Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 4. I. Предтекстовая работа. II. Прочитайте текст беседы корреспондента газеты с академиком.. III. Послетекстовая работа.




Занятие 4

I. Предтекстовая работа.

1. Объясните значения слов и словосочетаний: рациональный, размашистый шаг, расточительство, резерв, аккумулировать, трамплин, неприхотлив в еде;

2. В каком значении здесь употреблены слова цейтнот, раунд? Как вы понимаете выражение жесткий режим дня?

3. От данных глаголов образуйте форму предложного падежа с предлогом в и сделайте выводы о падежных окончаниях существительных м. р., ж. р., ср. р. в П. п.:

 дом, время, норма, институт, техникум, система, работа, юность, книга, питание, возраст, молодость

II. Прочитайте текст беседы корреспондента газеты с академиком.

Корр.: Борис Сергеевич, Ваш жизненный опыт крупного ученого, сочетающего практическую работу с организаторской и большой общественной деятельностью, может быть очень полезен читателям. Каким должен быть первый шаг к рациональному режиму дня?

Б. С. : Первый шаг каждое утро надо делать раньше, чем многие привыкли. Лишние пятнадцать-двадцать минут, проведенные в постели, могут обернуться куда более ощутимыми потерями и времени, и здоровья. Проспав лишнее, человек попадает в цейтнот и делает один неверный ход за другим: отказывается от зарядки, наспех проглатывает завтрак, водные процедуры сводит к минимуму… Потом, одеваясь на ходу, выбегает из дому, нервничает на остановке, а чтобы успокоиться, закуривает сигарету. Вот так в течение часа можно проиграть первый раунд в борьбе за здоровье..

       За первым шагом должен последовать второй. И даже не один шаг, а приблизительно – в буквальном смысле – пять тысяч: советую побольше ходить пешком. Например, моя ежедневная норма- не меньше пяти километров. Причем шаг предпочитаю быстрый, размашистый. А иногда, по выходным дням, пройдя двадцать километров, чувствую себя по-настоящему отдохнувшим.

       Что может быть приятнее утренней прогулки на работу по свежему воздуху, когда легко дышится! Некоторые молодые люди едут на работу, в институт или техникум несколькими пересадками. И нередко путь в 3-4 километра отнимает у них по 30-40 минут. За это время можно вполне успеть к звонку пешком, а заодно и сделать несколько шагов к здоровью.

Корр. : Вы советуете молодым людям пораньше вставать. Это дисциплинирует, задает нужный рабочий ритм, закаляет не только тело, но и характер. Но, может быть, следует вообще поменьше спать? Ведь один ученый как-то заметил: «Я сплю по пять часов в сутки, на считаю, что и это расточительство».

Б. С.: Я говорил лишь о том, что вставать надо вовремя. Но ведь и ложиться можно на полчаса пораньше. Норма для каждого человека индивидуальна. Правда, я в юности спал куда меньше. Очень жаль было терять время. Все дело в том, что, наверное, я успевал выспаться и за четыре часа. Почему? Никогда не курил. К тому же много занимался спортом: бегал, плавал, прыгал с трамплина. Это укрепило нервную систему. В юности нужно как можно больше и серьезнее заниматься спортом, аккумулировать в себе энергию, силы.

Корр.: Как вы проводите свое свободное время?

Б. С.: Времени на отдых у меня почти не бывает. Но все же всегда нахожу выход. Моя работа связана с геологией. Стараюсь использовать каждую возможность, чтобы отправиться в экспедицию. Там приходится много двигаться. Это моя работа, это – и мой отдых. Общественная работа, выполняемая с душой, увлеченно, - тоже резерв здоровья.

       Отдых для меня – и пешие прогулки, и книги, и беседы с людьми, которые мне интересны и которых люблю. Приятно посидеть с молодыми людьми.

О питании: с детства был неприхотлив в еде, и до сих пор моя любимая пища – гречневая каша, кефир, творог. Рад увидеть на столе такой редкий теперь самовар. Коллективные чаепития – моя слабость.

       Корр.: Будем надеяться, Борис Сергеевич, что Ваши советы помогут нашим читателям лучше использовать свое рабочее и свободное время. И все же насколько «жестким» должен быть режим дня?

Б. С.: Очень важно в раннем возрасте обрести твердые полезные привычки. Сначала мы затрачиваем определенные усилия, чтобы выработать в себе обязательность, пунктуальность, а потом это облегчает нашу жизнь. Не надо страшиться строгости к себе во всем, что касается организации здорового образа жизни. Взявшись за дело, нельзя ни в коем случае отступать от правил. Мой последний совет – не теряйте времени даром. Потерянное в молодости время – одна из самых больших потерь.

III. Послетекстовая работа.

1. Выделите в тексте беседы с академиком смысловые части, раскрывающие следующие советы ученого:

а) Вставать нужно как можно раньше.

б) Ходить на работу или на учебу следует пешком.

в) Необходимо заниматься спортом.

г) Общественную работу надо выполнять с увлечением.

 

2. Запишите еще несколько советов, употребляя простые и составные глагольные сказуемые.

                                                                 

3. Изучите данный ниже комментарий (при необходимости законспектируйте) и выполните данные ниже задания.

Публицистический стиль находит применение в общественно-политической литературе, периодической печати (в газете, журнале), в политических выступлениях, речах на собраниях и т. д.

Основная функция речи – воздействующая, которая тесно переплетается с информативной функцией. Роль публицистики, особенно газетной, заключается в том, чтобы убеждать читателя и воздействовать на его волю и чувства с целью создания общественного мнения; кроме того, содержание публицистических произведений служит передаче сообщений и разъяснению, комментированию событий. Публицистичность – это прежде всего ярко выраженная авторская позиция, одна из форм проявления авторской тенденциозности. Публицистичность – это искусство аргументации, убеждения, поэтому нестандартность и яркость выражения усиливает действенность речи.

В публицистической литературе освещаются самые разнообразные актуальные вопросы, представляющие интерес для общества: идеологические, политические, экономические, философские, морально-этические, вопросы воспитания, культуры, искусства, вопросы повседневной жизни, производства и т. д. Все это представлено разными жанрами (призывы, воззвания, прокламации, партийные документы; репортажи, интервью, корреспонденции, статьи, обзоры, заметки; очерки, фельетоны и др. ).

Для публицистики характерно метафорическое использование медицинских терминов: агония, инфекция, гипноз, артерия; остеохондроз мышления, эпидемия болтовни, шоковая терапия. Показательно своеобразное употребление цветовых прилагательных, например прилагательных белый, красный, желтый, коричневый, черный (белая смерть, красная суббота, черный рынок, коричневая чума, коричневый лагерь, коричневая литература, желтый дождь). В целом публицистическому стилю свойственно контрастное сочетание разных лексико-фразеологических пластов: книжных и разговорных, высоких и сниженных.

1. Определите, к какому стилю речи принадлежит приведенный ниже текст:

а) разговорному; б) художественному; в) публицистическому; г) научному.

Человек должен быть интеллигентен. А если его профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми? Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго: да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго, не только физическое, но и умственное. В народе говорят: чти отца своего и матерь свою – и долголетен будешь на земле. Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.

2. Постоянное стремление к новизне выражения, нацеленное на привлечение

аудитории, характеризуют

а) официально-деловой стиль

б) научный стиль

в) публицистический стиль

г) разговорный стиль

3. Беседа журналиста с каким-либо лицом или группой лиц, представляющая общественный интерес и предназначенная для передачи в средствах массовой информации, − это

а) фельетон

б) интервью

в) эссе

г) очерк

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...