Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

СИ. Курганов Кому закон не писан




Почему подростки нападают на мирных граждан, угоняют машины, грабят магазины? Быть может, потому что они отвергают общечеловеческую мораль и придерживаются своей собственной? Долгое время социологи так и думали. Но недав­но выяснилось, что у подростков нет ценностей и норм, противоположных общепринятым. Прав­да, они особым образом их трактуют. Молодежь переинтерпретирует в терминах сво­ей субкультуры, своих ценностных представле­ний любое явление, с которым она сталкивается. В том числе и преступление. Например, хулиган­ство описывается как озорство, угон автомоби­ля — как временное заимствование, а драка — как выяснение отношений. Среди обследованных осужденных 53,6% считают, что своим преступле­нием они никому, кроме себя и родных, вреда не причинили. Так думают те, кто насиловал, изби­вал, расхищал. Они умеют сопереживать только себе, своим ближним и никому другому. Но это не душевная черствость, как полагают некоторые. За редким исключением, свой поступок они ин­терпретируют опять же в терминах субкультуры. Юный правонарушитель видит в себе не злодея, а поборника справедливости. Когда стриженые «люберы» нападают на длинноволосых «хиппи», они рассматривают свои действия как наведение общественного порядка и борьбу за нравствен­ный образ жизни. Иначе говоря, правонаруши­тель занимает позицию мстителя, а жертва пре­вращается в злодея. От подростков часто мож­но слышать фразы типа «я никому не причинил вреда», «они сами это заслужили». Изображая


себя жертвами несправедливого приговора, они выставляют себя этакими рыцарями долга: «не имел права струсить», «главное — не бросать дру­га в беде», «не мог оставить товарища». Подростков спрашивали: смогли бы они совершить кражу, чтобы выручить друга из беды или по его просьбе? Около 70% из них ответили утвердитель­но. «Не укради» — абсолютный нравственный за­кон, переступать который человек, если он хочет оставаться человеком, не может. Но подросток пе­реступает. Почему? Он не видит, не слышит, не зна-

ет абсолютной морали. Она абстрактна, а он мыс­лит конкретно. Поэтому нравственный закон пред­ставляется ему в системе юридических норм: ка­кое наказание полагается за кражу имущества или угон автомобиля. А через них можно уже пересту­пить: для большинства обследованных подростков некоторые юридические нормы не имеют мораль­ной силы, работники милиции и суда — плохие люди, так как несправедливо рассматривают их дела. По всей видимости для подростков нормы межличностных отношений, законы малой группы имеют более важное значение, чем юридические постановления или нравственные нормы. Сокращено по источнику: Курганов СИ. Мотивы действий несовершеннолетних правонарушите­лей//Социс. 1989. №5.

крепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространя­ющим ценности преимущественно массовой культуры.

2. Вестернизация (американизация) культурных потребностей и интере­сов. Ценности национальной культуры вытесняются образцами западной массовой культуры. Любимыми героями становятся, поданным опросов, для девушек — героини «мыльных опер» и бульварных романов о любви, а для юношей — непобедимые супергерои триллеров. Соответственно меняется ценностная палитра юношеского сознания, где заглавные роли играют праг­матизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному успеху. Соот­ветственно из ценностного набора молодежи выдавливаются высоко почита­емые ценности, как-то вежливость, кротость и уважение к окружающим.

3. Консюмеризм — приоритет потребительских ориентации над креативны­ми. По данным опросов студентов, потребление в рамках художественной куль­туры заметно превышает креативные установки в социокультурной деятельно­сти. Еще более заметна подобная тенденция в культуре учащейся молодежи.

4. Ослабление избирательности в принципах отбора культурных образцов. В выборе культурных кумиров современная молодежь часто следует требова­ниям групповой среды (тусовки) и веяниям моды, а не собственному выбору или советам родителей. Несогласные с группой рискуют пополнить ряды «ло­хов» — «отверженных», «не интересных», «не престижных» людей.

 

5. Внеинституциональный путь развития молодежной субкультуры — создание неформальных, неофициальных, альтернативных, андерграундных и прочих форм культуры, осуществляющихся вне учреждений культуры.

6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспри­нимаются как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропаган­дой древнерусских обычаев и православия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...