Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Данные речевого онтогенеза. Билингвизм.




Л.В.Величкова, О.В.Абакумова

Путь к языку:

Пособие по психолингвистике. Под редакцией доктора филологических наук, профессора Л.В.Величковой

Изд. -во ВГУ Воронеж, 2011- 58с.

Введение

Цель обучения на факультетах иностранных языков - овладение одним или двумя языками, неродными для обучающегося. В этом процессе обучающийся не является объектом обучения, он - активный субъект, он включен в процесс обучения, и все процессы, необходимые при становлении речевой способности на втором языке, происходят в его сознании. Предмет этого обучения - иностранный язык - имеет отличительные особенности от всех других предметов. Как выучить язык?

Люди, не связанные с таким обучением, ли не владеющие двумя или несколькими языками с детства, представляют себе процесс овладения языком как задачу выучить наизусть огромное количество слов и грамматических правил. Кроме того, нужно постоянно выполнять упражнения. Существуют ли эффективные способы овладения иностранным языком? Что представляет собой этот процесс и какова в нем роль самого обучающегося? Эти вопросы освещаются в настоящем пособии к курсу психолингвистики, а также к другим, где рассматривается проблема овладения языком: родным и неродным. Основной задачей этого курса является создание необходимой стратегии овладения иностранным языком. Не только владение иностранным языком, но и владение стратегией обучения являются профессионально значимыми качествами для студента, изучающего иностранный язык как специальность.

Пособие включает разделы:

1. Овладение родным языком (данные речевого онтогенеза)

2. Развитие языка и мышления

3. Ситуации овладения вторым языком.

4. Двуязычие. Виды билингвизма.

5. Типы ошибок

6. Стратегии овладения и пользования языком.

 

Авторы

 

 

1. Овладение родным языком Наука уже более двухсот лет интересуется проблемой овладения детьми родным языком. Этот процесс может представляться замечательным с учетом того, что взрослый человек тратит на решение задачи выучить иностранный язык годы, но при этом не всегда достигается желанный уровень владения этим языком. Маленький ребенок без проблем осваивает язык, который его окружает. И это происходит на этапе развития, когда он не в состоянии совершить сознательно простейшие умственные операции, например, сложить два простых числа(2 и 2). Мы постоянно имеем возможность наблюдать детей в процессе овладения ими языком, это представляется нам обычным явлением. Но что знаем мы об этом процессе? 1. Почему люди испытывают такие трудности при освоении иностранного (неродного) языка на следующих возрастных этапах, несмотря на то, что их умственные способности значительно выше, чем в детстве? Даже если они - если обратиться к математике - могут производить сложнейшие вычислительные операции, относящиеся к высшей математике, например, дифференциальные и интегральные уравнения. Находясь в поездке за рубежом, эти же люди часто с трудом запоминают обиходные слова чужого языка и простейшие грамматические формы. В то же время каждый здоровый ребенок, независимо от социального окружения и темпом. Он осваивает систему лексики, грамматических правил, соотношений языковых единиц, которые несоизмеримо сложнее, чем математические задачи. Но затем внезапно эта способность начинает убывать, так что легкость и эффективность усвоения языка никогда больше не повторяется. Маленький ребенок усваивает с одинаковой легкостью немецкий, английский, но также китайский или кавказские языки, система которых считается лингвистически сложной. Это происходит независимо от его происхождения. Это явление описано на примере наблюдения над близнецами, которые из- за разделения семей в условиях социальных катастроф (военных событий) росли в среде различных языков и культур. Оба ребенка усваивали с одинаковой скоростью и успехом различные языки как свои родные. Этот феномен можно наблюдать также на примере детей, развитие которых происходит в условиях двух, трех и более языков, не близкородственных или не родственных. Происходит это без целенаправленного обучения лексике, грамматике в пределах 1- 2 лет. Это повседневные наблюдения, которые не вызывают у окружающих удивления. Можно было бы ожидать, что такая сложная способность как способность к усвоению языка должна бы сформироваться значительно позже, как другие физические и интеллектуальные способности. Кроме того, можно было бы предположить, что эти способности должны отличаться у разных детей как, например, способности к математике. Тогда многие люди говорили бы на родном языке грамматически правильно, а другие испытывали бы проблемы, например, с грамматическими явлениями в родном языке. Однако все носители языка, а также те, кто освоил второй язык в раннем детском возрасте, не испытывают никаких трудностей с освоением множества грамматических правил. Это касается также детей, имеющих проблемы интеллектуального характера. В то же время даже высокоинтеллектуальные взрослые, для которых данный язык не является родным, преодолевают массу проблем при освоении неродного для них языка, нередко не достигая желаемого уровня. Таким образом, освоение родного языка в пределах общения на нем не связано с уровнем интеллекта носителя языка. Единственным условием успеха этого процесса является следующее: ребенок (примерно до 4 - 5 лет) должен получит достаточный объем речи(Input) на родном языке. Каким образом происходит процесс овладения родным языком? 1.1. Теории усвоения родного языка Долгое время считалось, процесс усвоения родного языка основан на имитации. Согласно этому представлению, дети имитируют те элементы \ явления родного языка, которые они слышат в своем окружении. Эти реализации подтверждаются или исправляются взрослыми. В процессе дальнейших наблюдений за процессом усвоения ребенком языка стало ясно, что имитация не объясняет всех факторов этого процесса. Дети многое имитируют, но имитация не лежит в основе усвоения языка. При усвоении образования прошедшего времени от неправильных глаголов в немецком языке (unregelmäßige Präteritumformen (wie aß oder rief) наблюдается период, когда ребенок заменяет их «правильными» формами: eßte, rufte, в русском языке часто наблюдается форма «льзя» от «нельзя». Видимо, дети руководствуются закономерностями изменения грамматических структур и действуют по принципу аналогии. Путем восприятия и имитации формы, которые не укладываются в правила (льзя), не могли бы возникнуть, так как их никогда не употребляет взрослый. Наблюдения показывают, что дети продолжают порождать «неправильную», в сущности правильную, т.е. не отступающую от общего правила, форму даже в том случае, когда правильная форма многократно повторяется взрослым. Этот удивительный механизм овладения родным языком, видимо, сформировался на ранних этапах развития человека. Эти способности ребенка коренятся глубоко в биопрограмме человека, так что сегодня можно говорить о развитии данного природой механизма. Такая программа усвоения родного языка ребенком должна иметь долгую историю развития. 1.2. Язык как инстинкт? Существует теория, согласно которой способность к усвоению языка является в определенной степени врожденной, которая, подобно инстинктам, присуща человеку от рождения. Для этого должен служить определенный орган, который содержит информацию об основных принципах, лежащих в основе всех языков. Однако этой гипотезе противоречат два обстоятельства. Первое: поиски такого органа не привели к результатам. Более 100 лет известно о существовании двух языковых центров: центра Брока и центра Вернике. (Broca und Wernicke), которые отвечают за производство речи и ее понимание. Порождение и функционирование языка во всех его проявлениях до не локализировано в разделах головного мозга. Вторая проблема заключается в том, что некий абстрактный «основной» язык не представлен в наблюдении, не найден и «праязык», к которому можно свести все существующие языки. Языки мира по своей структуре (фонологической системе, системе словообразования и синтаксической системе) обнаруживают большие различия. Это усложняет задачу поиска «праязыка», которая интересует ученых, не только в области лингвистики, в течение долгого времени. До сих пор были выделены только отдельные семьи языков, например, семья индоевропейских языков. Согласно современным представлениям, языки в различных частях мира развивались независимо друг от друга. Это можно сравнить с изобретением колеса или получением огня,- с процессами, которые происходили в различных частях нашего мира независимо друг от друга и в различное время. Остается открытым вопрос, существуют ли признаки, по которым объединяются большие группы языков - «суперфамилии»(напр., «ностратические» языки в соответствии с так называемой ностратической теорией). В дискуссии между двумя концепциям, продолжающейся десятилетия, основным является взгляд на процесс освоения языка как на имитативное освоение или как на процесс, регулируемый врожденными инструкциями, содержащимися в мозгу человека. Последняя концепция восходит к теории известного американского лингвиста Н.Хомского (N.Chomsky,1960), развитой впоследствии С. Пинкером (S.Pinker), который генетически объяснял сущность языковой компетенции. Развитие человеческого языка, по его мнению, подвергается законам биологической эволюции. Долгое время эти идеи считались смелыми предположениями. Позже британскими учеными был выделен ген, ответственный за генетическую способность к освоению языка. Генетический дефект, затрагивающий этот ген, приводит к ущербному развитию языковой способности на уровне артикуляции, грамматики и понимания речи. Квантитативные исследования позволяют предполагать, что эти генные изменения произошли примерно 200 000 лет назад и быстро распространились в человеческой популяции. 1.4. Речь как результат общего успешного развития ребенка. Развитие речи ребенка можно образно представить в виде следующего символа.Ребенок в начале своего развития не владеет языком. Овладение родным \ первым языком представляет собой сложный процесс, состоящий из последовательных этапов. Этот процесс можно сравнить с развитием маленького растения, которое превращается в дерево. Сначала растут и укрепляются корни, обеспечивая устойчивость растения, затем развивается ствол, на котором появляется разветвленная крона дерева. Крона символизирует в нашем сравнении систему языковых единиц, которые в лингвистике принято разделять на уровни фонетики, лексики и грамматики. Ствол представляет в данном образе способность к восприятию и порождению речи, а корни - лежащие в основе речевой способности процессы, которые представляют интеллектуальное развитие ребенка. Дерево растет, поглощая свет, тепло и воду с питательными веществами. В нашем примере с речевым онтогенезом вода символизирует речевой Input, речевую и невербальную коммуникацию с окружающими людьми. Тепло и свет - отношение к ребенку со стороны близких людей. Почва - культурная и общественная среда ребенка. Если дерево не получает достаточно влаги, оно останавливается в развитии и засыхает. Для развития речевой способности ребенка необходимо «питание» в виде речевого окружения. Рис.1 Дерево как символ развития речи ребенка. aus: Wendllandt 1995   1.5.Этапы освоения языка
  Понимание речи Артикуляция Запас слов Грамматика
До 1 года Реакция на свое имя, понимание простых действий, направленных на ребенка Гуление, лепет, слоги, дублирование слогов Первые слова на «детском» языке -«Babysprache»: Mama, Papa, Balla Слово - фраза
До двух лет Понимание простых просьб и вопросов m, b, p, n, l, w, f, t, d Имена, глаголы, прилагательные, вопросы, словотворчество Фраза из двух слов
До трех лет Понимание фраз повседневной жизни k, g, ch, r, kn, b, gr звукосочетания Бурное развитие словаря, вопросительные слова, форма личного местоимения 1 лица ед. Числа, личные местоимения, предлоги Фраза из трех слов, вспомогательные глаголы, формы прошедшего времени глагола,
До четырех лет Понимание противопоставлений и оттенков значений Ребенок владеет всей системой звуков родного языка кроме некоторых «трудных» звуков и звукосочетаний Названия цветов и форм Придаточные предложения
До пяти лет Дальнейшее увеличение словаря (пассивного) Осваиваются «трудные» звуки и звукосочетания, в некоторых типичных для данного языках случаях(s, sch und r в немецком, «р» в русском языке) остаются трудности для значительного числа детей. Счет до 10, формирование абстрактных понятий, «трудных» звуков и звукосочетаний)   Сложные предложения. различные формы глагола и множественного числа существительных, стиль рассказа  

из: Hasselmann, M., „Damit ich besser sprechen kann“, 1995

 

1.6.Помощь в развитии речи

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...