Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие  9.   свежезелёные, черно–красный. II. Чтение текста. Казахстан. IV. Задания




Занятие  9

I. Предтекстовая работа:

1. Словарная работа:

Отрог, благоухать, мох, знойный, папоротник.

 2. Сделайте синонимичную замену сложноподчинённого предложения с придаточными условия в простые предложения с деепричастным оборотом:

  • Если знойным августом подняться на вершины Заилийского Алатау, попадешь в царство нетающего льда.

· Если опуститься совсем вниз, окажешься в золотом климате знойного лета.

 3. Составьте предложения со следующими сложными прилагательными:  

       свежезелёные, черно–красный.

II. Чтение текста

Казахстан

Неотразима, неоглядна страна Казахия! Ее просторы начинаются с отрогов Тянь - Шаня и кончаются побережьем Каспийского моря.

Если знойным августом подняться на вершины Заилийского Алатау, попадешь в царство нетающего льда. Здесь снег слепит глаза, сверкает множеством мельчайших алмазов. Под слоем снега - ледники. Ещё ниже - альпийские луга со свежезелеными душистыми травами, с яркими цветами. Тут встречаются мелкие кустарники, журчат хрустальные, холодные ручьи. Это - джайлау, летние пастбища. Их сменяет прохладная полоса хвойных лесов. У подножья - мхи, папоротники, земляника. Затем идут лиственные леса и рощи.

Если опуститься совсем вниз, окажешься в золотом климате знойного лета. Здесь в садах ждет сбора черно - красная вишня, наливаются сладким соком груши, ярко алеют помидоры. Выходит, за один день можно побывать в гостях у зимы, весны, лета.

А просторы наши необъятны. Даже весна приходит в нашу республику не сразу. Движется она с юга на север два месяца. Когда на юге все зелено, цветет и благоухает, на севере ещё держатся льды и гуляют метели.

Казахстанская степь столь велика, а наши пустыни в значительной степени напоминают Сахару.

Вот так велик просторами Казахстан! (По М. Каратаеву. )

 

III. Послетекстовая работа:

 1. Определите стиль данного текста.

 2. Сделайте анализ текста.

       

                    Памятка к анализу текста

Наблюдение над текстом описательного характера.

Какой объект избран для описания? Цель описания.

Какие признаки отобраны для описания?

Каков порядок расположения признаков?

Как закончено описание?

Как сформулирован вывод?

 

3. Разбейте текст на микротексты.

4. Найдите и выпишите предложения с придаточными условия.

5. Преобразуйте сложноподчинённые предложения с придаточными условия в простые предложения с условной конструкцией

IV. Задания

1. Ознакомьтесь с таблицей.

Образование деепричастий

Деепричастия совершенного вида Деепричастия несовершенного вида
Прочитать- прочита(л)+ -в(-вши) Прочитав (прочитавши) Услышать- услыша(л)+-в(-вши) Услышав (услышавши) Вернуться- верну(л)ся+-вши(сь) Вернувшись Читать- Чита(ю)+ -я    читая            Слышать- слыш(у)+-а   слыша        Держать- держ(у)+-а   держа

 

2. Образуйте и запишите деепричастия несовершенного вида от следующих глаголов.       Укажите основы, от которых они образуются.

 

      Образец:  играть – играют - играя.

 

      Сидеть, читать, говорить, управлять, передавать, работать, считать, заниматься.

 

3. Образуйте и запишите деепричастия совершенного вида от следующих глаголов по образцу: посеять- посеяв- посеявши. .        

 

       Посеять, увидеть, построить, окрепнуть, расположиться, нарисовать, завоевать, начертить, выступить, раскрыться.

4. Спишите, раскрывая скобки и образуя от глаголов деепричастия, обозначьте деепричастия совершенногo— вида буквами с. в. , Jнесовершенного—буквами   н. в.

 

       1. Шел, (колыхаться), как в море челнок, верблюд за верблюдом, (взрывать) песок. ( М. Лермонтов. ) 2. ( Ворчать и оглядываться), Каштанка вошла в комнату.

( A. Чехов. ) 3. Собаки (махать) хвостами, бежали по сторонам. (Л. Толстой. )

4. Журавли плыли, (купаться) в голубизне, плыли (не спешить), (кружиться) на крыльях, (перекликаться) то сдержанно, то многоголосо. (Ч. Айтматов)

 

5. Сформулируйте правило образования деепричастий, добавляя вместо точек пропущенные слова.

 

    Деепричастия несовершенного вида образуются обычно от основ глагола времени… вида путем прибавления суффиксов…, ….

    Деепричастия совершенного вида образуются обычно от основы …, глагола… вида путем прибавления суффиксов …, …, ….

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...