Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вставьте пропущенное слово




Л.Н. Гумилев определил этногенез как длительный цикличный процесс развития, включающий в себя четыре фазы: возникновение, подъем,…………..., исчезновение этноса.

43. Для объяснения особенностей этногенеза Л.Н. Гумилев использует понятие…………..

44. Соотнесите понятия:

1. Совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также используемых ею способов взаимодействия с природой и другими нациями.

2. Это признак существования нации, включающий в себя информацию о предках (предания, традиции, заветы и т.д.).

3. Сложная совокупность социальных, политических, экономических, нравственных и религиозных взглядов и убеждений нации, которая отображает определенный уровень ее духовного развития.

а) историческая память;

б) национальное сознание;

в) национальная культура.

45. Что относится к официальным этническим символам:

а) флаг;

б) литературные произведения;

г) гимн страны;

д) лозунги.

Вставьте пропущенное слово

Этнические …………... понимаются как относительно устойчивые упрощенные схематизированные и эмоционально окрашенные образы и мнения обобщенного характера о той или иной этнической группе.

47. Этнические стереотипы выполняют следующие функции:

а) упорядочение информации;

б) экономят усилия человека при восприятии объектов окружающей действительности;

в) защита ценностей;

г) дают возможность анализировать психический состав людей в социальном, политическом и этническом контексте.

48. Соотнесите понятия:

1. Процесс продвижения этнических групп в пределах этнической территории, переселение их в другие районы.

2. Группы, сохраняя свою этническую идентичность, объединяются в единое целое на каком-либо значимом для них основании (экономическом и культурном).

3. Приспособление людей к жизни в новой этнической среде.

4. Одна национальная общность постепенно перенимает обычаи, традиции другой доминирующей группы, вплоть до полного растворения в ней.

а) интеграция;

б) миграция;

в) ассимиляция;

г) адаптация.

Вставьте пропущенное слово

…… − это процесс передвижения этнических групп за пределы этнической территории.

50. Механизмы формирования этнических стереотипов:

а) схематизация;

б) каузальная атрибуция;

в) сегрегация;

г) вытеснение;

д) категоризация;

е) проекция.

51. Кто из исследователей выделил следующую иерархию человеческих рас: первобытные расы, низкие расы, средние расы, высшие расы:

а) А.Л. Леви-Брюль;

б) В.М. Бехтерев;

в) А.А. Потебня;

г) Г. Лебон.

52. Кто был первым известным ученым, описавшим нравы народов других стран:

а) Геродот;

б) Гиппократ;

в) Ш. Монтескье;

г) Г. Гегель.

 

 

53. Расставьте по порядку этапы протекания межэтнического конфликта:

а) латентная или скрытая стадия;

б) насильственное протекание;

в) начало конфликта, открытый конфликт;

г) нарастание межэтнической напряженности;

д) равновесие или баланс сил;

е) разрешение конфликта, урегулирование.

54. Идеологическая, политическая, социальная теория и практика, проповедующая идею исключительности и превосходства своей нации, называется ……...

55. Выделяют:

а) гетеростереотипы и автостереотипы;

б) положительные, отрицательные и амбивалентные стереотипы;

в) моноэтнические, биэтнические и маргинальные стереотипы;

д) стереотипы поведения и восприятия.

56. Соотнесите понятия:

1. Это результат осмысления людьми своей принадлежности к определенной этнической общности.

2. Устный и письменный способ выражения нацией мыслей и общения.

3. Сочетание индивидуальной оценки человеком, являющимся представителем конкретного этноса, своих возможностей и качеств и своей роли в этносе, общая оценка уровня значимости этноса среди других народов.

а) национальное самосознание;

б) национальная самооценка;

в) национальный язык.

Вставьте пропущенное слово

Национальный ……... − это совокупность признаков, комплекс физических и духовных качеств, отличающих людей разных национальностей друг от друга.

58. Приписывание причин поведения или результата деятельности при восприятии людьми друг друга называется:

а) интеграция;

б) каузальная атрибуция;

в) этническая идентичность;

г) проекция.

Вставьте пропущенное слово

Под национальным …..... понимается совокупность эмоционально-экспрессивных характеристик, определяющих специфику поступков и деятельности людей как представителей одного этноса.

60. Вхождение индивида в культуру своего народа называется:

а) инкультурация;

б) аккультурация;

в) социализация;

г) адаптация.

 

 

Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу

1. Непсихологические факторы роста этнического самосознания и этнической идентификации в ХХ веке. Объяснительные модели..

2. Роль этнического фактора в распаде СССР.

3. Психологические факторы роста этнического самосознания в современном мире.

4. Задачи этнопсихологии в условиях роста этнического самосознания и межэтнических конфликтов.

5. Этнос или этничность: различные подходы примордиалистское, инструменталистское и конструктивистское понимание этноса/этничности.

6. Походы к «этносу» Ю. Бромлея, Л. Гумилева, В. Тишкова.

7. Как психологи трактуют “этнос”?

8. Соотношение понятий «Природа», «Общество», «Культура».

9. Этнопсихология и субъективная культура (Г. Триандис).

10. Существующие точки зрения на психологические причины разнообразия культур.

11. Междисплинарный характер этнопсихологии.

12. Предмет исследования психологической антропологии.

13. Сравнительно-культурная психология.

14. etic- и emic- исследовательские подходы.

15. Античные мыслители о причинах, определяющих различия в психологии народов.

16. Французские просветители и их “этнопсихологические” воззрения.

17.“Народный дух” в немецкой философии XVIII века. Зарождение этнопсихологии как отдельной дисциплины в Германии (XIX в.).

18. Этнопсихология в России XIX –ХХ вв.

19. В. Вундт и его «психология народов».

20. Психологическое направление в американской культурной антропологии.

21. Понятие «базовой личности» в этнопсихологии.

22. Понятие «модальной» личности.

23. Основные направления этнопсихологических исследований: релятивизм, абсолютизм, универсализм.

24. Л. Леви-Брюль о «коллективных представлениях».

25. К. Леви-Строс об универсальных структуры мышления.

26. Раскрыть понятие «социализация» и его отличия от понятия «инкультурация».

27. Основные этапы инкультурации.

28. Некоторые агенты социализации по характеру влияния на ребенка (Барри).

29. Раскрыть понятие «культурная трансмиссия».

30. Инкультурация в раннем возрасте («пеленочный детерминизм»).

31. Сравнительно-культурное изучение социализации: архивные, полевые и экспериментальные исследования.

32. Переход в мир взрослых. Ритуалы перехода.

33. Обряд инициации: психологические аспекты.

34. Личность в ракурсе этнопсихологии.

35. «Местные» концепции личности (Сау).

36. Понятие «национальный характер» (И.Кон).

37. Понятие «ментальности».

38. Норма и патология в культуре общества.

39. Культура и коммуникация.

 

 

Литература

Основная

1. Гиренко Н.М. Понятие культуры//Этнос. Культура, Закон. СПб., 2004

2. Гумилев Л.Н..Этногенез и биосфера. – М.: АСТ. – 2006.

3. Конфликты на Востоке. Этнические и конфессиональные / Под редакцией А. Д. Воскресенского. – М.: Аспект Пресс, Год: 2008.

4. Крысько В.Г. Этническая психология. Учеб. Пособие. М.: Академия, 2011.

5. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. – СПб.: Речь, 2003.

6. Почебут Л Г. Кросс-культурная и этническая психология: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2012.

7. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Учебник для вузов, М., 1999

8. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология:Практикум:Уч.пос. М.: Аспект-пресс, 2006

9. Хотинец В.Ю. Методологические основы этнической и кросскультурной психологии: Учебное пособие. – М.: Форум, 2012.

10. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. – М.: Либроком, 2010.

 

Дополнительная

1. Александренков Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность» // Этнографическое обозрение. - №3, 1996.

2. Байбурин А.К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения// Этнические стереотипы поведения. - Л.: Наука, 1985.

3. Белик А.А. Психологические направления в этнологии США. От исследования "культура и личность" к психологической антропологии//Этнология в США и Канаде. - М.: Наука, 1989.

4. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка, М.: Воронеж, 2000.

5. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. - М., 1976.

6. Вундт В. Проблемы психологии народов// Преступная толпа, Ин-т психологии. – М.: РАН, 1998.

7. Выготский Л.С. Проблемы развития психики, Собр. соч. Т.3.- М., 1983.

8. Гиренко Н.М. Этнос: трагический миф ХХ века//Манифестация. - СПб., 2000.

9. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. - М., 1993.

10. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. - №4 – 1997.

11. Коул М. Культурно-историческая психология. - М.: Ин-т психологии РАН, 1997.

12. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. Психологический очерк. - М.: Ин-т психологии РАН, 1977.

13. Лебедева Н.М. Ведение в этническую и кросскультурную психологию. Учебное пособие - М., 1999.

14. Лебедева Н.М. Социально-психологические закономерности аккультурации этнических групп // Этническая психология и общество. - М., 1997.

15. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. - М., 1994.

16. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.

17. Леонтьев А.А. Личность как историко-этническая категория// Советская этнография - №3 -1981.

18. Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988.

19. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М., 1998.

 

АБОРИГЕНЫ - коренные жители страны (местности), обитающие в ней с давних пор (раньше др. известных народов)

АДАПТАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ - психологическое и социальное привыкание, приспособление людей к новой культуре, "чужим" национальным традициям и ценностям, образу жизни и поведению, в ходе которых согласовываются нормы-требования и ожидания участников межэтнического взаимодействия.

АККУЛЬТУРАЦИЯ В этнопсихологии понятие используется для обозначения: а) процесса социально-психологической адаптации представителей одной этнической общности к традициям, привычкам, образу жизни и культуре другой; б) результатов влияния культуры, национально-психологических особенностей представителей одной общности на другую.

АНАХРОНИЗМ НАЦИОНАЛЬНЫЙ - понятие, употребляемое в общественных науках в следующих значениях: 1) ошибка против хронологии, отнесение какого-либо события, происходящего в обществе и культуре, к другому времени; 2) внесение в изображение исторической или культурной эпохи черт, ей не присущих; 3) пережиток старины, не вяжущийся с современным укладом жизни этнической общности; устарелый взгляд или обычай.

АРТЕФАКТЫ ЭТНИЧЕСКИЕ К ним относятся любые феномены духовной жизни этноса, будь то научные теории или суеверия, произведения искусства и фольклор- все то, что характеризуется как национальная сторона жизни общества.

АССИМИЛЯЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ - вид объединительных этнических процессов, слияние одного народа с другим, связанные с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания, в результате чего происходит определенная (очень часто кардинальная) трансформация национально-психологических особенностей. Никогда не носит односторонний характер, т. е. даже при очевидности различий в положении ассимилирующего и ассимилируемого народа, определенные, хотя и неравнозначные народы сохраняют и свой язык.

АТТРАКЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ - социально-психологическое явление, отражающее процесс взаимного тяготения лиц той или иной национальности друг к другу.

БАРЬЕР СМЫСЛОВОЙ (ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ) - взаимонепонимание между людьми - представителями различных этнических общностей и культур, вызванное тем, что одно и то же явление имеет для них различное смысловое значение и неодинаковое толкование в силу языковых различий, принадлежности к разным национальным культурам. Указательный палец, приложенный к виску, выражает глупость во Франции, ум - в Голландии. С точки зрения итальянца из Флоренции, палец у века - проявление доброжелательности, а вот для испанца этот жест означает недоверие; француз же посчитает, что его принимают за лжеца.

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЕ - этнопсихологическое явление, ядро которого составляет эмпатия, сходство установок, близость и однотипность психики, черт национального характера, переживаний национально-психологических особенностей, традиций, образа жизни, обычаев представителей близких по этническим признакам наций и т. д., на основе которых возникают взаимные симпатии, доверительность межличностных отношений, психологическая совместимость межнационального или внутринационального взаимодействия.

ВОСТОК - термин, обозначающий не просто географическое пространство, а особого рода идею как совокупность государственности, религиозности, нравственности, а также философии, культуры, искусства. Кроме того, он обозначает одну из частей внутриевропейского раскола, начавшегося еще в IX в. н. э.в христианском мире. По сложившейся традиции к Востоку. стали относить все, что связано с византийской религиозной догматикой, государственностью и культурой.

Выделяется понятие конического К., в котором социальный статус его членов определяется степенью генеалогической близости к родоначальнику. В тех же значениях термин К. нередко применяется и в отечественной литературе по отношению преимущественно к народам Средней Азии и Кавказа, сохраняющим пережитки родоплеменного деления.

ВЫТЕСНЕНИЕ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ - защитный механизм психики, заключающийся в процессе активного неосознанного устранения из сознательной сферы личности представителей определенной этнической общности и перевод в сферу бессознательного неприемлемых для них мыслей, воспоминаний, переживаний. Позволяет как бы обойти, избежать или локализовать конфликт между сознательным и бессознательным, между природными, спонтанными потребностями и нормами-требованиями социальной среды, усвоенными господствующими нормами, правилами поведения. При ослаблении защитных механизмов в психике человека все, что подвергается вытеснению из сферы бессознательного, способно прорываться в сознательное в форме резкого изменения отношения к чему-то, кому-то на противоположное, в форме реплик, оговорок, символов, грез и т. д. То, что разрушает или деформирует национальное самосознание этноса, личности, порой не осознается, вытесняется, и это как бы сохраняет социальную общность от разрушительных социальных потрясений, конфликтов и психических переживаний.

ГЕГЕМОНИЯ -выдающаяся политическая роль одного государства, народа, определенного социального слоя по отношению к другим. Означает четкое осуществление своего влияния с навязыванием своей идеологии. В формировании империй, национальных государств гегемония. определенных стран и народов была свойственна Афинам, Фивам, Македонии, Франции, Англии, США. России и пр. В теории международных отношений это понятие используется для обозначения лидерского положения определенной страны.

ГИПЕРКОМПЕНСАЦИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - механизм замещения реально существующей или воображаемой психологической дискомфортности, неполноценности высокими достижениями в других видах деятельности. Так, в послевоенной истории данный защитный механизм отчетливо проявился у представителей немецкой, японской наций в форме массового творческого подъема, инициативности в труде, которые привели к успехам в экономическом развитии стран. При этом данные нации тем самым как бы компенсировали психологические последствия поражений во Второй мировой войне.

ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ - процесс разрушения функциональных связей между элементами национальной (этнической) культуры как системы. Он сопровождается и определенными трансформациями психологии представителей этой культуры.

ДИАГНОСТИКА ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ -пограничный раздел между психодиагностикой и этнопсихологией; теория и практика выявления и измерения этнопсихологических особенностей представителей различных народов и наций с помощью специальных методик. В ее рамках могут быть использованы все основные методы современной психодиагностики, специально адаптированные к изучению национальных психологических факторов.

ДИНАМИКА ЭТНИЧЕСКАЯ - процесс изменения качественных и количественных характеристик этноса при сохранении его целостности. Этнос находится в состоянии постоянного развития и изменения. Причем эти изменения могут иметь как прогрессивный (поступательный), так и регрессивный характер. Этническая динамика. сочетает в себе два взаимосвязанных процесса: изменение формы и содержания этноса в соответствии с закономерностями его внутреннего саморазвития и, как результат взаимодействия с внешней природной и социальной средой. Эти процессы осуществляются на основе интеграции и дезинтеграции различных этносов, а при определенных условиях и их ассимиляции. Может осуществляться постепенно в эволюционной форме, а также в форме скачка, социального взрыва. Если процесс прогрессивных изменений этноса сталкивается с серьезными препятствиями со стороны других этнических групп, то преодоление возникающих межэтнических конфликтов, противоречий потребует значительных усилий и: времени.

ДИСКРИМИНАЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ - ограничение прав группы граждан в силу их этнических различий. Проявляется прежде всего в межэтнических отношениях; на уровне государства - в принятом законодательстве и негативной политике, обычно в отношении этнических меньшинств. Неформальный аспект проявляется в утвердившихся в обществе обычаях, стереотипах, предрассудках, моделях поведения, что ведет к этнической поляризации общества, закреплению этнического неравенства, преимуществ в осуществлении интересов, устремлений, возможностей одной этнической группы, общности над другой. Д. э. провоцирует напряженность в обществе, ведет к межэтнической конфронтации, проявлению насилия и агрессивности.

ДОГМАТИЗМ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ - термин обозначает состояние традиционных обществ, когда в нем господствует родоплеменная мифология, существует табу. На их смену приходят заповеди, предписания, содержащие требования и законы, ориентированные на передачу заскорузлых ценностей от одного поколения к другому, в свою очередь выделяющие из себя различные регуляторы человеческих отношений. Однако этот процесс совершается чрезвычайно медленно; традиционные общества придерживаются как бы «раз и навсегда» сложившихся отношений. Сам человек в традиционном обществе становится своего рода стандартом оценки обычаев, правил, традиций, ритуалов и т. п. Д.э. начинает разрушаться тогда, когда в обществе происходит противопоставление, диалог, анализ, показательное рассуждение. Человеческая мудрость начинает нарушать свои устоявшиеся связи с обычаями, вступает в конфликт с родоплеменной мифологией, с традицией, подмечает и объясняет ограниченность сложившихся в обществе образцов человеческого взаимодействия.

ДУХОВНЫЕ РЕФЕРЕНТЫ НАЦИИ - персонифицированная в образе реальных исторических личностей духовно-нравственная сущность культуры нации (ее «вертикаль»), которая выступает эталоном личностного развития, фактором культурно-национального единства и одновременно замыслом, проектом идеального состояния культуры нации в ее «человеческом измерении». Каждая культурная эпоха имеет определенный «культурный проект» (модель, замысел) в персонифицированном виде, возникающий в ответ на актуальные проблемы времени и олицетворяющий биографией конкретного человека путь и способ их преодоления.

ДУХОВНЫЙ ВАКУУМ - термин, употребляемый для обозначения кризиса социальной и национально-культурной идентичности, сопровождаемый чувством тревоги, страха, ощущением исторической обреченности, «бездомности» и потерянности человека в мире. В личностном плане кризис национального самосознания переживается как духовный вакуум.

ДУХОВНЫЙ КРИЗИС - кризис общественных идеалов и ценностей, составляющих нравственное ядро культуры и придающих культурной системе качество органичной целостности, аутентичности. Кризис сопровождается усилением этносоциальных процессов развала и распада, моральным, экономическим и интеллектуальным хаосом, потерей нравственных приоритетов, резкой поляризацией общества, разрушением социальных институтов. Духовный кризис общества и реальная опасность утраты культурной идентичности резко активизируют процессы консолидации национального самосознания, в сфере которого происходит интенсивный поиск ценностей культурной интеграции и национальной консолидации. Мировоззренческой предпосылкой преодоления духовного кризиса является: воссоздание тех ценностей, которые составляют ядро национальной культуры и определяют ее уникальность; возрождение национальных идеалов; актуализация в общественном самосознании людей духовных референтов нации.

ЗАМЕЩЕНИЕ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ - механизм психологической защиты, действующий бессознательно, при котором недосягаемая или неприемлемая цель, эмоция или какой-либо объект замещаются более приемлемыми. При этом та или иная потребность удовлетворяется путем переноса активности субъекта с неприемлемого объекта на приемлемый. Так, ненависть, негативные чувства к господствующей нации подменяются у представителей малых наций и народностей критикой своих вождей за недостаточно эффективную борьбу в интересах национальной независимости и др.

ЗАПАД - термин, широко используемый для обозначения специфической цивилизации, фундаментом которой является романо-германская культура. Специалисты обычно выделяют четыре основных начала для его характеристики: византийское христианство, германское рыцарство, эллинская эстетика и философия, римская муниципальность (городское начало). В различных взаимоотношениях этих начал на протяжении длительного времени оформились специфические мировоззренческие и социально-психологические установки западной цивилизации: в области христианской религии - забота о всеобщем практическом благе, в области морали - идея одинаковых личных прав каждого, а в области государственного устройства -ориентация на демократию, экономическое, умственное, половое равенство.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ - процесс неосознаваемого отождествления себя с субъектом общения, деятельности (личностью, социальной общностью, нацией и т. п.), с объектом идентификации (с другим человеком, с определенной группой, общностью людей, другой нацией, народностью), в результате которого резко интенсифицируются процессы обмена ценностями, типом, характером отношений данных объектов и субъектов идентификации. В результате И. происходит как бы воображаемый перенос субъектом своих качеств на объект идентификации (эмпатия), а также усвоение в результате активизации внушения, норм, ценностей объекта идентификации.

ИНТЕГРАЦИЯ ГРУППОВАЯ - согласованность, упорядоченность и стабильность системы внутригрупповых процессов.

ИНТЕГРАЦИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ - объединение этносов в рамках многонациональных государств (напр, «американцы», «бельгийцы» и др.). В странах, где этот процесс не завершен, И.м. близка к явлению консолидации.

ИНТЕГРАЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ (НАЦИОНАЛЬНАЯ) - процесс сближения этнических общностей. Как правило, является эффективным средством экономического, политического и духовного возрождения и развития нации или народности. По мере развития этнической группы, общности, она вступает во все возрастающее количество разнообразных связей и взаимоотношений (политического, экономического, социального, культурного характера) с другими этносами. В настоящее время в отношениях наций и народностей превалирует процесс сближения культур и создания общемировой культуры. Этнические особенности и различия при этом не исчезают, а сохраняются. Процесс И.э. происходит как на уровне отдельных государств, так и внутри них, отдельного этноса, нации, общества, многоэтнической страны.

КЛАН - в современной, преимущественно западной, литературе название рода, либо локализованной родовой общины, а подчас и всех родоплеменных подразделений.

КЛАССИФИКАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ - все национально-психологические особенности разделяются на четыре группы. Мотивационно-фоновые - характеризуют своеобразие побудительных сил в деятельности представителей конкретной этнической общности, указывают на то, что определяет специфику ее мотивации и поведения. Интеллектуально-познавательные - выражают своеобразие восприятия и мышления представителей конкретной национальной общности, проявляющееся в присутствии у них специфического сочетания познавательных и интеллектуальных качеств, отличных от аналогичных у представителей других этнических групп и дающих возможность по-особому воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строить и корректировать планы деятельности, реализовывать способы достижения ее результатов. Эмоционально-волевые - национально-психологические особенности отражают своеобразие функционирования у народа того или иного государства четко выраженных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности. Коммуникативно-поведенческие - показывают специфику информационного и межличностного взаимодействия, общения и взаимоотношений представителей той или иной этнической общности, свидетельствуют о реальном отличии подобных характеристик у других народов, поскольку у каждого из них существуют свои установившиеся нормы взаимоотношений и обмена необходимыми сведениями, своеобразные формы организации и руководства людьми, традиции и привычки поведения.

КОМПЕНСАЦИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - 1) механизм замещения реально существующей или воображаемой интеллектуальной неполноценности личности; 2) процесс возмещения недостаточно развитых ее качеств; 3) эффект преодоления психических затруднений посредством мобилизации волевых усилий, развитием недостающих качеств и достижением более высокого личностного, национального статуса. В результате К.э. неудачи в одной области как бы сглаживаются успехами в другой.

КОМПРОМИСС МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ - способ достижения согласия, завершения конфликта между этническими группами, этносами, их представителями. К.м. представляет собой соглашение, имеющее определенные временные параметры, по истечении которых одна из сторон или обе в равной мере будут обладать достаточными возможностями для пересмотра заключенного К.м. с целью изменения результата в свою пользу. Каждая из сторон, приняв решение о своем согласии на заключение К.м., определяет с учетом своих интересов допустимые нижние границы уступок, на которые она готова пойти при определении компромиссного соглашения. При заключении К.м. необходимо знание субъектом своих интересов, а также знание интересов и возможностей другого субъекта. Уступки в К. м. могут иметь политический, экономический, территориальный, социальный характер. Одним из условий достижения К.м, является учет времени действия соглашения.

КОНСОЛИДАЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ - вид объединительных этнических процессов, слияние близких по языку и культуре этносов или частей этносов в более крупную этническую общность (напр. восточно-славянских племен в древнерусский этнос, тюркских племен Алтая Б алтайский этнос и т. п.) или включение в уже сформировавшийся этнос близкой ему этнической группы (напр. нагайбаков и мишарей - в состав татар). В этом случае она близка к явлению ассимиляции К К. э. относится также внутреннее сплочение к усиление однородности этноса за счет упрочения общего самосознания и сглаживания культурных и языковых различий между его этнографическими группами, особенно характерных для процесса формирования нации (напр. стирание различий между этнографическими группами русских). Ускоряющее влияние на К.э. оказывает политическое объединение этносов в границах одного государства или территориальной автономии.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ В ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ - в психологии метод анализа и оценки информации (содержащейся в документах, видеозаписях,, радиопередачах, интервью и т. д.) путем выделения в формализованном виде смысловых единиц информации и замера частоты, объема упоминания этих единиц в выборочной совокупности. Применительно к изучению национальной психологии это заключается в фиксировании частоты употребления и степени выраженности понятий, суждений, отражающих те или иные национальные особенности: черты характера, темперамента народа, др. национально-психологических особенностей. Объектом анализа может быть информация, почерпнутая из сообщений газет, радио, телевидения, из художественной литературы, научных статей, материалов социологических и иных исследований.

КОНФОРМНОСТЬ ЭТНИЧЕСКАЯ - подверженность индивидов, групп людей влиянию национальных традиций, форм поведения, проявляющихся в усвоении национальных установок и стереотипов без внутреннего сопротивления и достаточного осмысливания. На бессознательном, эмоциональном уровне К.э. проявляется в виде таких процессов как особая внушаемость, способность и потребность в подражании носителям национальных традиций, этнической культуры. У детей конформные реакции развиты в большей степени, чем у взрослых, у женщин - больше, чем у мужчин. К.э. может усиливаться в стрессовых, пограничных ситуациях. К.э. - одна из форм самовоспроизводства этнических норм поведения народа, нации, которые как бы на бессознательном уровне «оседают» в психике конкретных индивидов, начиная с самого детства.

КРОССКУЛЬТУРНОЕ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - изучение психологических и социокультурных особенностей людей, проводимое параллельно на нескольких группах испытуемых, относящихся к различным нациям, этническим общностям.

КУЛЬТУРНЫЙ ШОК - понятие, принятое в этнопсихологии для обозначения: а) конфликта старых и новых культур, норм и ориентации, присущих индивиду как представителю того общества, которое он покинул, и новых, т.е. представляющих то общество, в которое он прибыл; б) трудностей, появляющихся у человека при вхождении его в новую для него культуру при общении и взаимодействии с представителями других этнических общностей.

МАРГИНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ - человек, живущий и сознательно участвующий в культурной жизни и традициях двух разных народов. Он никогда не может совершенно порвать (даже если ему будет дана такая возможность) со своей прошлой жизнью и ее традициями и никогда не будет принят в новое общество, в котором теперь пытается найти для себя место. Он - человек на рубеже двух культур и двух обществ, которые никогда полностью не совпадут. М.л. является продуктом миграции населения, тех разнообразных процессов, в результате которых человек определенной культуры вынужден осваивать иные, чуждые ему культурные ценности, социальные роли, образ жизни.

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ - одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, имеющая тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

МЕНТАЛИТЕТ НАЦИОНАЛЬНЫЙ - это: а) свойственный данной этнической общности стиль жизни, культуры; б) присущая данной нации система ценностей, взглядов, мировоззрения, черт характера, норм поведения. М.э. характеризуется устойчивыми неизменностью, постоянством, консерватизмом. Он слабо подвержен воздействию извне, попыткам идеологического, административного, правового или управленческого давления. На индивидуальном уровне этнический менталитет формируется в процессе обучения и воспитания, самореализации личности, выбора своей роли, усвоения ею национальной культуры, идентификации себя с ближайшим социальным, этническим окружением.

МОБИЛЬНОСТЬ ЭТНИЧЕСКАЯ - термин, употребляемый в этнографии и культурологии для обозначения целенаправленной деятельности, направленной на этническое самоутверждение и самоопределение.

МОДАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ ТЕОРИЯ. Теория «модальной личности», т. е. такой, которая лишь в общем виде отражает главные характеристики психологии того или иного народа, а в реальной жизни могут присутствовать различные спектры проявления общих национально-психологических особенностей, которые поддаются фиксации экспериментальным путем.

НАРОД - широкая, многозначная общность людей, под которой подразумевается: 1) население государства, жители страны; 2) народность, нация; 3) основная трудовая масса населения страны; 4) большие скопления людей; 5) определенная возрастная или профессиональная категория людей. Народ представляет собой единое социальное целое, поскольку имеет общую историческую судьбу, существенные признаки сходного образа жизни и нравов, а также чувство принадлежности к единой исторической общности. В силу совместной трудовой деятельности народ является носителем коллективного социального опыта (языка, исторической памяти, культурных ценностей и норм, различных навыков и умений).

НАЦИЯ - большая социальная группа, исторически возникающий тип этноса, представляющий собой определенную общность людей, характеризующуюся единством территории, тесными экономическими связями людей, общностью языка, культуры, черт психического склада. Чаще всего нации являются результатом этнического развития народностей, чье название они обычно сохраняют.

ПАССИОНАРНОСТЬ - понятие, употреблявшееся Л.Н. Гумилевым для объяснения особенностей процесса этногенеза. П.могут обладать как отдельные личности, принадлежащие к конкретному этносу, так и этносы в целом. Для пассионарных личностей (пассионариев) присущи исключительная энергичность, честолюбие, гордость, исключительная целеустремленность, способность к внушению. Л. Н. Гумилев дал следующее определение этого понятия: «Пассионарность - это способность и стремление к изменению окружения,... к нарушению инерции агрегатного состояния среды». П.является атрибутом не сознания, а подсознания. Проявление П. фиксируется в истории этноса особенно важными событиями, которые качественно изменяют жизнь этноса. С этой точки зрения, этногенез - это ряд фаз, определяемых деятельностью пассионариев: фаза подъема - увеличение количества пассионариев; акматическая фаза - наибольшее число пассионариев; фаза надлома - резкое уменьшение их числа; инерционная фаза - медленное уменьшение их численности; фаза обскурации - замена пассионариев субпассионариями - возможное исчезновение этноса.

ПРОЕКЦИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - форма замещения, механизм психологической защиты, заключающиеся в сознательном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний, переживаний на внешние объекты, других людей. Может носить как защитный характер (бессознательная попытка в критической ситуации найти «козла отпущения»; интерпретация ситуаций, событий с переносом на них собственных чувств, собственного опыта; бессо

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...