Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методическая часть программы




В период с 1960-х по 1980-е гг. социологи мало уделяли внимание обосно­ванию методик исследования. Они главным образом разрабатывали вопрос­ники, но не заботились о теоретическом обосновании и контроле их методи­ческого качества. Между тем накопление надежных данных — основа для по­вторного исследования и дополнительного анализа. Информация о том, в каких условиях применялись вопросники, как анализировать документы, с какими формами регистрации данных работали наблюдатели, необходима для того, чтобы сравнивать результаты ранее проведенных исследований или пла­нировать методику повторных. Для социологических служб важным становит­ся систематический сбор и хранение методической информации о проведен­ных исследованиях. Основным документом, содержащим такую информацию, является Методический раздел программы (возможной формой сбора и хра­нения методической информации является специальный документ — «Паспорт социологических исследований»). Он обеспечивает преемственность методи­ческой культуры исследователей при смене заводских социологов и является документальным свидетельством уровня профессионализма при их аттестации.

Выборка

В программе необходимо дать характеристику типа выборки с кратким обоснованием целесообразности ее использования в соответствии с целями исследования, требованиями репрезентативности и организационными воз­можностями данного исследования.

Выборочная совокупность задается самим объектом исследования (например, обследование студентов, пенсионеров, вкладчиков Сбербанка, работников пред­приятия). Различие между объектом и выборочной совокупностью заключается в том, что вторая меньше по объему и пред­ставляет уменьшенную копию первого. Если объект исследования охватывает де­сятки тысяч людей, то выборочная сово­купность — сотни. Поэтому большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер: по строгим правилам отбирается опреде­ленное количество людей, отражающих по социально-демографическим призна­кам структуру изучаемого объекта, т.е. формируется выборка. В программе ис­следования тщательно описывается проект выборки, в том числе обосновыва­ется техника проведения опроса; указываются подходы к определению достоверности полученной информации (она необходима для того, чтобы удо­стовериться в степени правомерности распространения полученных выводов на весь объект исследования). Этот проект в последующем может уточняться.

Обоснование методов сбора эмпирических данных

В этом разделе указываются технико-организационные параметры исполь­зуемых методов сбора данных (МСД). Если речь идет об анализе документов, то следует указать, какие именно источники (статистические формы, планы,

отчеты и т.д.) будут изучаться; будут ли использоваться традиционные мето­ды или формализованный анализ содержания. При использовании контент-анализа к программе следует приложить кодировочные карточки и инструк­ции для кодировщиков.

Использование метода опроса также требует описания его технико-орга­низационной структуры: применяется ли анкетирование, интервьюирование или смешанная стратегия; где проводится опрос: по месту жительства, месту работы или в целевой аудитории (в кино, на приеме в ведомственной поли­клинике, в заводских пунктах службы быта, в профилактории и т.п.)? Какая конкретно разновидность анкетирования применяется: раздаточная, курьер­ская, на рабочих местах; групповое (аудиторное) анкетирование; в присутствии анкетера или без него; почтовое, прессовое анкетирование? Столь же подроб­но надо охарактеризовать и методику интервьюирования: к программе жела­тельно приложить инструкции для анкетеров (интервьюеров) и бланки воп­росников.

Методы сбора информации

Наиболее распространенным методом сбора социологической информа­ции является опрос. Существует несколько видов опроса, прежде всего ан­кетирование и интервьюирование.

Анкетирование предполагает самостоятельное заполнение анкеты респон­дентами. Возможно индивидуальное и групповое анкетирование, очное г заочное. Примером заочного анкетирования является почтовый опрос шп опрос через газету.

Интервьюирование представляет собой личное общение социолога с рее пондентом, когда он задает вопросы и записывает ответы респондента. Су ществует несколько разновидностей интервьюирования: прямое (когда со циолог непосредственно беседует с респондентом); опосредованное (бесед; по телефону); формализованное (заранее разрабатывается вопросник); фо кусированное (в центр внимания ставится конкретное явление) и свободно* интервью (свободная беседа без заранее заданной темы). В настоящее врем; широкое распространение получило интервью по телефону.

Важным видом сбора информации является социологическое наблюде ние — целенаправленное, систематизированное восприятие какого-либ< явления с последующей фиксацией результатов на бланке или в дневник наблюдения с помощью кино-, фото- или радиомагнитофонной аппарату ры. Наблюдение может быть неформализованным (когда отсутствует деталь ный план наблюдения, определены лишь общие черты ситуации) или фор мализованным (есть детальный план наблюдения, инструкция, получен; достаточная информация об объекте).

Анализ документов применяется в сочетании с другими методами и мо жет носить контрольный характер. Источником служат доклады, протоко лы, решения, публикации, письма, записки, личные дела, отчеты, архивны материалы и др.

Важным моментом подготовки исследования и сбора информации явля ется разработка инструментария: анкет, бланков-интервью, учетных карто чек, дневников наблюдений и т.д. Из всех методов опроса наиболее част используется анкетирование.

Социологическая анкета — объединенная единым исследовательским за­мыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования. Составление анкеты — дело сложное, трудоемкое, требующее наличия определенных профессио­нальных навыков. Только соблюдая определенные требования при ее состав­лении, можно получать объективные данные.

Проектируя методическое обеспечение программы исследования, соци­олог должен учитывать следующие обстоятельства.

1. Оперативность и экономичность исследования не должны обеспечи­ваться в ущерб качеству данных. Это главное требование, соблюдение кото­рого характеризует профессиональное мастерство.

2. Ни один метод не является универсальным, но имеет свои, четко очер­ченные познавательные возможности.

3. Не существует вообще «хороших» и «плохих» методов, есть методы, адек­ватные и неадекватные исследовательским задачам. Выбрать надежный ме­тод — значит логически обосновать его соответствие поставленной задаче.

4. Надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, нои соблюдением правил его применения.

5. Адекватность и надежность метода проверяется в пробном (пилотаж­ном) исследовании.

6. Каждый метод при его испытании в пробном исследовании ведет себяпо-своему, поэтому требует специальных правил апробации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...