Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация маркетинговой службы предприятия




Маркетинговая деятельность предприятия представляет собой управленческую деятельность, задача которой заключается в анализе и развитии рынка товаров, услуг и рабочей силы путем оценки потребностей потребителей, а также в проведении практических мероприятий для удовлетворения этих потребностей. С помощью этой деятельности координируются и улучшаются возможности производства и распределение товаров и услуг, а также определяется, какие шаги необходимо предпринять, чтобы наиболее выгодно продать товар или услугу конечному потребителю.

Суть и содержание маркетинговой деятельности отражают объективные условия развития рынка, который в известной мере утрачивает хаотичность и подпадает под регулирующее воздействие заранее устанавливаемых хозяйственных связей, где особая роль отводится потребителю.

В ЧТУП ”АКИП“ постоянно возникают проблемы, связанные с удовлетворения потребностей существующих и потенциальных покупателей. Решению именно таких проблем и призваны способствовать маркетинговые исследования.

При проведении маркетинговых исследований предприятие исследует следующие аспекты:

- рынок;

- покупателей;

- конкурентов;

- предложения;

- товары;

- цены;

- эффективности политики продвижения товаров и др.

Частное торговое унитарное предприятие ”АКИП“ внимательно изучает информацию о конкурентах, новинках на рынке и прочую, полученную из интернета и из других источников информацию, т.е. занимается кабинетным исследованием проблем. Однако, этой информации в большинстве случаев недостаточно, поэтому возникает необходимость в полевом исследовании, т.е. в сборе первичной информации, собранной непосредственно исследователем.

Полевое исследование предполагает участие исследователя в получении им первичной информации. Вид полученной информации определяется сформулированной целью исследования. Вместе с тем для получения указанной информации обычно используются такие методы, как:

- опрос;

- наблюдение;

- эксперимент;

- имитация.

Выбор конкретного метода зависит прежде всего от цели исследования и наличия источников необходимой информации.

В ЧТУП ”АКИП“ при проведении маркетинговых исследований наиболее широко используется такой вид опроса, как анкетирование, где подготавливаются специальные вопросы, а также формулируются возможные ответы на них. Для анкетирования разрабатывается специальный опросный бланк-анкета. Проведение анкетирования позволяет опрашиваемым при минимуме затрат и времени ответить на поставленные вопросы, а исследователю – упростить процесс обработки собранной информации. Анкетные опросы проводятся как в устной, так и в письменной форме.

Опросы проводятся при покупке нового вида продукции, а также при покупке большой партии товара. Это позволяет более полно учитывать желания и предпочтения потребителей и на основании этого проводить более эффективную реализацию концепции маркетинга на предприятии.

Основным видом деятельности частного торгового унитарного предприятия ”АКИП“ является продажа строительных материалов населению. В перечень товаров входят: строительные растворы, бетоны, добавки к бетонам и растворам, лес, пиломатериалы, кровельные материалы, сухие строительные смеси, клеи, герметики, монтажные пены, лакокрасочные материалы, материалы для отделки стен, стекло, стеклопакеты, оконные конструкции, дверные конструкции, гидроизоляционные составы, штукатурки, пенопласт, изоляционные материалы, монтажная пена, готовые грунтовки, покрытия для разных поверхностей, средства для ухода за напольными покрытиями, облицовочный камень, ламинат, линолеум, паркетная доска, натуральные обои, пробковые обои, сайдинг виниловый, гипсокартон, панели наборные, фанера, синтетическая напольная плитка и др.

В качестве изучения маркетинговой деятельности был применен анализ 4P, представленный в виде таблицы 5.1

 

Таблица 5.1Анализ 4P

Product: Продукт Place: Место продажи
1.Вариативность или ассортиментный ряд продукта: - строительные растворы, бетоны; - добавки к бетонам и растворам; - лес, пиломатериалы; - некоторые др. 2. Поддержка и уровень сервиса: высокая. 3.Необходимый уровень качества продукта: достаточный.   1.Ценовая стратегия входа на рынок: стратегия проникновения. 2. Наличие сезонных скидок или акций: присутствует. 3. Политика относительно промо-мероприятий: периодические рекламные акции. 4. Возможность ценовой дискриминации: отсутствует.  

 

Продолжение таблицы 5.1

Price: Цена Promotion: Продвижение
1. Рынки, на которых планируется продавать товар: рынок строительных материалов. 2. Каналы дистрибуции, через которые планируется продавать товар: одноуровневый канал распределения 3. Вид дистрибуции: прямой вид дистрибуции. 1. Стратегия продвижения: pull 2. Целевые значения знания, потребления и лояльности бренда среди целевой аудитории. 3. Участие в специализированных событиях и шоу: нет. 4. Каналы коммуникации, через которые планируется контактировать с потребителем: радио, интернет, телевидение. 5. География коммуникации: региональный охват.

Примечание. Источник: собственная разработка по данным предприятия.

 

Главной целью маркетинговой службы является привлечение как можно большего числа клиентов. Клиентская база очень важна и для увеличения ее объёмов используется множество маркетинговых стратегий.

Существует несколько задач маркетинговой службы:

- повышение воспринимаемой ценности продукта;

- анализ рынка и выбор целевых рынков сбыта;

- работа с потребителями;

- разработка стратегии и принципов конкуренции;

- управление ассортиментом компании;

- анализ результатов деятельности.

Основными функциями маркетинговой службы являются:

- формирование рыночной стратегии фирмы;

- реализация концепции маркетинга;

- реклама товара и стимулирование сбыта;

- обеспечение маркетинговых исследований.

Основные направления деятельности службы маркетинга в ЧТУП ”АКИП“ направлены на потребителя. Фирма проводит различные маркетинговые исследования, которые необходимы для увеличения продаж.

Однако, большое место уделяется и позиционированию товара на рынке. Позиционирование - определение места конкретного товара по отношению к товарам конкурентов в сознании потребителей. Позиционирование товара необходимо для обеспечения преимущественного положения товара на рынке. Оно исходит из реального восприятия товаров потребителем и их предложений. Позиционирование определяет характер восприятия фирмы целевыми покупателями. Для определения стратегии позиционирования товара на рынке была использована Матрица Ансоффа (таблица 5.2)

Таблица 5.2Матрицатовар-рынок

Вариант стратегии Возможность Описание Ключевые источники роста компании
Стратегия проникновения Возможна Повышение качества товаров, повышение эффективности бизнес-процессов, привлечение новых клиентов за счёт рекламы. 1. Усиленная рекламная деятельность; 2. Частичное расширение ассортимента; 3. Привлечение новых клиентов за счет существующих; 4. Грамотная конкурентная борьба; 5. Периодическое повышение качества продаваемой продукции;
Стратегия развития рынка Возможна Компания имеет все шансы для выхода на существующий рынок с новым товаром, а также обладает необходимыми ресурсами и возможностями для реализации своих проектов.
Стратегия развития товара Вероятна Компания не в полной мере нуждается в увеличении перечня услуг, в связи с небольшим спросом на новые виды товара.
Стратегия диверсификации Не возможна У компании есть отличные возможности роста на существующих рынках с помощью существующих товаров.

Примечание. Источник: собственная разработка по данным предприятия.

 

Для предприятия ЧТУП ”АКИП“ стратегия проникновения является возможной в связи с постоянным контролем за качеством товара, повышением эффективности бизнес-процессов, а также привлечением новых клиентов. Стратегия развития рынка также представляется возможной из-за наличия необходимых ресурсов и возможностей реализации своих проектов. Стратегия развития товара вероятна для организации, так как компания не в полной мере нуждается в расширении услуг. Стратегия диверсификации для ЧТУП ”АКИП“ невозможна, т.к. у предприятия есть отличные возможности роста на текущих рынках с помощью текущих товаров.

Для выявления аспектов внешней среды, которые влияют на предпринимательскую деятельность частного торгового унитарного предприятия ”АКИП“ был использован PEST-анализ. Сущность данного анализа заключается в рассмотрении 4 групп факторов внешней среды маркетинга: политические, экономические, социально-культурные и технологические. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики - это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социального компонента PEST-анализа. Последним фактором является технологический компонент. Целью его исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов. Данный анализ был проведен в рамках таблицы 5.3

 

Таблица 5.3PEST-анализ

Политические факторы Экономические факторы Социально-культурные факторы Технологические факторы
1. Государство является членом таможенного союза. 2. Введение налога на безработицу. 3. Устойчивость политической власти. 1. Снижение темпа роста ВВП страны. 2.Неустойчивость курса основных валют. 3. Увеличение уровня глобализации и открытости экономики. 1. Стабильный темп роста населения. 2. Улучшение отношения к работе и активное желание зарабатывать у молодого поколения. 3. Увеличение заказов товаров и услуг через интернет. 1.Технологического прорыва в отрасли не наблюдается 2. Улучшение качества транспортной и складской логистики.

Примечание. Источник: собственная разработка по данным предприятия.

 

На развитие организации влияют четыре вида факторов, влияющих на развитие предприятия. Основными политическими факторами являются следующие: государство является членом таможенного союза, введение налога на безработицу и устойчивость политической власти. Главными экономическими факторами являются: снижение темпа роста ВВП страны, неустойчивость курса основных валют, увеличения уровня глобализации и открытости экономики. Наиболее значимыми факторами социально-культурной группы для организации являются: стабильный темп роста населения, улучшение отношения к работе и активное желание зарабатывать у молодого поколения, увеличение заказов товаров и услуг через интернет. Технологические факторы, влияющие на развитие предприятия: технологического прорыва в отрасли не наблюдается, присутствует улучшение качества транспортной и складской логистики.

Однако, для полного изучения маркетинговой деятельности ЧТУП ”АКИП“ анализа внешней среды недостаточно. Необходимо изучить так же и внутреннюю среду. Для этого проведем SWOT-анализ, сущность которого заключается в поиске сильных и слабых сторон предприятия, а так же в поиске возможностей и угроз. Анализ опирается на факторы внешней и внутренней среды. Результаты анализа представлены в виде таблицы 5.4

 

Таблица 5.4SWOT-анализ

Внутренняя среда Сильные стороны ”S“– strength Слабые стороны ”W“– weakness  
1. Корпоративная культура. 2. Наличие и доступность ресурсов. 3. Репутация компании. 4. Оперативность выполнения задач. 5. Оперативный потенциал. 6. Доля рынка 7. Финансовые ресурсы.    
1. Лидерство на рынке. 2. Команда опытных специалистов. 3. Опыт. 4. Система профессионального обучения и повышения квалификации. 5. Программа социальной ответственности. 1. Отсутствие стратегии. 2. Недостаточно широкая продуктовая линейка. 3. Отсутствие системы скидок для постоянных покупателей.  
Внешняя среда Возможности ”O“ – opportunities Угрозы ”T“ – threats  
1. Растущий рынок. 2. Возможности быстрого роста. 3. Появление новых технологий в сфере строительства. 4. Высокая конкуренция. 5. Изменение системы контроля в сфере строительства. 6. Высокая степень контроля бизнеса со стороны государства;  
1. Потребности покупателей. 2. Поддержка правительства. 3. Высокий спрос на продукцию. 4. Рынок представляет практически неограниченные возможности для роста. 1. Неплатежеспособность покупателей. 2. Высокий уровень налогообложения. 3. Увеличение количества мощных конкурентов. 4. Высокий процент коммерческого кредита. 5. Неблагоприятные изменения в обменных курсах валют. 6. Спад в экономике. 7. Неблагоприятные изменения во вкусах и предпочтениях потребителей.  

Примечание. Источник: собственная разработка по данным предприятия.

 

По результатам данного анализа, можно предложить следующие варианты развития организации:

1. В качестве сильной стороны организации возьмем лидерство на рынке, а в качестве фактора внешней среды – возможности быстрого роста. Проанализировав эти два показателя можно сделать вывод, что на существующем рынке ЧТУП ”АКИП“ располагает всеми возможностями лидерства.

2. В качестве возможностей организации возьмем предоставление рынком практически неограниченных возможностей для роста, а в качестве фактора внутренней среды – наличие и доступность ресурсов. Возможность роста организации напрямую зависит от доступности ресурсов. Если существует практически неограниченный источник ресурсов, то организация имеет предрасположенность к росту.

3. В качестве слабой стороны организации возьмем недостаточно широкую продуктовую линейку, а в качестве фактора внутренней среды –репутацию компании. Необходимо развивать продуктовую линейку для поддержания хорошей репутации компании;.

4. В качестве угрозы организации возьмем увеличение количества мощных конкурентов, а в качестве фактора внутренней среды – долю рынка. Из-за растущего развития конкуренции доля рынка организации будет постепенно снижаться.

В ходе анализа состояния среды маркетинга в ЧТУП ”АКИП“ были выявлены следующие недостатки:

1) отсутствие отдела маркетинга. Сейчас маркетингом занимается лишь 1 человек – заместитель директора. Однако, кроме вопросов маркетинга он так же решает множество других управленческих вопросов, что несомненно ухудшает его работоспособность. В качестве решения данной проблемы предлагается нанять специалиста в области маркетинга, задачами которого должны стать: поиск новых рынков сбыта, стимулирование сбыта, работа с сайтом компании, работа со СМИ и др;

2) реклама. Сейчас реклама ЧТУП ”АКИП“ представлена на рекламных вывесках и в местной газете. Для успешного продвижения предприятия необходимо нарастить объемы рекламы. В настоящее время продвижение веб-сайта в сети Интернет становится все более актуальной. В связи с этим, необходимо воспользоваться таким методами продвижения как контекстная реклама и SЕО-продвижение. Предполагается, что данные мероприятия позволят значительно увеличить прибыль предприятия.

В данной главе были рассмотрены особенности организации маркетинговой службы в частном торговом унитарном предприятии ”АКИП“. В процессе маркетинговых исследований были составлены и проанализированы: матрица Ансоффа, PEST- анализ, SWOT- анализ, 4P-анализ. С их помощью можно судить о развитии организации, ее положении на рынке и конкурентоспособности. Благодаря составлению данных матриц, становится возможным поиск путей улучшения деятельности предприятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...