Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 3. Содержательный компонент теоретического материала.




Тема: «Возникновение и развитие национальных гимнастических систем физического воспитания».

Во второй половине ХVIII в. открылись гимназии и пансионаты для обучения дворян и разночинцев. В них наряду с другими предметами обучали фехтованию, танцам, светским манерам. В начале XIX в. создалась государственная система образования в стране. В 1802г., было учреждено министерство народного просвещения. Физическое воспитание рекомендовалось проводить там, где есть возможность заниматься телесными упражнениями. В закрытых дворянских учебных заведениях лицеисты занимались фехтованием, гимнастикой и другими физическими упражнениями, играми. При Петре I были заложены основы русского военно-морского флота. Продолжателем его основ был выдающийся полководец А.В. Суворов.

В народных школах России физическое воспитание отсутствовало. В народном быту XIII и первой половины XIX в. продолжали сохраняться и развиваться многие виды игр и упражнений прошлых веков. Особой популярностью в народе пользовались физические упражнения и игры, имевшие спортивную направленность (борьба, кулачный бой, прыжки, бег наперегонки и др.), а также городки, бабки, чижик, лапта, игры с мячом, шаром и др. Широко применялись ходьба на лыжах, катание на санках и деревянных коньках с металлическими полозьями. Развивались плавание, гребля, хождение под парусами, верховая езда и стрельба из лука. Весь этот комплекс игр и упражнений составлял самобытную систему физического воспитания. Она дополнялась народными средствами закаливания с использованием естественных сил природы. В процессе занятий воспитывались сила,ловкость, быстрота и выносливость, меткость и сообразительность и т.д. В конце XIII в. начали выходить пособия, в которых раскрывались основы техники, тактики и методики обучения фехтованию, плаванию, стрельбе и другим физическим упражнениям.

Значительный вклад в развитие теории и методики физического воспитания внес В. Н. Татищев (1686-1750), который разделил все науки на нужные, полезные, щегольские, любопытные и вредительские. Фехтование, стрельбу и верховую езду относил к нужным наукам.

Большинство русских ученых стремились дать естественнонаучное обоснование физического воспитания. Утверждая, что физические упражнения являются важным средством сохранения здоровья, укрепления организма, закаливания. И. И. Бецкой установил возрастные группы (от рождения до 18 лет), на основе которых необходимо строить процесс физического воспитания. К средствам физического воспитания он относил закаливание, чистый воздух, режим питания и сна, увеселение невинными забавами и играми, различные «телодвижения».

Н. И. Новиков возглавлял общественное движение за создание школ для народа и оказания помощи учителям. В статье «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» рассматривались 3 составные части воспитания: физическое, нравственное и умственное». Он ввел понятие «физическое воспитание» и рекомендовал начинать его с грудного возраста (закаливание, питание, режим). Затем следовало включать ходьбу, игры, бег, народные танцы под музыку (В.В. Столбов).

Весом вклад в педагогическую теорию обучения и образования К. Д. Ушинского. Основу его системы составляли принципы народности и гармоничности. Он считал, что народные игры и физические упражнения в сочетании с трудом должны составлять основу физического развития. Гимнастику считал полезной и нужной для привития определенных навыков и умения оценивать свои силы. В сочинении «Человек как предмет воспитания» К.Д. Ушинский обосновал воспитательную и образовательную деятельность педагога, подчеркнул необходимость учета возрастных особенностей и интересов детей.

Большое влияние на развитие физической культуры и спорта оказали врачи Е. А. Покровский и Н. И. Пирогов, Е. М. Дементьев. Основными средствами физического воспитания гигиенисты считали народные игры, ходьбу, бег и борьбу. Покровский рекомендовал занятия плаванием, греблей, верховой ездой, лыжным и конькобежным спортом при условии, что занятия физическими упражнениями должны проходить под врачебным контролем и при соблюдении правил гигиены.

Труды Сеченова И. М. заложили основу изучения физиологии трудовых движений и физических упражнений, что создало предпосылки для выяснения процессов формирования двигательных навыков человека. Это положило начало изучению проблем утомления и активного отдыха при мышечной деятельности.

Важную роль в теоретическом обосновании системы физического воспитания сыграло учение о физическом образовании П. Ф. Лесгафта. Он разработал систему физической подготовки для учащихся военной гимназии. В основе его педагогической системы лежит учение о единстве духовного и физического развития человека. Основной целью системы является гармоническое, всестороннее развитие деятельности человеческого организма, т.е. систематическое умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание. Лесгафтом разработана теория дошкольного воспитания. Им были определены главные основы воспитания детей в семье, отсутствия насилия, произвола. Особое внимание уделял на использование народных игр, видя в них большое воспитывающее значение. В двухтомном труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» Лесгафт научно обосновал содержание, средства и методы физическое воспитания в школе. В основу он положил дидактические принципы сознательности, наглядности, активности, доступности, постепенности и последовательности, На основе данных физиологии, анатомии, антропологии им разработана классификация физических упражнений и игр, состоявшую из 4 отделов. В первый - включил простые упражнения (движения частями тела) и сложные движения (ходьба, бег, метания). Второй отдел - упражнения с увеличивающимися напряжениями (упражнения с предметами, метание различных шаров, прыжки и др.). В третьем были представлены упражнения, связанные с изучением пространственных и временных отношений (метание в цель, бег в заданном темпе, прыжки на определенное расстояние и т.п.). Четвертый отдел - упражнения в виде сложных действий (игры простые и сложные, плавание, лыжи и коньки, фехтование, походы и экскурсии), Лесгафт впервые в России создал учение о методах «слова» и «показа» в процессе физическое воспитания. Он настаивал, чтобы каждое упражнение было предварительно четко и кратко объяснено. Дети должны были выполнять упражнения осознанно, а не механически. Высокие требования предъявлял он к преподавателю физического воспитания, отмечая, что педагог должен отлично знать свой предмет, обладать достаточными знаниями по анатомии, физиологии и психологии, Кроме того, он должен любить детей, быть дисциплинированным, сдержанным, внешне опрятен, изящен в движениях.

В учебных заведениях дореволюционной России не было единой методики преподавания физического воспитания. Все зависело от подготовки учителей. В большинстве средних учебных заведениях занятия по физическому воспитанию строились по методу сокольской гимнастики.

В некоторых школах преобладала шведская или немецкая гимнастика. Некоторые учителя использовали достижения отечественной и зарубежной методики физического воспитания. Учебная работа дополнялась организацией во внеучебное время занятий спортом, играми, экскурсиями и соревнованиями. Начиная с 1910 г. в России стали появляться скаутские отряды, во главе которых стояли офицеры, монархически настроенные чиновники или приглашенные из Англии скаут - мастера. Скаутов воспитывали в верности богу и государю, вооружали военными знаниями, закаляли физически; занимались разведкой, сокольской гимнастикой, видами спорта, военизированными и спортивными играми.

Большое значение для развития теории и методики физического воспитания и спорта имели труды В. В. Гориневского, который выступал против засилья военной гимнастики, за введение игр в школе, за медицинский контроль в занятиях физическими упражнениями, боролся за гармоническое развитие личности ребенка. Его научные интересы выходили за рамки физического воспитания и касались проблем тренировки в спорте, Им была написана книга о врачебном контроле за занятиями физическими упражнениями и спортом населения. Ценны его взгляды о связи физического и эстетического воспитания. В этой связи выступал за развитие у детей выразительных, точных и красивых движений, которые, по его мнению, отражают индивидуальную и психическую деятельность человека. Одним из первых заложил научные основы спортивной тренировки, доказал ведущую роль подвижных игр в системе физического воспитания детей.

Важная роль в научно-теоретическом обосновании физического воспитания принадлежит В. Е. Игнатьеву. Его труд «Физическое воспитание» - один из лучших в дореволюционной России, где раскрывались проблемы здоровья школьников и постановка физического воспитания детей. В своих трудах он обосновывал влияние занятий физическими упражнениями с медико-биологической стороны, показывал значение гимнастики и игр для развития мышечной, сосудистой и костной систем организма. В работах отечественных ученых закладывались научные основы физического воспитания и спортивной тренировки,

После революции физическое воспитание было направлено на подготовку трудящихся к вооруженной защите Родины. Руководство физкультурным движением в стране было возложено на органы Всевобуча. Стали создаваться военно-спортивные клубы (по территориальному принципу) и кружки физической культуры на фабриках, заводах и в учреждениях (по производственному принципу). В 1919 г. состоялся I Всероссийский съезд по физической культуре и спорту, на котором присутствовало 135 делегатов от крупных спортивных организаций. На съезде рассматривались вопросы о подготовке физкультурных кадров, об уставе спортивных клубов, об учреждении центрального органа - Совета физической культуры, о постановке физического воспитания среди дошкольного, школьного возраста.

В 1920 г. был создан Высший совет физической культуры (ВСФК), который осуществлял следующие функции: разработка положений о соревнованиях, программ, справочников, уставов, проведение соревнований между различными организациями. В 1918 г. создан институт физической культуры в Москве, а в 1919 г, - на базе бывших курсов П. Ф. Лесгафта в Петрограде. Эти ВУЗы стали центрами подготовки преподавателей, научной разработки вопросов физического воспитания и пропаганды знаний по физической культуре. Разрабатывались программы, учебные пособия, в основу которых были положены труды русских ученых П.Ф. Лесгафта, В. В. Гориневского.

Для координации работы по физической культуре и спорту в 1920 г. был утвержден Высший Совет физической культуры при Главном управлении Всевобуча, а на местах - советы физической культуры.

В развитии науки о физическом воспитании можно условно выделить несколько этапов. 20-е годы были этапом идеологической борьбы с антинаучными тенденциями. Эту работу выполняли ученые В. В. Гриневский, Н.А. Семашко идр. 30-е г. и начало 40-х г. - этап конкретных методических разработок по физическому воспитанию. Вышло в свет пособие «Методика физического воспитания» под редакцией И. М. Коряковского (1940). В послевоенные годы наука о ФВ развивается особенно бурно. Появляется ряд крупных трудов по теории и методике физического воспитания.

 

Тема: «Предмет теории и методики физического воспитания и развития

ребёнка».

План.

Основные положения.

1. Характеристика теории физического воспитания как научной и учебной дисциплины.

Место курса в государственных образовательных стандартах в решении важной проблемы - формирования у студентов целостного представления и готовности к профессиональной деятельности.

Теория физического воспитания как область гуманитарного, антропологического, философского знания. Категориальный аппарат теории физического воспитания: физическое воспитание, спорт, физическое развитие, физическое образование и самовоспитание, физическая рекреация и реабилитация. Определение понятия “физическая культура». Различия этого понятия в ”бытовой” и профессиональной трактовке.

Основные аспекты в понимании физической культуры (как род деятельности, как совокупность предметных ценностей и как персонифицированный результат деятельности). Междисциплинарные понятия, используемые в теории и методике физического воспитания: «развитие», «формирование», «личность», «культура», «социализация».

Место теории физического воспитания в системе человекознания. Связь с философией, социологией, психологией, медициной, педагогикой.

Методология и методы педагогического исследования в теории и методике физического воспитания. Значение научных исследований в области общественных и естественных наук, передовой педагогической практики для развития теории физического воспитания.

Роль Российской академии наук и Российской академии образования в организации научных исследований. Значение научно-методической подготовки в формировании современного специалиста. Организация научной и методической подготовки студентов.

Методология научного познания и определение научных проблем. Характеристика логики развертывания исследования: выявление проблемной ситуации, этапы научно-исследовательской работы, сбор и анализ информации по теме исследования; формулирование рабочей гипотезы; разработка методики исследования; обработка и анализ полученных результатов. Внедрение результатов научной работы в практику работы образовательных учреждений.

 

 

 


 

Тема: «Средства физического воспитания»


 


 

Тема: Содержание и методика физического воспитания детей раннего возраста

План:

1. Средства физического воспитания детей раннего возраста.

2. Основные формы физического воспитания детей раннего возраста.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Каково значение режима дня для здоровья и физического развития детей?

2. Назовите основные принципы закаливания детей.

Основные положения:

Гимнастика и массаж с детьми первого года жизни. Развитие движений на втором году - закрепление умения ходить и формирование ряда других движений. Формы и методы ра­боты по физическому воспитанию с детьми раннего и дошкольного возраста. Методика начального обучения плаванию. Способы поддержки ребенка в воде.

Физкультурные занятия с детьми дошкольного возраста, их цель. Раз­витие функции равновесия как условие успешного формирования движений и действий. Развитие пространственных и временных ориентировок. Взаимозависимость развития движений и физических качеств. Значение двигательной активности для физического и психического развития детей. Воспитание эстетического отношения к выполнению физических упражне­ний. Формирование эмоциональной сферы.

Основные понятия:

Режим дня. Закаливание. Массаж. Гимнастика. Плавание. Физиологическая нагрузка.

Задания для самостоятельной работы:

1. Закрепление пройденного материала, сообщение на семинаре.

Литература: 1. основная: 1,3, 7,8,12.

2. дополнительная: 4,5,10.

 

 

Тема: «Функции воспитателя по физической культуре

Дошкольников»

 

В первые семь лет жизни у детей формируются важнейшие двигательные навыки, закладываются основы здоровья, создаются решающие предпосылки всестороннего развития личности. Особую роль играет в это время физическое воспитание, в процессе которого происходит знакомство с наиболее рациональными способами выполнения движений, положительно влияющих на работу органов и систем. Движения — естественный стимул жизнедеятельности организма, тренировка всех его систем и органов. Благодаря движению повышается общий жизненный тонус, возрастают работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням. Движение оказывает существенное влияние на развитие интеллекта ребенка.

Физическое воспитание дошкольников — сложный процесс. Усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально осуществляется на специально организованных физкультурных занятиях, но в дальнейшем ребенок использует эти движения в повседневной жизни, в самостоятельной деятельности, поэтому привычка действовать определенным образом успешно складывается только при тесном взаимодействии воспитателя по физической культуре, воспитателя группы и семьи. Для того чтобы эта работа была эффективна, необходимо ясно представлять, какого рода отдача ожидается от каждого из них. При этом роль воспитателя по физической культуре представляется нам достаточно сложной и разнообразной.

В первую очередь у специалистов, работающих в детских дошкольных учреждениях, должно быть сформировано понимание приоритетности физкультурно-оздоровительной работы, стремление постоянно привлекать внимание коллектива дошкольного учреждения к состоянию здоровья, уровню физической и двигательной подготовленности детей. Этот работник должен быть не просто воспитателем по физической культуре, но и в какой-то степени воспитателем воспитателей, знающим анатомо-физиологические и психологические особенности дошкольников, имеющим знания по биомеханике движений, теории и методике физического воспитания детей дошкольного возраста, владеющим в совершенстве техникой выполнения движений. В его обязанности входит обеспечение грамотного планирования всей работы по физическому воспитанию в каждой возрастной группе и систематическое повышение методического уровня педагогов дошкольного учреждения в сфере физического воспитания.

Очень важна диагностика двигательного развития детей. Чтобы оценить исходное физическое состояние ребенка, наметить программу дальнейшего развития жизненно важных двигательных умений и навыков, специалист по физическому воспитанию должен владеть методами диагностики.

Важнейшей стороной работы воспитателя по физической культуре является определение направления воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, т. е. выбор программ, которые обеспечивали бы эффективные и рациональные формы организации жизни детей, способствующие укреплению их физического и психического здоровья.

Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении должна быть нацелена на поиск резервов полноценного физического развития детей и формирование основ здорового образа жизни.

Таким образом, в профессиональной деятельности воспитателя по физической культуре можно выделить несколько направлений:

1) мотивационно-целевое;

2) планово-прогностическое;

3) контрольно-диагностическое;

4) организационно-исполнительское.

Воспитатель по физической культуре сознательно относится к своей профессии, любит детей, интересуется физической культурой и спортом, двигательно подготовлен.

Специалист должен знать:

• анатомо-физиологические и психологические особенности детей;

• задачи физического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе;

• закономерности формирования двигательных навыков и развития физических качеств у детей дошкольного возраста;

• методику обучения и воспитания детей средствами физических упражнений;

• принципы отбора физических упражнений для различных форм работы;

• основы легкой атлетики, биомеханики;

• методику диагностики физического развития и двигательной подготовленности детей;

• методику ознакомления детей с организмом человека;
методику проведения всех типов физкультурных занятий.

 

Он должен владеть следующими умениями:

• владеть техникой выполнения движений, используемых в работе с детьми;

• осуществлять грамотное планирование всей работы по физическому воспитанию в каждой возрастной группе;

• владеть профессиональной самооценкой, постоянно совершенствуя свое профессиональное мастерство;

• владеть методами контроля за обеспечением достаточных и допустимых нагрузок как для всей группы, так и для отдельных детей;

• уметь проводить диагностику двигательного развития детей;

• анализировать полученные результаты двигательной подготовленности детей, развития физических качеств;

• формулировать задачи физического воспитания и определять первостепенные из них;

• использовать в работе с детьми современное оборудование.

 

Воспитатель по физической культуре организует:

• процесс физического воспитания в дошкольном учреждении по определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, методы, формы работы, с учетом уровня развития детей;

• педагогические условия для успешного развития детей;

• обучение движениям, подвижным, спортивным играм на физкультурных занятиях;

• проведение всех форм активного отдыха детей;

• семинары, практикумы, консультации для воспитателей с целью повышения методического уровня их работы по физическому воспитанию;

• связь дошкольного учреждения с семьей по вопросам физического воспитания, пропаганду среди родителей знаний по основам здорового образа жизни детей.

Воспитатель по физической культуре в дошкольном учреждении песет ответственность за:

• жизнь и здоровье детей;

• выполнение программ по физическому воспитанию детей;

• правильную организацию всех форм работы по физическому воспитанию, обеспечение высокую" двигательную активность детей.

 

Тема: Характеристики движений, их педагогическое значение.

 

Основные движения - это жизненно необходимые для человека движения, которыми он пользуется в своей многообразной деятельности: ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье. Постоянным, необходимым компонентом этих движений является чувство равновесия.

Основные движения делятся на циклические и ациклические. Движения циклического типа быстрее усваиваются и автоматизируются. Это объясняется регулярным повторением циклов, закрепляющим в систему последовательность двигательных элементов данного цикла. Повторяющаяся последовательность циклов, связанная с чередованием движений и соответствующими мышечными ощущениями при повторении их, вырабатывает ритм данного движения.

Ходьба - основной, естественный способ передвижения человека, относящийся к типу циклических движений.

И.М. Сеченов раскрыл весь сложный акт механизма ходьбы. Непосредственным регулятором движений являются конкретные кожно-мышечные ощущения, первосигнальные раздражители.

Задачей упражнений, формирующих правильный навык ходьбы, является воспитание у ребенка правильной осанки, устремленного вперед шага, согласованности рук и ног, содействующей уравновешиванию тела, формированию свода стопы.

Физическая нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраты энергии при этом. Обычный, умеренный, бодрый темп ходьбы, вовлекая в активную деятельность большое количество мускулатуры, усиливает деятельность сердечно- сосудистой и дыхательной систем, что в целом способствует повышению обмена веществ. Несмотря на активную работу мышц, ходьба при условии определенной дозировки не утомляет ребенка.

Спокойная ходьба, возникающая при замедлении темпа, способствует постепенному снижению физической нагрузки после интенсивных движений - бега, прыжков и т.д. –и приводит в норму повышенный пульс.

Упражнения в ходьбе содействуют образованию динамического стереотипа, определяющего осанку при ходьбе или походку.

Бег-движение циклического типа. Как и ходьба, он характерен повторностью циклов, чередованием моментов опоры на плоскость, поочередным перенесением ног вперед, согласованностью движений рук. Однако у бега имеется и существенное отличие от ходьбы. Во время бега есть фаза полета, когда обе ноги бегущего находятся в отрыве от почвы. Момент полета усиливает быстроту передвижения человека, увеличивает длину шага, давая возможность двигаться вперед по энерции с расслабленными мышцами. В силу возникающего при этом торможения в деятельности нервных центров обеспечивается восстановления их работоспособности, а также и всей нервно- мышечной системы. Упражнения при обучении бегу направлены на выработку легкого, быстрого, свободного, устремленного вперед движения с хорошей координацией рук и ног. В процессе бега происходит попеременное сокращение и расслабление большого количества мышечных групп. При беге резко возрастает расход энергии, поэтому увеличивает объем дыхания, скорость кровообращения, газообмен. Правильно дозированный бег способствует общему физическому развитию, совершенствованию функции центральной нервной системы, тренировке сердечно-сосудистой систем.

Лазанье относится к типу циклических движений. Процесс влезания и слезания имеет некоторую кратковременную повторность элементов, сходных с ходьбой: поочередное движение рук и ног с моментов опоры каждой ноги на рейки лестницы и задержки обеих ног на них.

Дети дошкольного возраста овладевают видами лазанья: подлезание, перелезание, пролезание, ползание на четвереньках по горизонтальной наклонной плоскости (на полу, на гимнастической скамейке), лазанье по вертикальной (гимнастической) стенке, стремянке, веревочной лесенке, канату и шесту. Ежедневное упражнение в лазанье обеспечивает ребенку необходимый жизненный навык и воспитывает ребенку необходимый жизненный навык и воспитывает координацию движений. Для этого рекомендуется в групповых комнатах устанавливать гимнастические лестницы хотя бы в один пролет, анна участке – трибуны с вышками, заборчики, стойки с канатами и шестами. В процессе лазанья воспитываются необходимые волевые качества: смелость, решительность, сообразительность, ловкость.

Прыжки. Прыжок – движение ациклического типа. В нем отсутствует повторение циклов, и весь процесс выполнения прыжка представляет одно законченное движение.

В прыжке есть определенная последовательность двигательных элементов и ритм. Прыжок состоит из четырех фаз: 1) подготовительной – принятие исходного положения, или разбег; 2) основной – отталкивание; 3) полет и 4) заключительной – приземление.

Физиологическое воздействие прыжков на организм весьма значительно, поэтому при проведении упражнений с детьми необходимо соблюдать дозировку, применять подводящие к прыжкам упражнения и внимательно следить а состоянием всех детей. Для совершенствования в прыжках рекомендуются упражнения с короткой, длинной и вращающейся скакалкой, поочередное подпрыгивание на одной ноге (игра «Классы»), различные подскоки с прямым и перекрестным движением ног, прыжки через ряд положенных на полу предметов; прыжки с поворотами и различными движениями рук; прыжки с продвижением вперед, назад, в сторону и др.

Метание- движение ациклического типа. В дошкольном возрасте ребенку доступно метание вверх, вперед, вниз. Оно способствует развитию всех групп мышц, особенно плечевого пояса, а также воспитанию ловкости, гибкости, быстроты, равновесия, глазомера.

Метание может производиться на дальность и в цель. Первое должно предшествовать второму.

 

 


Классификация физических упражнений

 

 

и

Таблица

Классификация подвижных игр:

 

Подвижные игры по содержанию (Кенеман А.В., Осокина Т.П.)

 
 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...