Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Простое двусоставное нераспространенное предложение.




Цели:

— активизация словарного запаса учащихся в рамках лексических тем «Семья», «Домашние животные»; знакомство с понятием «предложение»; обучение правильному составлению предложений из двух слов;

— развитие слухового внимания, памяти, обогащение запаса представлений об окружающем мире;

— формирование положительного отношения к занятиям, внимания к языковым явлениям.

Дидактические средства: картинки «Незнайка», «Домашние животные», «Семья»; сюжетные картинки для составления предложений; карточки с одной и двумя полосами.

Ход занятия

Организационно-подготовительная часть занятия.

• Знакомство в кругу.

• Упражнения на снятие мышечной усталости и активизацию психических процессов: «Сова», «Насос», «Шарик», «Думающая шляпа», «Бабочка на потолке».

Основная часть занятия.

• Составление предложений по картинкам.

Детям раздаются карточки с изображением домашних животных.

Логопед показывает картинку «Незнайка» и говорит, что сейчас дети поиграют в Незнайку. Незнайка ничего не знает и все время спрашивает: «Кто это?», «Что делает?». Незнайкой будет...

Ребенок показывает детям свою картинку и задает вопросы; дети отвечают. Повторение. Дифференциация вопросов «Кто?», «Что делает?» (в виде игры «Поможем Незнайке задать вопрос к слову»).

Слова собака, стоп, стоит, лает, бегает, лошадь, коза, блеет, мычит, корова. Эта же игра проводится в другом варианте: услышав слово, дети подымают карточку с одной или двумя полосками.

• Составление предложений по схеме.

Логопед: Жило-было на свете слово «мальчик». Пошло слово погулять, а навстречу ему другое слово — «играет» (выставляет на наборное полотно карточки с полосками). Встали слова рядом, и получилось предложение. Какое предложение получилось? (Ответ детей.) Слово «мама» стало рядом со словом «готовит» (на наборном полотне схема). Какое получилось предложение? Аналогичная работа проводится со словами: бабушка, вяжет, папа, работает, дедушка, читает). Как назвать одним словом слова «мама», «папа», «ба­бушка», «дедушка», «мальчик»?

• Динамическая пауза.

Логопед: Вечером вся семья дома. Покажем, кто что делает. Дети показывают, как мама подметает пол, бабушка вяжет, папа забивает гвоздь, дедушка читает газету, а дети — девочки и мальчики

Прыгают, как мячики,

Ножками топают,

Ручками хлопают,

Головой кивают,

Вместе отдыхают.

• Составление предложений по сюжетной картинке «Семья». Уточнение понятий «сын», «дочь», «внук», «внучка», «сестра», «брат».

• Составление предложений по картинкам.

Детям раздаются сюжетные картинки и предлагается ответить на вопросы: «Кто изображен на картинке?», «Что он делает?». Повторить получившееся предложение, выложить его схему. Согласование глагола с именем существительным в числе (в виде игры «Закончи предложение»).

Птица летит. Птицы...

Мальчик бежит. Мальчики...

Собака лает. Собаки...

Самолет летит. Самолеты...

Корова мычит. Коровы...

Девочка читает. Девочки...

• Составление предложений по схемам (в виде игры «Незнайка загадывает загадки»).

Логопед: Незнайка придумал предложение про солнышко и выложил его схему. Отгадайте, что это за предложение? Аналогично — предложения про дождик, доктора, учительницу, бабушку.

Заключительная часть занятия.

• Смысловая рефлексия занятия (что учились делать?).

• Эмоциональная рефлексия занятия (что понравилось, что не понравилось).

• Пароль на выход (составить предложение из двух слов, например: ученик, писать).

 

 

Тема 3. Занятие 1.

Согласование имени существительного и глагола в числе.

Цели:

— знакомство с формами единственного и множественного числа глаголов;

— формирование практических навыков согласования имени существительного и глагола в числе;

— активизация словарного запаса в рамках лексических тем: «Школа», «Семья», «Домашние животные»;

— развитие внимания к языковым явлениям, слуховой памяти и артикуляционной моторики;

— формирование групповой сплоченности, коммуникативных навыков.

Дидактические средства: картинки «Звукознайка», «Домашние животные»; сюжетные картинки «В школе», «Семья».

Ход занятия

Организационно-подготовительная часть занятия.

• Игра на групповое сплочение:

1 -и круг: «Что я люблю?» — дети передают мягкую игрушку по кругу и называют свою любимую еду. 2-й круг: «Вкусный подарок соседу».

• Артикуляционная гимнастика, фонетическая зарядка.

Основная часть занятия.

• Дифференциация вопросов «Что делает», «Что делают?».

Логопед просит выполнить действия одного ребенка и задает вопрос: «Что делает?», а затем это же действие выполняет вся группа и звучит вопрос «Что делают?» (идет—идут, прыгает—прыгают, плывет— плывут, машет—машут, топает—топают). Логопед предлагает сравнить вопросы «Что делает?» и «Что делают?» по звучанию и значению.

• Сообщение темы занятия.

• Подбор действий к картинкам.

На наборном полотне картинки: кошка, собака, свинья, волк.

— Какая картинка лишняя? Почему?

— Кто как голос подает? Что делает собака?

— А собаки?

(Аналогично: кошка — кошки, свинья — свиньи, волк — волки.)

• Динамическая пауза.

Вышли мыши как-то раз (дети маршируют)

Посмотреть, который час. (руки на пояс, поворот вправо-влево)

Раз, два, три, четыре — (хлопки в ладоши)

Мыши дернули за гири. (имитация дергания за веревку)

Вдруг раздался страшный звон — (ладони к щекам, покачивание головой)

Побежали мыши вон! (бег на месте)

Мыши, замрите! Кто зашевелится после команды «Замри», того съела кошка.

Попробуем еще раз.

Образование глаголов I спряжения 3-го лица множественного числа.

• Работа с сюжетной картинкой «В школе». Ответы на вопросы «Кто?», «Что?», «Что делает?», «Что делают?».

• Игра «Ученики и учителя».

Логопед: Сейчас, ребята, мы поиграем в школу. Девочки будут ученицами, а мальчики — учителями. Мальчики, слушайте внимательно, правильные ли слова подберут девочки? (Затем наоборот.)

Учительница пишет, и дети тоже...

Учительница рисует, и дети тоже...

Учительница читает, и дети тоже...

Учительница знает, и дети тоже...

Учительница идет, и дети тоже...

Учительница поет, и дети тоже...

Учительница несет, и дети тоже...

Учительница ругает, и дети тоже...

• «Дома».

Беседа по сюжетной картинке «Семья».

Повторение родственных отношений. Вопросы типа: Мальчик маме кто? А бабушке? А девочке?

• Называние действий по показу.

Логопед: Утром мама и папа ушли на работу, дедушка пошел в магазин, а дети остались с бабушкой. Они очень любили бабушку и стали все делать вместе с ней. Отгадайте, что делает бабушка?

Логопед жестами показывает действия, а дети называют их. После каждого ответа логопед просит повторить:

Бабушка стирает, и дети...

Бабушка подметает, и дети...

Бабушка режет, и дети...

Бабушка шьет, и дети...

Бабушка вяжет, и дети...

Бабушка моет, и дети...

Бабушка кушает, и дети...

Заключительная часть занятия.

• Эмоциональная и смысловая рефлексия занятия.

• Пароль на выход.

— Первым выйдет тот, кто без ошибок закончит все предложения:

Птица поет. Птицы...

Мальчик идет. Мальчики...

Собака лает. Собаки...

Кошка мяукает. Кошки...

Девочка пишет. Девочки...

Ученик читает. Ученики...

 

 

Тема 4. Занятие 2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...