Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 10. II. Чтение текста. III. Послетекстовая работа. придаточным определительным. . · В первые дни войны близ Алма-Аты формировалась легендарная Панфиловская дивизия, стоявшая насмерть под Москвой




Занятие 10

I. Предтекстовая работа:

1. Преобразуйте простые предложения с причастным оборотом в СПП с

придаточным определительным.

· В первые дни войны близ Алма-Аты формировалась легендарная Панфиловская дивизия, стоявшая насмерть под Москвой.

  • На одной из вершин Жетысу возвышается памятник Чокану Валиханову, мечтавшему увидеть казахов свободными, просвещёнными.
  • Нигде не встречал долин и гор, подобных нашим.

 2. Составьте предложения со следующими словами:

свободный, просвещённый, прославленный.   

II. Чтение текста

Я побывал во многих странах, видел разные земли, но выбираю Жетысу. Нигде не встречал долин и гор, подобных нашим. Это моё Жетысу. «Жеті» - семь, «су» - вода. Семь вод, семь рек - Семиречье. И всё- таки перевод не совсем точный. В слово «жеті» казахи вкладывают множественный смысл, то есть не семь, а десятки рек стекают с гор Жетысу.

В двухстах километрах от моего аула есть чудо природы - «Тамшы- бұ лақ », что в переводе означает «Капля - ручей». Миллионы, а может, и миллиарды, прозрачных капель стекают, образуя не ручей, а речку. Зимой здесь тепло, летом прохладно. Вечная зелень. Есть в этих краях и «Айнабұ лақ »- зеркальный родник, и станция под таким названием.

Жетысу - родина сынов и дочерей Отечества. В первые дни войны близ Алма-Аты формировалась легендарная Панфиловская дивизия, стоявшая насмерть под Москвой. Здесь родился прославленный комиссар - панфиловец Василий Клочков. Этому краю признавались в любви первый казахский профессиональный композитор Мукан Тулебаев. Воспевали его Жамбыл Жабаев и Кенен Азербаев. На одной из вершин Жетысу возвышается памятник Чокану Валиханову, мечтавшему увидеть казахов свободными, просвещёнными.

( По А. Алимжанову)

III. Послетекстовая работа.

1. Озаглавьте текст. Разделите его на микротексты.

2. Ответьте на вопросы по содержанию текста.

       а) Какие выдающиеся люди нашей страны воспевали Семиречье? Почему этот край назвали Семиречье? б) Какой герой Великой Отечественной войны родился в Семиречье?

 

3. Расскажите, что ещё вы знаете о нём.

в) Почему автор, побывав во многих странах, увидев разные земли, признается в любви к этому краю?

г) Расскажите, что вы знаете об Ануаре Алимжанове.

 

IV. Задания:

1. Образуйте и запишите деепричастия несовершенного вида. Укажите глаголы, от которых таких деепричастий образовать нельзя.

 

       Свирепеть, кричать, бежать, заведовать, тормозить, заглядывать, быть, признавать, визжать, писать, метить, метать, мерзнуть, волноваться.

 

2. Образуйте и выпишите деепричастия совершенного вида.

Вынести, развеять, развить, прикоснуться, запереть, встретить, выгрести, запыхаться, присесть, сбежать, остаться.

 

3. Спишите и укажите вид деепричастий.

 

       1. Веселый мелькает, вьется первый снег, звездами падая на брег. (П. ) 2. Отшумев, замолчала листва и забылась во сне до рассвета. (Мазин) 3. Дорога, спустилась в лощину, текла по ней, виляя и выползая на бугор. (Шол. ) 4. Напившись чаю, Василий уселся против огня. (Кор. ) 5. Старик проворчал что- то в ответ и отошел, понурив голову. (Кор. ) 6. Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив. (Кор. )

 

4. Укажите вид деепричастия.

Весело чирикая, походив некоторое время по лесу, падая на землю серебряными каплями, стоя по колено в воде, расположившись вокруг костра.

 

5.  Допишите деепричастия. Расставьте знаки препинания. Назовите различия в употреблении деепричастий. Укажите устойчивые словосочетания.

 

       1. Ребята слушали преподавателя разин… рот. Широко разин… пасть медведь зарычал. 2. Спуст… десант вражеские самолеты стали набирать высоту. Он работал спуст… рукава. Спуст… с горы вышли к морю.

( По А. Бобровой )

Занятие 11

I. Предтекстовая работа:

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

       В центре сдвинутые вместе три копья с серебряными наконечниками, закрепленные щитом, что символизирует единство трех жузов, готовых защищать родную землю.

2. Составьте схему предложения и определите вид придаточного предложения: Наша святая обязанность—воздать должное памяти великого сына казахского народа, чтобы не только мы, но и многие поколения после нас знали и почитали его.

3. Сделайте синонимичную замену сложноподчинённого предложения с придаточным определительным в простое предложение с причастным оборотом:

       Мавзолей, который был воздвигнут Кобланды батыру в 2007 году, не имеет аналогов подобного рода строениях ХХІ века и уникален по своему архитектурному облику.

4. Сделайте синонимичную замену простых предложений с причастным оборотом в сложноподчинённые предложения с придаточным определительным:

       1) Эпос «Кобланды - батыр» повествует о событиях, происходивших в пятнадцатом веке. 2) Его герой - реальная историческая личность, крупный полководец, воевавший против джунгар и калмыков.

 

II. Чтение текста

Память о нём хранят потомки

Кобланды батыр—символ героизма, гордость казахского народа.

Захоронение Кобланды батыра находится на левобережье реки Кобда. Мавзолей, который был воздвигнут Кобланды батыру в 2007 году, не имеет аналогов подобного рода строениях ХХІ века и уникален по своему архитектурному облику. Около мавзолея Кобланды находится камень, о который батыр точил свою саблю.

По дороге к мавзолею установлены камни - менгиры, как сарбазы, охраняющие покой полководца. Сбоку в виде воинского лука- здание, в котором расположился небольшой музей и гостиница для туристов.

В Жиренкопе Мемориальный комплекс возведен в военном стиле, в форме воинского шлема. Мавзолей расписан национальным орнаментом, а его двери украсили суры священного Корана.

В центре сдвинутые вместе три копья с серебряными наконечниками, закрепленные щитом, что символизирует единство трех жузов, готовых защищать родную землю.

С возведением мемориала «Кобланды-батыр» в области появилась возможность создания туристического маршрута Актобе-аул Героя Советского Союза Алии Молдагуловой—мавзолей Абат-Байтак – место захоронения Исатая Тайманова—мемориальный комплекс Кобланды.

Как известно, эпос «Кобланды-батыр» имеет 29 версий. Он повествует о событиях, происходивших в пятнадцатом веке. Его герой - реальная историческая личность, крупный полководец, воевавший против джунгар и калмыков.

В сознании нашего народа эпос «Кобланды батыр», образы самого батыра, его жены Кортки, легендарного коня Тайбурыла, его сподвижников утвердились как идеальная модель добра, свободолюбия и героизма. Наша святая обязанность – воздать должное памяти великого сына казахского народа, чтобы не только мы, но и многие поколения после нас знали и почитали его.

III. Послетекстовая работа:

1. Составьте диалог по данному тексту.

2. Составьте 4 вопроса по содержанию текста.

3. Найти и выписать СПП с придаточными определительными.

4. Выпишите предложения, содержащие основную информацию, заключенную в каждом абзаце.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...