Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уроки итогового повторения




Цель, требования. Уроки итогового повторения проводят в конце учебного года. Это может быть аналитико-обобщающая беседа или лекция учителя. Их цель — закрепить знания важней­ших фактов, обобщить и подытожить изученное, проследить ос­новные процессы от начала до завершения. Таким образом, пройденное повторяется по сквозным проблемам, а не в той по­следовательности, что на текущих уроках истории. Такие уроки вырабатывают у учащихся определенную точку зрения на изучен­ные события истории. Учащиеся примеряют знания, работая с таблицами, графиками, логическими схемами. В их выводах и обобщениях содержатся элементы новых знаний. Итог обсуждае­мым проблемам подводится в развернутом резюме учителя.

Итоговое повторение должно содержать важные и трудные для учеников проблемы курса. Необходимо соблюдать тематическое и логическое единство повторения, повторяя не слишком большие темы.

Методика проведения. Проблемы курса станут ясны учени­кам только после неоднократного их рассмотрения. В конце пос­ледней четверти учитель составляет план итогового повторения для каждого класса. Повторение проводится на уроках во время беседы или докладов учеников, использовавших при подготовке доклада специальную научную литературу. Учитель также на урок подбирает из дополнительной литературы факты, цифры, выска­зывания, иллюстративный материал.

А.И. Александров (154, с. 41) предлагает построить повторе­ние таким образом, чтобы после сообщений учащихся учитель выступил с обобщением. За основу берутся вопросы культуры (154, с. 47).

Урок 1. Ремесло и промышленность в нашей стране с X по XVIII в.

1. Совершенствование приемов земледелия и орудий сельского хозяй­ства. 2. Ремесло. 3. Техника производства и изобретения. 4. Зарождение и развитие промышленного производства.

Урок 2. Архитектура с X по XVII в. 1. Софийские соборы в Киеве и Новгороде. 2. Архитектурный ансамбль древнего Кремля Москвы. 3. Собор Василия Блаженного. 4. Деревянный дворец в коломенском. 5. Строи­тельство Петербурга. 6. В. Растрелли. 7. В. Баженов. 8. М. Казаков. Их творчество.

Урок 3. Образование в Русском государстве с X по XVIII в. 1. Школа и просвещение в Киевской Руси. 2. Новгородские берестяные грамоты.

3. Начало книгопечатания. 4. Школа и образование в XVII в. 5. Преобра­зовательная деятельность Петра I в области просвещения. 6. Развитие науки и образования в середине и второй половине XVIII в.

Урок 4. Живопись в Русском государстве с X по XVIII в. 1. Фрески и мозаика Софийского собора в Киеве. 2. А. Рублев. 3. С. Ушаков.

4. И. Никитин. 5. Д. Левицкий. 6. В. Боровиковский.

Урок 5. Устное народное творчество и литература с X по XVIII в.

1. Былины. 2. «Слово о полку Игореве». 3. Исторические песни. 4. Город­ские сказки.

Урок 6. Письменная работа учащихся на темы: 1. Чем мы особенно гордимся в развитии нашей отечественной культуры? Почему? 2. Чем вы можете доказать высокий уровень и самобытность культуры народов нашей страны в период с X по XVIII в.?

Весьма полезной бывает на итоговом повторении работа уче­ников со сравнительными таблицами столетий, раскрывающими организацию управления, развитие законодательной системы, во­оруженных сил. Вот одна из таких таблиц, охватывающая период с X по XVIII в. (70, с.186—187):

10-11 вв.   XII—XIV XV XVI XVII XVIII
Управление
Киевский князь сове­щается с дружиной. Собирает дань, творит суд. Назначает в отдельные области на­местников Князья великие, удельные. Боярская дума. Система «кормле­ ний» Государь всея Руси. Боярская дума. Приказы. Ограниче­ние «корм­лений» Царский титул. «Избранная рада». Опричнина (1565—1572). Отмена «кормлений». Развитие приказной системы. Боярская дума. Земские соборы Самодержав­ный царь. Боярская дума. Приказы. Воеводы. Земские соборы Титул импе­ратора. Установление абсолютной монархии. Сенат. Коллегии. Тайная канцелярия
Законодательство
«Уставы и уроки» княги­ни Ольги. «Русская Правда». Ограничение процентов и долговой кабалы Вла­димиром Мономахом Местное законо­ дательство, договоры между князьями Судебник 1497 г. Установле­ние Юрьева дня Реформы 50-х гг. Подтвержде­ние Юрьева дня. Судебник 1550 г. Заповедные годы (1561) Соборное уложение (1649). Окончатель­ное закрепо­щение крестьян Петровские реформы. Рост дво­рянских привилегий. «Жалован­ная грамота дворянству»
Войско
Княжеская дружина (конница). Воины из числа общин­ников (пехота). Дружина «старшая» и «младшая». Народное ополчение Войско из служилых людей — помещиков и из боярских отрядов Уравнение помещиков и бояр в несении военной службы соответст­венно раз­мерам зе­мельных владений Наряду с поместным войском полки иноземного строя Регулярная армия из рекрутов — крестьян и горожан. Г вардейские полки из дворян

 

Подготовка к экзаменам. П.С. Лейбенгруб выделил основ­ные требования подготовки к выпускным экзаменам. Вот их пере­чень (20, с. 115—116):

1. Повторение в течение учебного года вопросов прошлых лет обуче­ния, необходимых для лучшего усвоения курса.

2. Накопление нужного для повторения материала в рабочих тетрадях учащихся в виде развернутых планов изучаемых тем, таблиц, схем и других записей.

3. Повторение курса истории на отдельных уроках в тематической свя­зи с изучаемым новым материалом и на повторительно-обобщающих уроках по каждой большой теме в учебном году.

4. Итоговое предэкзаменационное повторение важнейших вопросов но­вейшей отечественной и зарубежной истории в конце заключитель­ного года обучения.

При подготовке повторения следует учесть, какие вопросы наиболее трудны для учеников, какие недостатки встречались на выпускных экзаменах прошлых лет. Упор делается на разбор воп­росов, включенных в экзаменационные билеты. Учитель намечает основные вопросы, продумывает тезисы ответов учеников. Работа на уроке может быть самым разной: ответ ученика, составление развернутых планов и таблиц, просмотр фильмов и т.д.

Завершается итоговое повторение к экзаменам консультацией, на которой учитель отвечает на вопросы учеников и раскрывает наиболее сложные проблемы, предупреждает учеников о типич­ных ошибках. Учитель дает рекомендации о примерной структуре ответа, о применении исторических карт, атласов, документаль­ных материалов.

Игра на итоговых занятиях

Игры и экскурсии. Велико значение игры в восстановлении знаний. Такие занятия дети воспринимают с большой любовью. У них появляется много предложений по проведению интересно­го урока. Вот как о таком уроке пишет Катя Устинова (13 лет): «Рассказ учителя должен быть таким, чтобы от него сладко зами­рало сердце и хотелось слушать и слушать его. А обрываться этот волшебный рассказ должен на самом интересном месте, чтобы на следующий> урок ребята бежали с нетерпением! А опрос после каждой пройденной темы учитель устраивал бы в виде викторины с вопросами. За каждый правильный ответ дают значок «умника». Ученик, который набирает этих значков больше пяти, получает высшую оценку Набравшим меньше значков ставят оценку ниже. Тем, кто никак не проявил себя в викторине, предлагаются инди­видуальные задания на дом. Если же находятся ученики, которым вообще ничего не хочется делать, им дают задание полегче, но интересней других, причем каждому индивидуально. Например, тот, кто не ладит с историей, но великолепно рисует, получает задание, связанное с рисованием. Постепенно и равнодушные ученики втягиваются в эти уроки. Для меня такие уроки были бы просто праздником!» (219, с. 8).

Итоговое занятие может включать в себя игры, викторины. Ученикам хочется узнать, что было в далеком прошлом и что произойдет в будущем. Интерес учеников к временным явлени­ям в определенной степени удовлетворяет игра с машиной вре­мени. Она требует точного воспроизведения исторических собы­тий, фантазии и импровизации при раскрытии их элементов. И.В. Кучерук предлагает ученикам следующее задание: представь­те, что у вас есть хронолет — летательный аппарат, который может перенести в любую страну и в любую эпоху. Составьте программу полета:

1. Укажите век, год, в который вам хотелось бы перенестись.

2. Назовите страну, в которой вам хотелось бы побывать.

3. Выберите, в какой роли вам хотелось бы находиться в период путе­шествия: а) современного человека (ученого-историка, ученика, пи­сателя, искусствоведа); представителя эпохи средневековья (кресть­янина, владельца замка, поместья, мануфактуры, ремесленника, купца- путешественника, ученого, живописца, писателя, полководца).

4. Обоснуйте выбор века, страны и вашей роли.

5. Определите цель вашего путешествия.

6. По окончании полета составьте рассказ-отчет об увиденном. Включи­те в отчет описание внешнего вида людей, их орудий труда, оружия, а также архитектурных памятников, произведений искусства данной эпохи; характеристику выдающихся исторических личностей, с кото­рыми удалось встретиться в период путешествия; ваши беседы с людьми этой эпохи (185, с. 93).

По истории древнего мира и средних веков возможно проведе­ние викторины. В качестве примера приведем фрагменты викто­рины по истории Древней Греции VI—V вв. до н.э. (68, с. 23, 37).

Викторина

1. Чему учили в греческих школах? (Чтению, письму, литературе, му­зыке, физкультуре, арифметике, рисованию.)

2. Что такое палестра? (Гимнастическая школа для детей.)

3. Кого в Греции называли педагогом? (Старого раба, который сопро­вождал мальчика в школу и домой из школы, следил за тем, чтобы он хорошо себя вел.)

4. Что служило писчим материалом? (Дощечка, натертая воском, перга­мент, папирус.)

5. Как называлась палочка для письма? (Стиль.)

6. С какого времени проводятся Олимпийские игры? Через сколько лет их устраивают? В каком греческом городе они проводились, по каким видам спорта? (Их, по преданию, учредил Геракл в 776 г. до н.э. Про­водились они через четыре года в городе Олимпии на Пелопоннесе. Устраивались состязания по бегу, борьбе, метанию диска, копья, езде на колесницах и т.д.)

7. Чем награждали победителей на Олимпийских играх? (Венками из ветвей оливкового дерева, срезанных золотым ножом и перевитых

белыми шерстяными лентами. Награждали также пальмовыми вет­вями.)

8. Почему на Олимпийских играх всегда было много художников и скульпторов? (Для скульпторов и художников важнее всего было на­блюдать красоту человеческого тела в движении, чтобы потом пере­дать ее в своих произведениях.)

8. Сколько зрителей вмещал афинский театр? (Семнадцать тысяч.)

9. Объясните происхождение слов «трагедия» и «комедия». («Трагедия» по-гречески означает «песнь козлов». Участники народных праздни­ков в честь бога вина Диониса, изображая сатиров — спутников Ди­ониса, надевали на себя козлиные шкуры. Эти пьесы впоследствии и стали театральными представлениями — трагедиями. Из песенных карнавальных шествий в честь бога Диониса, которые устраивались осенью, когда поспевал виноград и было много вина, возникли весе­лые театральные представления — комедии.)

10. Как называлась площадка в центре театра? (Орхестра.)

И. Как называлась площадка, где переодевались актеры? (Скене.)

12. Назовите знаменитого древнегреческого драматурга — автора коме­дий. Знаете ли вы, сколько он написал комедий? Какие самые из­вестные из них? (Аристофан (ок. 445—385 гг. до н.э.). Он написал 120 комедий. До нас дошли «Ахарняне», «Облака», «Всадники», «Ля­гушки».)

13. Как назывались сандалии с очень толстой подошвой, надеваемые с целью увеличения роста исполнителя роли? (Котурны.)

14. Из какого материала строились древнегреческие храмы? (Первона­чально из дерева, затем из камня и мрамора.)

15. Как назывался треугольник здания, образуемый двухскатной крышей и карнизом? Чем он украшался? (Фронтон. Обычно украшался ба­рельефами на темы из мифологии.)

16. Что такое портик? (Открытая галерея, поддерживаемая колоннами.)

17. Как называются колонны в виде мужских и женских фигур? (Атлан­ты и кариатиды.)

18. Кто автор 12-метровой скульптуры богини Афины, установленной в Парфеноне? (Фидий.)

19. Какие еще знаменитые скульптуры создал Фидий? (Еще одна его статуя Афины из бронзы была установлена на площади в Акрополе, а статуя Зевса — в храме в Олимпии.)

20. Какая из этих статуй была одним из «семи чудес света»? (Статуя Зевса.)

21. Кого называют «отцом истории»? (Историка Геродота (V в. до н.э.)

22. Что такое мусейон, что вы о нем знаете? (Мусейон — музей, храм муз. Древняя Академия наук Александрии с огромной библиотекой основана ученым Деметрием Фалерским в 308 г. до н.э. по распоря­жению царя Птолемея I.)

Возможно проведение игрового занятия по иллюстрациям важ­нейших историко-архитектурных памятников (60, с. 167,231—232). По иллюстрациям и тексту учебника, дополнительной справоч­ной литературе командам учеников надо подготовить ответы на следующие вопросы: 1) название архитектурного памятника и его назначение; 2) время и место сооружения; 3) судьба памятника в наши дни. Приведем примерные ответы по нескольким архитек­турным памятникам.

Египетские пирамиды. Самая большая из пирамид была построена около 2600 лет до н.э. для захоронения фараона Хеопса. Высота ее почти 150 м. На строительстве пирамиды, которое продолжалось более 30 лет, одновременно работали 100 тыс. человек.

Парфенон. Главный храм Афинского Акрополя, сооруженный в честь богини Афины — покровительницы города Здание построено в V в. до н. э. Оно выделяется строгими колоннами и фронтонами, богато украшено скульптурами. Хотя время разрушило Парфенон, но он и поныне как бы господствует над греческой столицей, являясь величайшим памят­ником.

Великая Китайская стена. В III в. до н.э. более 2 млн человек были заняты сооружением вдоль всей северной границы Китая стены протя­женностью свыше 5 тыс. км, высотой 5—7 м, шириной более 5 м. Великая стена достраивалась в XV—XVI вв. На протяжении столетий она служи­ла оборонительным сооружением. В наше время сохраняется как памят­ник древнего Китая.

Храм святой Софии в Константинополе. Этот памятник византий­ской архитектуры построен в 532—537 гг. Анфимием из Тралл и Исидо­ром из Милета. Строители справились с трудной задачей, соорудив ог­ромный купол (диаметром 31,5 м) над центральным зданием высотой более 50 метров. Имеет мозаики VI—XII вв.

Железная пагода. Так подобные сооружения назвали португальцы, а в переводе с санскрита слово бхагават означает священный. Это буддий­ское мемориальное сооружение и хранилище реликвий. Имеет вид павильона или многоярусной башни. Храм, изображенный на иллюстра­ции, построен в X в. в Китае в виде 13-этажной башни. Нижний этаж башни каменный, три следующие обложены железными плитами, а вер­хние сделаны целиком из металла.

В период итогового повторения целесообразно проведение об­зорных экскурсий. Например, в Москве такие экскурсии проходят в Историческом музее, Музее революции, Музее декабристов, Но­водевичьем монастыре. Экскурсии предшествует лекция, в которой раскрывается ее проблематика. Перед экскурсией ученики получа­ют вопросы по ее содержанию. На них они будут отвечать после экскурсии на уроке итогового повторения (204, с. 61—62).

Групповая деятельность

Индивидуализация и дифференциация обучения. Прежде чем говорить об этих категориях, необходимо выяснить, что такое обучаемость. Самое краткое определение: восприимчивость к обу­чению. Обучаемость зависит от многих интеллектуальных свойств человека, в частности от самостоятельности мышления, смысло­вой памяти, умения осмысливать однородные явления, достигать желаемых результатов в минимально короткие сроки. Обучаемость связана с уровнем развития исторического мышления учащихся, их воображения, чувств и эмоций, памяти и речи, познавательно­го интереса. Уровень развития самой обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания ученика.

Познание будет зависеть от сложности материала и трудности его усвоения. Под сложностью дидакты понимают объективную характеристику материала — колйчество звеньев в логической схеме, количество аспектов исторического развития в рассказе. Трудность же усвоения всегда субъективна и зависит от обучае­мости — соответствия содержания материала запасу знаний и умений учащихся, их личных качеств. Трудность усвоения будет разной для учеников: а) склонных к логике мыслительной дея­тельности; б) умеющих рассуждать; в) любящих формализацию.

С учетом сложности материала и трудности познания прово­дится индивидуализация обучения. Индивидуализация — это са­мостоятельная работа каждого ученика, зависящая от его особен­ностей и учебных возможностей. В соответствии с ними и выби­раются методы, темпы обучения, объем помощи учителя. В усло­виях массовой школы реальны лишь элементы индивидуализа­ции, когда, например, учитель использует задания одинакового для всех учащихся содержания, но с разным уровнем сложности (217, с. 27).

Типология заданий может также различаться по степени пред­варительной помощи ученикам, объему учебного материала, слож­ности, цели (упражнения, тренировочные задания, проблемно­поисковые, творческие) (74, с. 9). При фронтальной работе учени­ков сам вид деятельности может быть одинаковым, но выполнение либо синхронное, либо в разном темпе. Только в процессе дея­тельности формируется познавательный интерес, творчество учащихся, сами знания становятся глубокими и прочными, возра­стает самостоятельность выполнения заданий.

Под самостоятельной работой обычно понимают деятельность, имеющую цель, конкретное задание, с четким определением фор­мы выражения и проверкой результата* обязательную для выпол­нения каждым учеником, получившим задание (217, с. 28).

Реализация принципа самостоятельности возможна при кол­лективной организации труда, что усиливает воспитательные воз­можности урока и позволяет вводить дифференциацию обучения. Под дифференциацией следует понимать группировку учащихся на основании таких сходных индивидуальных особенностей, как способности, интересы и т.д. Учитывается также примерный уро­вень сформированное™ умений, исторических знаний, познава­тельных возможностей.

Групповая деятельность может по-разному сочетайся с обще­классной: каждая группа выполняет одно задание, но разными методами; каждая группа выполняет взаимодополняющие зада­ния; в группе ученики выполняют индивидуальные задания с учетом своих познавательных возможностей. Наиболее сложна дифференциация в группах одновременно по содержанию и сте­пени сложности материала, методам и средствам работы, объеме помощи (217, с. 28).

Дифференциация по условиям обучения предполагает исполь­зование разных способов или разных учебных материалов в обу­чении разных групп. Группы выделяются с учетом индивидуаль­ных особенностей и уровня развития интеллектуальных умений: ученики умеют вычленять существенные признаки, находить при­чинно-следственные связи, сравнивать, классифицировать, аргу­ментированно оценивать (74, с. 45).

Рассмотрим опыт организации и проведения групповой рабо­ты методиста П.А. Баранова (157, с. 104). Такая работа может проходить при изучении нового материала теоретического харак­тера и при обобщении изученного. Индивидуальные задания долж­ны учитывать степень подготовленности учеников, в частности, к работе со школьным учебником. Сначала организуются пары по­стоянного состава. Это должны быть ученики с общими интереса­ми, психологически совместимые. После чтения текста учебника, документа им необходимо выявить и сравнить особенности явле­ний, характер и значение событий, составить таблицу или сделать опорные записи. Выполнив задание, ученики докладывают о ре­зультатах друг другу, причем один рассказывает, а другой сверяет ответы с учебником. Итоги обсуждаются, уточняются, корректи­руются и дополняют записи в тетрадях.

Освоив приемы анализа текстов в парах, ученики объединя­ются в группы по 4—6 человек с одинаковым уровнем подготовки. В дальнейшем состав групп корректируется по результатам учеб­ной деятельности. Создаются группы по принципу взаимного обо­гащения. Учитель назначает экспертов и руководителей групп из числа хорошо успевающих учеников. Эксперты закрепляются за группами, чтобы оказывать помощь и оценивать работу.

Как показывает опыт преподавания Ю.И. Латышева, руково­дить группой должен ученик, который учится на «отлично» (177, с. 34). В среднем звене учащихся нецелесообразно в группу вклю­чать слабого по уровню подготовки, педагогически запущенного ученика, плохо воспринимающего позитивное влияние окружаю­щих. Из таких учеников целесообразно создать отдельную груп­пу, руководить которой будет сам учитель. Для них он готовит задания практического характера: составление плана по парагра­фу учебника, заполнение контурной карты, анализ документа. Когда ученик втянется в трудовой ритм урока, по его просьбе и с согласия руководителей групп можно перевести в обычную учеб­ную группу. Вместе с тем руководитель группы имеет право вы­сказать претензии к работе нерадивого ученика и вывести его из учебной группы.

Руководитель группы получает карточку с заданиями и рас­пределяет их между учениками. Для организации работы в группе он использует памятку:

1. Ознакомь всех членов группы с содержанием задания.

2. Составь план и определи способы выполнения группового задания.

3. Распредели задания между членами группы в соответствии с их спо­собностями, возможностями, интересами.

4. Помоги товарищам в выполнении работы.

5. В случае возникновения затруднений при выполнении задания обра­тись за помощью к эксперту или учителю.

6. Обеспечь соблюдение правил сотрудничества: право каждого выска­зывать свое мнение и обязанность уважать мнение другого.

7. В результате обсуждения назначь выступающего от группы.

8. Дай оценку деятельности каждого члена группы.

9. Старайся создать дружескую атмосферу в группе.

О результатах работы докладывает один из учеников группы. Другие задают ему и членам группы вопросы. Затем выступают с дополнениями и исправлениями эксперты, обобщение может сде­лать учитель. Но в целом его роль сводится к организации позна­вательной деятельности групп учеников. Индивидуальную рабо­ту членов групп оценивают их руководители, а итог(в баллах) подводят эксперты, заполняя таблицу:

Выпол­ Вопросы Ответы Допол­ Сотруд­ Органи­ Общее Место
груп­ нение другой на нения к ничество зацион­ коли­ среди
пы задания группе вопросы ответу в группе ная чество групп
  (до 10 (до 3 (до 5 (до 2 (до 10 сторона баллов  
  баллов) баллов) баллов) баллов) баллов) (до 5 баллов)    

 

Кроме устных отчетов о проделанной работе, могут быть и письменные, например: заполнение сравнительных, обобщающих таблиц, выполнение игровых заданий (к примеру, игры «Найди ошибку»). Одна группа составляет рассказ, содержащий заранее обговоренное количество неточностей и несоответствий, а другая их выявляет. К таким заданиям привлекается иллюстративный материал.

Учительница B.C. Рожнятовская организовала групповую ра­боту на уроке по теме «Накануне Великой Отечественной» (203,


с. 14). Заранее она определила темы письменных работ и докла­дов учащихся, подобрала тексты для анализа, продумала вопросы для обсуждения в группах. Для первой группы: существовала ли в 1941 г. угроза нападения СССР на Германию? Для второй груп­пы: была ли наша страна готова к войне? Для третьей группы: было ли нападение Германии на СССР внезапным?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...