Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Именем существительным в роде, числе.




Цели:

— формирование практических навыков согласования имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Одежда»;

— развитие фонематического восприятия;

— формирование внимания к языковым явлениям, речевой произвольности, коммуникативных навыков.

Зрительный ряд: предметные картинки «Одежда», две куклы из картона и бумажная одежда к ним, наборное полотно, фишки.

Звуковой ряд: музыка для релаксации.

Ход занятия

I. Организационно-подготовительная часть занятия.

1. Релаксация под музыку «Волшебный сон».

2. Артикуляционная гимнастика и фонетическая зарядка.

II. Основная часть занятия.

1. Подбор прилагательных к существительным.

1.1. Логопед: «Сегодня к нам в гости пришли два брата, Саша и Дима. Они очень похожи, но различить их можно (демонстрация кукол из картона). У Саши волосы светлые, а у Димы какие? (темные). У Саши глаза карие, а у Димы какие? (голубые). У Саши шорты синие, а у Димы какие? (серые). Повторим еще раз. Волосы (глаза, шорты) какие? Давайте вспомним стихи, которые мы учили.

Если вдруг вопрос: «Какие?», Говорим мы: «-ые, -ие»: Голубые, синие, Серые, красивые.

Если же вопрос «Какая?»,

Говорим мы: «-ая, -яя»:

Светлая, весенняя,

Темная, осенняя.

Если вдруг вопрос: «Какой?»,

Говорим мы: «-ий, -ый, -ой»:...

Синий, зеленый, большой,

Маленький, теплый, смешной.

1.2.Логопед: «Однажды стали братья наводить порядок в платяном шкафу. Там было много одежды. Догадайтесь, какая одежда была в шкафу?»

Дети называют предметы одежды, а логопед выставляет на наборное полотно картинки: рубашки, брюки, свитера, майки, куртки различных цветов.

1.3. Логопед: «Разложим одежду на две полки: для Саши и для Димы. У Саши рубашка розовая».

Ребенок выходит к доске, ставит соответствующую картинку и говорит: «Рубашка какая? — розовая», четко выделяя окончания вопроса и прилагательного. Аналогично проводится работа с остальными картинками.

2. Динамическая пауза. Стихи с движениями.

Горка высокая, поднять руки вверх, потянуться

Река глубокая, присесть

Звезда далекая подняться, руки вверх

И одинокая. движения рук вправо-влево

Далее логопед говорит только существительное, а дети должны подобрать прилагательное и выполнить действие:

Горка..., река..., звезда...,

Горы....реки..., звезды...,

3. Беседа об одежде.

Логопед выясняет у детей, какая бывает одежда (по сезонам, по принадлежности), какую одежду носят зимой (летом, весной, осенью).

4. Игра «Магазин».

На наборном полотне картинки с изображениями одежды. Ребенок должен сказать, какая одежда ему нужна, указав цвет, например: «Мне нужна розовая рубашка». Если ребенок правильно согласовал прилагательное с существительным, он получает фишку и продолжает быть покупателем. Если он ошибается, покупателем становится другой. Выигрывает тот, кто успеет больше купить (у кого больше фишек).

III. Заключительная часть занятия.

1. Смысловая рефлексия занятия (что учились делать).

2. Эмоциональная рефлексия занятия (что понравилось, что не понравилось).

3. Пароль на выход: логопед называет существительное, ребенок подбирает прилагательное и наоборот.

 

 

Тема 8. Занятие 2.

Согласование имени прилагательного

С именем существительным в роде, числе.

Цели:

— закрепление практических навыков согласования имени прилагательного с именем существительным в роде, числе; активизация словарного запаса в рамках лексических тем «Одежда», «Овощи», «Фрукты»;

— развитие фонематического восприятия;

— формирование внимания к языковым явлениям, речевой произвольности, коммуникативных навыков.

Зрительный ряд: предметные картинки «Одежда», «Овощи», «Фрукты», наборное полотно, фишки, картинки серии «Звукознайка» для артикуляционной гимнастики.

Ход занятия

Организационно-подготовительная часть занятия.

• Упражнения на снятие мышечных зажимов: «Сова», «Шарик на ниточке», «Стряхнем капли», «Кораблики».

• Артикуляционная гимнастика и фонетическая зарядка.

Основная часть занятия.

• Подбор существительных к прилагательным. «Догадайся, о чем я говорю?»

На наборном полотне — картинки с изображением одежды разных цветов. Логопед произносит: «Голубые...», а дети должны закончить: «... шорты», «голубая...» — «... майка», «голубое...» — «... платье» и т. д. Затем детям предлагается самим сопоставить словосочетания типа «белый халат», «зеленое платье». За каждое правильное сопоставленное словосочетание выдается фишка.

• Динамическая пауза. Стихи с движениями.

Логопед: У медведя дом большой, ой, ой, ой!

(разводит руки в стороны)

Дети (сердито): Ой,ой, ой.

(поднимают руки вверх)

Логопед: А у зайца — маленький, аи, аи, аи. (жалобно) Дети приседают, делают выдох, опускают голову, охватывают колени руками.

Дети (жалобно): Аи, аи, аи...

Логопед: Мишка наш пошел домой.

(дети идут вразвалку)

Дети (сердито): Ой, ой, ой.

Логопед: Да и крошка заинька.

Дети (прыгают на двух ногах): Аи, аи, аи.

Игра с мячом: «Антонимы».

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем в мяч играть.

Дуб высокий, кустик... (низкий),

Лес далекий, садик... (близкий),

Канал глубокий, ручей... (мелкий),

Зайка трусливый, мальчик... (смелый),

Песня веселая, сказка... (грустная),

Дорога широкая, тропочка... (узкая).

• Беседа про Тому и Таню.

Логопед демонстрирует наглядное пособие, выполненное в виде книги, на форзацах которой изображены девочки в трусиках и маечках. Внутри книги закреплены страницы с рисунками одежды. Когда страницы переворачиваются, девочки «одеты» в разные платья, юбки, свитера, блузки (по книге Г. С. Швайко «Игры и игровые уп­ражнения для развития речи. — М.: Просвещение, 1983).

Содержание беседы: «К нам в гости пришли две девочки. Это Таня, а это — Тома. Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета волосы, глаза, майка, трусики у Томы. А у Тани?

Проснулись утром Тома и Таня, оделись в халатики. У Томы халат какой? А у Тани? Потом девочки умылись, позавтракали и собрались погулять. Какое платье надела Таня? А Тома? Вернулись девочки с прогулки. Переоделись. Посмотрите и скажите, что надела Тома? А Таня? Девочки помогали маме готовить обед, мыть посуду, подметать пол. Потом мама попросила их сходить в магазин за продуктами. Давайте и мы пойдем вместе с ними.

• Игра «Магазин».

Логопед: «Посмотрите, что продается в нашем магазине (на наборном полотне картинки с изображением овощей и фруктов). Первым покупателем будет...

А остальные дети будут контролерам и. Если покупатель правильно подберет слово-признак к выбранному овощу, контролеры хлопают в ладоши».

За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. В случае ошибки покупателем становится другой ребенок. Все дети должны побывать в роли покупателя. В конце игры определяется лучший покупатель, который награждается закладкой с изображением овоща или фрукта.

Заключительная часть занятия.

• Смысловая рефлексия занятия. (Что учились делать?)

• Эмоциональная рефлексия занятия. (Что понравилось, что не понравилось?)

• Домашнее задание: нарисовать картинку «Моя семья» или принести фотографию семьи.

• Пароль на выход: отгадай, о какой одежде я говорю? «Голубая..., голубое..., голубой..., белая..., белое..., белый..., зеленое..., зеленый..., зеленая...» и т. д.

 

 

Тема 9. Занятие 1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...