Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы обработки и анализа данных




В этом разделе указывается способ обработки эмпирической информации (ручной или машинный); содержание работы по подготовке информации к обработке (контроль качества заполнения анкет, ручная кодировка ответов на открытые вопросы, редакция анкет, контроль на логическую непротиво­речивость и т.п.); объем подготовительной работы и примерные затраты на ее выполнение.

Собранные в эмпирическом исследовании факты получили в социологии на­звание данных. Понятия «социологические данные» и «эмпирические данные» в учебниках и словарях, как правило, специально не определяются и обычно счи­таются синонимами. Такого рода понятия считаются чем-то само собой разумею­щимся, привычным, знакомым для каж­дого профессионального социолога. Эм­ пирические данные появляются только на определенном этапе — после проведения полевого обследования (массового сбора информации на объектах).

С социологическими данными можно производить следующие операции: 1) подготавливать их для обработки; шифровать, кодировать и т.д.; 2) обраба­тывать (вручную или с помощью компьютера); табулировать, рассчитывать многомерные распределения признаков, классифицировать и т.д.; 3) анали­зировать; 4) интерпретировать.

Этап анализа данных — комплекс процедур, составляющих стадии пре­образования данных. В качестве основных выделяются: этап подготовки к сбору и анализу информации; оперативный этап первичной обработки дан-

ных, проверки надежности информации, формирования описательных дан­ных, их интерпретации; результирующий этап обобщения данных анализа и реализации прикладной функции. На каждом этапе решаются относитель­но самостоятельные задачи. Вместе с тем ход анализа в исследовании от­личается достаточно высокой гибкостью. Наряду с общей и установленной последовательностью этапов складываются определенная цикличность и итеративность ряда процедур, возникает необходимость возврата к прежним этапам. Так, в ходе интерпретации полученных показателей и проверки ги­потез для уточнения (объяснения) формируются новые подмассивы дан­ных, изменяются или строятся новые гипотезы и показатели. Соответствен­но, представленные в схемах этапы и процедуры анализа задают лишь об­щее направление цикла анализа данных.

Анализ данных представляет собою своеобразную «вершину» всей проце­дуры социологического исследования, ее результатом, ради которого все, собственно, и проделывается. Методы анализа данных описываются в соот­ветствии с разрабатываемой методикой сбора информации. Указываются такие универсальные процедуры анализа, как получение первичных (линей­ных) распределений ответов на вопросы анкеты; двойные (парные) связи между изучаемыми признаками (переменными); коэффициенты связи, ко­торые будут получены на ЭВМ.

Рис. 6. Анализ данныхнаиболее важная часть социологического исследования

Анализ данных — основной вид работ социологического исследования, направленный на выявление устойчивых, существенных свойств, тенденции изучаемого объекта; включает выделение и расчет показателей, обоснование и доказательство гипотез, построение выводов исследования. На его основе поддерживается логическая стройность, последовательность, обоснованность всех процедур исследования.

Основное назначение анализа данных: зафиксировать информацию об изу­чаемом объекте в виде признаков, определить ее надежность, выработать объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели иссле­дуемого процесса, обосновать и проверить гипотезы, обобщить результаты ис­следования, установить направления и формы их практического применения.

Основные нормативные требования: руководящая роль теоретических тре­бований, методологических принципов; концептуальная взаимосвязь всех этапов анализа с программой исследования, обеспечение полноты, надеж­ности информации и продедур достоверности результатов исследования; си­стематизация, сжатие и более полное выражение информации за счет исполь­зования на всех этапах анализа логических, математико-статистических и ин­формационных методов, эффективных процедур, современных технических средств; итеративность процесса анализа, повышение уровня обоснованно­сти информации на каждом следующем этапе исследования; всемерное ис­пользование компетенции специалистов, развитие творческой инициативы исполнителей.

Программа анализа данных является составной частью программы социо­логического исследования. Ее ведущие задачи: определение вида и состава необходимой информации, определение способов, средств ее регистрации, измерения, обработки и преобразования, обеспечение надежности данных, определение форм интерпретации, обобщение данных, установление спосо­бов практического применения результатов исследования.

Измерение — это приписывание, согласно определенным правилам, чис­ловых значений объектам, их признакам в виде эмпирических индикаторов и математических символов. С его помощью дается количественная и каче­ственная оценка свойств, признаков объекта. Оно может быть рассмотрено как построение математической модели определенной эмпирической систе­мы. Процедура измерения включает три основных этапа: выделение изме­ряемых величин из всего набора возможных величин, характеризующих объект; нахождение эталона; соотнесение эталона с измеряемой величиной и получение соответствующей числовой характеристики.

Важным инструментом измерения выступают в социологии измерительные шкалы. Измерительная шкала — основной инструмент социального измере­ния, в качестве эталона служит средством фиксации той или иной совокуп­ности значений, интересующих исследователя. Шкала устанавливает опреде­ленную последовательность индикаторов. Она является средством анализа статистического материала. В ходе измерения с ее помощью качественно раз­нородные данные приводятся к сопоставимым количественным показателям. В зависимости от характера измеряемых признаков и задач их анализа исполь­зуются различные шкалы: номинальная (для классификации объектов, их признаков), порядковая (для сравнения интенсивности проявления призна­ка по возрастанию и убыванию), интервальная (для анализа интенсивности свойств объектов, выраженных величинами, разбитыми на равные интерва­лы), шкала отношений (для отражения отношений пропорции).

Организационный план исследования

Организационный план описывает распределение во времени выполне­ния этапов и отдельных процедур исследования. Он строится по схеме, тра-

диционной для любого плана работы, включающего содержание выполняе­мых видов работ, исполнителей и сроки выполнения. В плане исследования социолог указывает лишь наиболее крупные разделы.

Организационная работа в целом состоит из следующих этапов:

♦ организация отношений с заказчиками и соисполнителями исследова­ния: а) оформление договоров и соглашений; б) обеспечение доступности ис­точников информации (документов, наблюдаемых ситуаций, респондентов); в) обеспечение организационных условий для проведения полевого иссле­дования (время, помещение, условия, оргтехника);

♦ финансовое и кадровое обеспечение исследования;

♦ тиражирование методического инструментария;

♦ проведение пробного исследования;

♦ проведение основного исследования;

♦ обработка результатов исследования;

♦ интерпретация эмпирических данных и проверка рабочих гипотез ис­следования;

♦ обоснование теоретических выводов исследования;

♦ разработка практических рекомендаций;

♦ обсуждение с заказчиками результатов и практических рекомендаций;

♦ внедрение практических рекомендаций и (или) контроль за их внедре­нием;

♦ оценка эффективности внедрения практических рекомендаций.

Таким образом, в методическую часть программы социологического ис­следования входят три важных компонента, по отношению к которым дру­гие элементы занимают второстепенное место:

♦ Методы выборки.

♦ Методы сбора данных.

♦ Методы анализа данных.

НАУЧНЫЙ ОТЧЕТ

Программа исследования играет важную роль и при оформлении итоговы> документов исследования. По форме и назначению различают три основны? вида итоговых документов: 1) отчет; 2) научные публикации; 3) публикации i средствах массовой информации. Научный отчет адресован заказчику, науч­ная статья — специалистам, а публикация в прессе — широкой публике.

Объем научного отчета в фундаментальном исследовании очень большой а его структура повторяет в основных чертах программу исследования.

Объем заключительного отчета в прикладном исследовании, в частноста маркетинговом, обычно меньше, так как не включает теоретико-методоло гический раздел. Его структура также приближается к структуре программь прикладного исследования. Тот и другой наряду с полной формой имеют егя< краткую. Краткая форма отчета о фундаментальном исследовании состой' из 22—24 страниц. Краткий вариант прикладного отчета не превышает К страниц.

Структура, объем и содержание научного отчета ориентированы на своеп потребителя — профессиональных коллег в первом случае и менеджеров ком пании заказчика во втором. Коллег больше интересует описание методики ис

следования, используемых понятий, способ их операционализации, репрезен­тативность данных и иные атрибуты академического исследования. Ничего та­кого администрации компании не нужно. Главное для них — простой и ясный язык изложения, четкость и практическая эффективность рекомендаций.

Свой научный отчет академический ученый сдает руководству своего ин­ститута (факультета) либо представителям научного фонда, от которого по­лучен грант на исследование. Прикладник же отправляет свои документы не­посредственно заказчику — администрации области или частной компании.

Материальное благополучие прикладника определяется тем, насколько удачным показался его отчет заказчику. Даже если исследование проведено недостаточно хорошо, некоторые его огрехи можно прикрыть прекрасно выполненным отчетом.

Судьба академического ученого прежде всего зависит от количества и ка­чества научных публикаций. Ими определяются статус и социальный ранг специалиста, авторитет и уважение в профессиональном сообществе. На основе опубликованных данных решается основной вопрос — о научной новизне и приоритете.

Какой бы ни была судьба научного отчета, он является главным итого­вым документом, включающим всю содержательную информацию, получен­ную в результате исследования.

Структурно заключительный отчет делится натри части: вводную, основ­ную и заключительную.

Вводная часть включает титульный лист, договор на проведение иссле­дования, меморандум, оглавление, перечень иллюстраций и аннотацию.

Введение ориентирует читателя на ознакомление с результатами отчета. Оно содержит описание общей цели отчета и целей исследования, актуаль­ности его проведения.

Врезка

Г.А. Черчилль

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...