Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос №38. Функции природоресурсного права




Вопрос №38. Функции природоресурсного права

Интегральную функцию природоресурсного права можно установить путем выявления соотношения системы его норм со смежными и иными отраслями российского права. В первую очередь, это экологическое, гражданское, административное, налоговое, бюджетное, трудовое, уголовное, и иные отрасли российского права.

Интегральная функция природоресурсного права включает в себя, в качестве неотъемлемых частей, ряд специфических, присущих только ему дифференциальных (локальных) функций.

К дифференциальным функциям природоресурсного права следует отнести следующие:

1. Обеспечение всех граждан России природными ресурсами в объеме, необходимом и достаточном для достижения достойного уровня жизни, при условии соблюдения принципа устойчивого природопользования.

2. Защита суверенных прав и интересов Российской Федерации в условиях нарастания глобальных вызовов, обусловленных дефицитом энергоносителей на мировых рынках нефти, газа, электроэнергии.

3. Обеспечение максимально возможного, при имеющемся уровне развития технологий, извлечения природного ресурса, и попутно извлекаемых природных ресурсов, из окружающей среды, предусмотренного лицензией, разрешением, договором, соглашением об использовании природного ресурса.

4. Сохранение и возобновление или восстановление тех природных ресурсов, которые могут быть возобновлены или восстановлены.

5. Замещение природных ресурсов, добываемых для использования их в качестве источников энергии, иными природными (неисчерпаемыми, или частично исчерпаемыми) ресурсами.

6. Консолидация усилий международного сообщества по рациональному и устойчивому использованию природных ресурсов Международного Района морского дна и континентального шельфа арктических районов.

 


Вопрос №39. Правовое регулирование добычи минеральных ресурсов международного района морского дна

Необходимость правового регулирования отношений по промышленному освоению ресурсов глубоководного морского дна обусловлена, с одной стороны, имеющимися современными технологиями работы на больших глубинах и, с другой стороны, практической значимостью сосредоточенных там минеральных ресурсов. Наибольшую ценность представляют железомарганцевые конкреции (минеральные образования округлой формы), содержащие железо, марганец, кобальт, титан, другие редкие металлы, находящиеся на морском дне.

На экспериментальных судах в Красном море выдают на-гора рудные шламы с содержанием меди, серебра, цинка. Еще в 80-х годах в океане с глубины более 5 км было добыто более 1000 тонн марганцевых конкреций. Получает развитие добыча некоторых видов минерального сырья из недр материковых отмелей, охватывающих 72 млн. км2 или  20% океанической площади. Более 20 тысяч тонн олова выплавляется из оловянных руд, добываемых у берегов Малайзии, Таиланда и Индонезии. Из подводных россыпей шельфа Аляски добывают золото, у берегов Южной Африки – алмазы, на шельфе Филиппин разрабатываются титаномагнетитовые россыпи. В ближайшие годы, вероятно, станет возможным освоение и ресурсов недр глубоководных районов.

Район глубоководного морского дна, правовой режим которого устанавливается Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., обычно называют Районом. В соответствии с Конвенцией, ни одно из государств не вправе претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части Района или его ресурсов. Ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то ни было часть Района или его ресурсов. Район открыт для использования исключительно в мирных целях всеми государствами, как прибрежными, так и не имеющими выхода к морю, без дискриминации.

Права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует особый Международный орган по морскому дну (Орган) и международное Предприятие. Кроме Предприятия, разведку и разработку глубоководных минеральных ресурсов под контролем Органа могут проводить отдельные государства или их объединения. Орган принимает меры для получения технологии и научных знаний, связанных с деятельностью в Районе, и содействия передаче развивающимся государствам такой технологии и научных знаний и поощрения ее с тем, чтобы все государства-участники получали от этого выгоду. Орган регулирует распределение финансовых и других экономических выгод, получаемых от деятельности в Районе, с учетом интересов и нужд развивающихся государств и народов. Орган обеспечивает принятие и единообразное применение норм, правил и процедур, регулирующих деятельность по поиску, разведке и разработки Района по следующим вопросам:

Размеры участка Района;

Продолжительность работ в Районе и требования к их производству;

Категория ресурсов;

Отказ от проведения работ;

Доклады о ходе работ и предоставление данных;

Инспектирование проведения работ и наблюдение за ними;

Защита морской среды;

Передача прав и обязательств;

Передача технологии развивающимся государствам; техника безопасности; определение промышленного производства;

Финансовые вопросы.

Для решения возложенных на него задач Орган учреждает Предприятие, непосредственно осуществляющее поиск, разведку и разработку полезных ископаемых Района, а также обеспечивает транспортировку, переработку и сбыт добытых полезных ископаемых. Поиск, разведка и разработка минеральных ресурсов Района могут проводиться государством-участником Предприятия, государственным предприятием либо, при наличии поручительства государства-участника, физическими или юридическими лицами, имеющими гражданство государства-участника или находящимися под эффективным контролем такого государства или его граждан.

Для получения права на поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов Района Предприятие, государство-участник и другие субъекты деятельности в Районе представляют в Орган необходимые заявки. Проведение поисковых работ допускается только после получения Органом письменного обязательства субъекта о том, что он будет соблюдать Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. и соответствующие нормы, правила и процедуры, установленные Органом, и согласен на проведение Органом проверки их соблюдения.

Поиск не предоставляет изыскателю каких-либо прав в отношении ресурсов. Разведка и разработка минеральных ресурсов Района осуществляется только на тех участках, которые указаны в планах работы, утвержденных Органом. Этот план, при соблюдении норм, правил и процедур Органа, предоставляет исключительное право на разведку, разработку указанных в нем категорий ресурсов на определенном участке Района.

Каждый план работы, представленный заявителем, после его утверждения Органом, принимает форму контракта, который заключается между Органом и заявителем (заявителями). Финансовые условия контракта включают: уплату заявителем (контрактором) сбора в размере $500. 000 на покрытие административных расходов, связанных с рассмотрением заявок на утверждение плана работы; уплату контрактором годового фиксированного сбора в размере $1 млн. после вступления контракта в силу; ежегодную уплату контрактором сбора за производство или общей суммы сбора за производство и доли чистых поступлений, то есть произведения чистых поступлений от разработки на соотношение между расходами по освоению в горнорудном секторе и всеми расходами контрактора по освоению.

При установлении норм, правил и процедур, регулирующих финансовые условия контрактов, за основу берутся следующие принципы:

a. Система выплат Органу является справедливой как для контрактора, так и для Органа и предусматривает надлежащие средства определения того, соблюдает ли контрактор такую систему;

b. Ставки выплат по этой системе должны быть в пределах тех ставок, которые существуют в области добычи тех же или сходных полезных ископаемых на суше, с тем чтобы избежать искусственного повышения или снижения конкурентоспособности разработчиков глубоководных районов морского дна;

c. Система не должна быть сложной и влечь за собой значительные административные расходы для Органа или для контрактора. Следует рассмотреть вопрос о принятии системы платы за право разработки недр или сочетания такой системы с системой участия в прибылях. Если принимается решение в пользу альтернативных систем, контрактор имеет право выбрать систему, применимую в отношении его контракта. Однако любое последующее изменение в выборе между альтернативными системами производится по соглашению между Органом и контрактором;

d. Годовой фиксированный сбор подлежит выплате начиная с даты начала промышленного производства. Этот сбор может засчитываться в счет других платежей, причитающихся по системе, которая принимается в соответствии с подпунктом «c». Размер сбора устанавливается Советом;

e. Система выплат может периодически пересматриваться с учетом изменения обстановки. Любые изменения применяются в недискриминационном порядке. К действующим контрактам такие изменения могут применяться только по выбору контрактора. Любое последующее изменение в выборе между альтернативными системами производится по соглашению между Органом и контрактором;

f. Споры относительно толкования или применения норм и правил, основанных на настоящих принципах, подпадают под действие процедур урегулирования споров, предусмотренных в Конвенции.

Сбор за рассмотрение заявок на утверждение плана работы, ограничивающегося одним этапом (либо этапом разведки, либо этапом разработки), составляет $250. 000.

Права, предоставляемые при осуществлении работ по поиску, разведке и разработке минеральных ресурсов Района не затрагивают правового статуса вод открытого моря, покрывающих Район, воздушного пространства над этими водами, которые свободны для судоходства и полетов.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...