Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели и задачи исследования




Этот раздел программы регулирует отношения заказчика и социолога на стадии предварительного определения ожидаемого результата, который бу­дет представлен социологом, а также определяет объем затрат времени, люд­ских и финансовых ресурсов, необходимых для получения результата.

Ориентация на поставленную в программе цель служит необходимым кри­терием эффективности предпринятых теоретических, методических, организа­ционных процедур. Ожидаемым результатом фундаментального или теорети­ческого исследования может быть новое знание о структуре, функциях, формах развития социального объекта. Методи­чески ориентированное исследование направлено на разработку методики, от­работку отдельных процедур, инструментария, прикладное — решение практи­ческой задачи, улучшение реального положения дел. В прикладном исследова­нии цель следует согласовать с заказчиком.

В качестве цели исследования может выступать получение описательной ин­формации о проблемной ситуации, сбор социальной статистики: например, со­циально-демографическая структура увольняющихся и устраивающихся на пред­приятие; отношение работающих к планируемому нововведению; статистика на­рушений трудовой дисциплины до и после специальных административных мероприятий по укреплению дисциплины.

Целью исследования может быть не только подготовка, но и разработка диагноза, т.е. анализ причин формирования проблемной ситуации и разра­ботка прогнозов ее возможного развития, оценка эффективности возможных вариантов управленческих воздействий на проблемную ситуацию. Целью ис­следования может быть разработка практических рекомендаций по управлен­ческому воздействию на изучаемую ситуацию. В этом случае конечным ре­зультатом работы социологической службы будет обоснование и оценка уп­равленческих решений. Наконец, целью исследовательской работы социолога может быть формирование предложений по созданию специализированных функциональных подразделений (например, службы «Ваше настроение»). При этом социолог может заниматься разработкой нормативных докумен­тов, определяющих права, обязанности и содержание работы этих подразде-

лений, а также осуществлять контроль за постановкой работы на начальных стадиях их функционирования3.

Ясно, что каждая из названных целей существенно меняет объем работы социолога, затраты времени, методическое обеспечение исследования. Не ме­нее важно и то, что четкое определение цели исследования является надеж­ной профилактикой, с одной стороны, завышенных ожиданий заказчика и не­обоснованных претензий к социологу на этапе приема и оценки результатов его труда. А с другой стороны, четкая фор­мулировка цели, определение формы представления результатов исследова­ния предостережет социолога от необоснованных обещаний. Иначе говоря, определение цели исследования обеспечивает нормативную функцию про­граммы как официального документа, утверждающего взаимные обязатель­ства заказчика и социолога по поводу конечного результата исследования. Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели. Это своего рода промежуточные ступени в работе социолога. Например, для получения информации, отражающей от­ношение работающих к нововведению, социолог должен решить такую задачу, как определение степени включенности различных групп людей в ситуацию но­вовведения. Это, в свою очередь, ставит перед ним ряд еще более конкретных задач: например провести анализ нормативных документов, в которых опреде­ляется степень участия различных должностных групп в изучаемой ситуации4.

Социолог неоднократно возвращается к формулировке целей и задач, по мере того как происходит конкретизация и раз­работка других разделов программы: оп­ределяются объем выборки и методы сбо­ра данных, согласовываются с заказчиком сроки и ресурсы предполагаемого иссле­дования и т.д. Бывает так, что цель иссле­дования, первоначально сформулирован­ная в общем виде, распадается затем на несколько подцелей, каждая из которых определяет самостоятельный этап работы. Может случиться, что частную цель невозможно достичь из-за труднодоступ­ное™ единиц наблюдения или источников информации. Это ведет к перефор­мулировке общей цели или частных задач. Таким образом, определение целей и задач при разработке программы исследования — процесс итерационный5.

Задачи исследования могут быть условно разделены на основные и допол­нительные. Основные предполагают поиск ответа на центральный вопрос: ка­ковы пути и средства решения исследуемой проблемы? Дополнительные за­дачи помогают выяснить сопутствующие главной проблеме исследования об­стоятельства, факторы, причины.

Герчиков В. И. Социальное планирование и социологическая служба в промышленности: Методо­логия с позиций практики. Новосибирск, 1984. С. 221-227.

Служба социального развития предприятия: Практ. пособие. — М.: Наука, 1989. С. 54-55. Подробнее см.: Методическое пособие социолога-практика (Словарь-справочник) / Под ред. Д.А.Шевченко, А.И.Кравченко. М., 1990.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...