Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что способствует и что мешает развитию речи




 

Мешает Способствует
Заставлять повторять за взрослым Исправлять и критиковать Прерывать Говорить «детским языком» Следить за речью, а не за ее содержаниемn Создавать подлинные коммуникативные ситуации Обратная связь с имплицитной коррекцией Повышение мотивации к коммуникации со взрослым Внимательно слушать ребенка Давать речевой пример Обращать внимание на содержание речи ребенка

In Anlehnung an Hasselmann 1999

http://www.primarschule-taegerwilen.ch/Foerderunterricht/logopaedie4.htm

 

2. Развитие языка и мышления

Эмпирические исследования и теоретическое моделирование процесса овладения детьми родным языком возможно при междисциплинарном подходе с использованием данных психологии, педагогики. нейролингвистики, лингвистики, медицины. Психолингвистика исходит из признания тесной связи и взаимовлияния языка и мышления, вследствие этого их развитие в онтогенезе не может рассматриваться отдельно.

На ранних этапах исследования детской речи применялся подход традиционной грамматики. Структура языка вначале была описана лингвистикой в традиционных терминах фонологии, морфологии, синтаксиса и семантики. Дальнейшее развитие лингвистики включило в рассмотрение просодический, паралингвистический и дискурсивный анализ процесса коммуникации.

Процесс мышления вначале также рассматривался в узком смысле как решение интеллектуальных задач. Сегодня мы включаем сюда когнитивные процессы, протекающие при восприятии и распознавании речи, порождении речевого высказывания, решения проблем, овладения знаниями, функционирования памяти.

Развитие рассматривается как последовательный процесс прогресса и прерывная последовательность (ступени).Stern & Stern (1922) предложили модель (рис.1), в которой последовательность отражается в овладении языком и развитии мышления. Язык ребенка обогащается лексически, развивается абстрактное мышление. Прерывность усматривается в наличии этапов, каждый из которых характеризуется определенной стабильностью. Для каждого этапа характерны определенные языковые и когнитивные процессы.

Пренатальный период

С начала исследования речевого онтогенеза ведется дискуссия о том, является ли овладение языком генетически запрограммированным процессом или оно определяется воздействием окружающей социальной среды. Несомненным представляется наличие основ:

Биологическое развитие,

Наличие сенсорных и кортикальных способностей

(органов восприятия, развитие мозга),

Наличие рефлекторных систем.

Исследование пренатальных реакций показывает, что будущий ребенок реагирует на звуки окружающего мира, он воспринимает звуки материнской речи, реагируя на ритмические характеристики и, вероятно на выражение эмоциональных состояний. Экспериментальные наблюдения показывают, что дети в возрасте нескольких дней реагируют на речь родного языка.

Первый год жизни.

Речевое развитие складывается в интеракции. Этот этап характеризуется следующими признаками: аффективная связь с лицом, ухаживающим за ребенком, движения, мимика, крики, плач как показатели самочувствия ребенка, способность к интерактивному поведению.

Лепет и эхо-язык. В этот период появляются первые слова. Активно развивается восприятие речи. Модель Вундта отражает эти процессы развития речи(Wundt 1904).Согласно его представлениям, интенсивное развитие происходит между 2 и 3 фазой: реакция ребенка на обращенную к нему речь, которой он сигнализирует внимание к речи и понимание ее.

Когнитивные процессы первого года жизни не имеют речевого воплощения. Они направлены на познание окружающего мира (Ж. Пиаже).

 

Рис. 2:Фазы развития по Вундту.

1-я фаза: не имеющие дифференцированной артикуляции звуки- крики, плач;

2 -я фаза: артикулируемые лепетные звуки, не относящиеся к единицам с семантической наполненостью

Переходная фаза: реакции, относящиеся к эхо- языку и выражению эмоций

3 - я фаза: артикулируемые звуки, относящиеся к единицам с семантической наполненностью, имеющие цель номинации.

 

Второй год жизни

Установление связи между когнитивной и коммуникативной функциями. Слова становятся носителями понятий (Выготский 1971).С появлением первых слов происходит скачек в становлении речевой способности (Бюлер1965) В то время как животные могут выполнять посредством имеющихся у них средств коммуникации функции обозначения симптомов и сигналов, человек овладевает в детстве коммуникативной функцией символов (ср. рис.3).

 

Рис. 3: Модель функций языка по Бюлеру.

Sprachliches Zeichen - языковой знак; Symbol - символ; Symptom - симптом;

Signal- сигнал; Sprecher - говорящий; Hörer - слушающий.


Каждый язык обнаруживает типичные для него распределения инвентарей звуков. К концу второго года реализация гласных и согласных звуков как языковых знаков приближается к речи взрослого. Ребенок реализует все гласные и большую часть согласных звуков родного языка, реализуя в речи дифференциальные признаки фонем. Запас слов растет от 20 -30 до 200 - 300.

Существенным является переход от фразы из одного слова к фразе из двух слов. Таким образом начинается развитие синтаксической системы. Из синтаксиса двусложного предложения развивается сложная система правил соединения слов в предложение.

Взрослый играет решающую роль в речевом развитии ребенка. В общении с ребенком он ориентируется на уровень развития ребенка, однако его речь не имитирует параметры речи ребенка. Речь, обращенная к маленькому ребенку,является объектом исследования в психолингвистике. Она в целом четкая, эмоционально - выразительная. В речи взрослого повторяется определенный набор слов, кратких фраз, она изобилует повторами. Темп речи замедленный, параметры речи рельефны. Таким образом, путем четкости, упрощения и эмоциональности взрослый реализует так называемый регистр (Talk-of-Baby-Register). Усвоение слов с их значением происходит в процессе интеракции называемый регистр речи, обращенной к маленькому ребенку.

Усвоение слов с их значением происходит в общении со взрослым в процессе действия, часто игры. За предметом закрепляется слово (мяч, Ball). Так как значение закрепляется за конкретным предметом,этот процесс научения называют прямым освоением слов.(Osgood et al. 1967).

Abb. 5: Direkter Worterwerb durch komplexes Assoziationslernen nach Osgood

Ребенок руководствуется своей программой действий, основой которой является когнитивная символическая функция.

Порядок слов символизирует синтаксическую функцию слова: MAMA DA, PUPPE DA, BALL DA - NICHT MAMA, NICHT PUPPE, NICHT BALL. Из признаков двусложных предложений в дальнейшем развивается вся синтаксическая система языка.

 

 

Abb. 7: Prozesse und Funktionen in der Erwachsenen-Kind-Interaktion nach Ferguson

Интерактивный процесс в регистре Baby - Talk является основой для развития речи ребенка. Это развитие происходит путем моделирования параметров родной речи. Взрослый повторяет фразы ребенка в четкой артикуляции. В этом процессе происходит и когнитивное развитие. Так, ребенок может объединить все высокие растения в концепт «дерево». В общении со взрослым он узнает, что могут быть и маленькие деревья. Отличительной чертой дерева служит древесный ствол и ветви. В двусложном предложении оформляется навык суждения.

 

2.4. Третий год жизни

На этом этапе появляется неразрывная связь коммуникативной и когнитивной функции языка. В это время ребенок становится участником диалога, с которым можно обсуждать вопросы, который высказывает свое мнение. Формируется сознание собственного «я»- ребенок употребляет это местоимение вместо собственного имени.

Диалоги между ребенком и взрослым или между двумя детьми вращаются между полюсами согласия или спора. Ребенок может включить собеседника в ход своих действий и мыслей, но не может переключиться на него сам. Только позже появятся установки на кооперацию в действиях и мыслях и готовность к социальной адаптации.

Взаимодействие процессов синтеза и анализа (vgl. Abb. 9) является основой образования понятий.

 

Рис.Соединение языка и мышления по Выготскому


При успешном развитии уже на этом этапе начинается непрямое усвоение слов. Прямое усвоение предполагает конфронтацию с конкретным объектом или явлением. Объединение явления со словом и мыслью происходит на основе реального события и таким образом ограничено непосредственным окружением. Возникающие таким путем концепты имеют образно - синтетический характер. Диалог со взрослым об отраженных предметах и явлениях приводит к интеллектуальному, выходящему за круг непосредственного окружения освоению слов.

 

Рис.: Непрямое усвоение слова на основе прямого усвоения.


При совместном рассмотрении картинок взрослый объясняет их содержание. Например, если на картинке изображены незнакомые люди, взрослый объясняет, что это эскимосы, для этого объяснения он прибегает к известным понятиям,: СНЕГ, ЛЕД, СОБАКИ, САНКИ, МЕХ.

Непосредственное и опосредованное приобретение опыта из общения со взрослыми и путем визуальной информации приводят к постоянному расширению знаний о мире, которое организуется языком. Это прослеживается через употребление пассивных форм, которые осваиваются позднее и представляют определенную сложность.

Ребенок часто спрашивает о названии предметов. При этом он формулирует вопрос не «Как это называется?», но «Что это его названием.

По комбинаторике двусоставные предложения детей этого возраста имеют сходство во всех языках. На третьем году жизни предложения делаются длиннее и обнаруживают набор правил построения слов и предложений. Проявляются закономерности склонения, спряжения и степеней сравнения во флективных языках. Этот процесс основан не на имитации, но на выработке правил, л чем свидетельствует характер отклонений от речи взрослых. Употребляемые им конструкции свидетельствуют о четком следовании правилам (Избегай отклонений!).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...