожатого. К его предложениям относятся с доверием и с готовностью откликаются на них. Доброжелательное отношение и участие вожатого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает их активность.

Лет

Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением.

В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Вожатому легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, 'изнутри' воздействовать на общественное мнение.

Лет

Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится.

Больше не существует естественный авторитет взрослого. Они болезненно относятся к расхождениям между словами и делами вожатого. Они все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.

Лет – юношеский возраст.

Они перерастают свою угловатость, неуклюжесть. Имеют привлекательную, повзрослевшую внешность. Формируются привычки. Обеспокоены своей сексуальной природой и особенностями умственного развития. Это сопровождается возникновением интимных эмоциональных отношений между юношами и девушками. Их мышление достигает новых высот. Характер к этому возрасту уже, как правило, сформирован, но неустойчивая самооценка, комплексы.

Любят дебаты и споры. Их воображение обычно находится под контролем рассудка и суждений. Они принадлежат компаниям или к исключительной социальной группе.

Их очень интересуют собственные особенности и свой внешний облик. Хотят социального утверждения. Сейчас они более способны контролировать свои эмоции.

Устремленность в будущее, построение жизненных планов. Растет желание помогать другим. В общении появляется потребность во внутренней близости, откровенности, и тайнах, секретах. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослым. Устанавливаются эмоциональные контакты с взрослыми на более высоком сознательном уровне.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...