Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конструктор «События». Конструктор 1 вида. Пример заданий по математике 1. Результат выполнения задания.     событие или состояние 1 (причина)   событие или состояние 2 (следствие) Если + то




Конструктор «События»

Универсальный конструктор ТРИЗ для разработки заданий двух типов: узнать возможные следствия по заданной причине и узнать возможные причины по заданному следствию. Кроме того, конструктор помогает строить задания, позволяющие детям работать с уже известными им закономерностями, т. е. дополнять утверждения известной им информацией.

Опорные слова для синтеза заданий: «что будет, если... », «что следует из того, что... », «какой вывод можно сделать из того, что... », «закончите фразу... » и «при каком условии... ».

Конструктор 1 вида

Было Стало Изменилось
+ + ?
+ ? +
? + +

Конструктор 2 вида

 

  событие или состояние 1 (причина)   событие или состояние 2 (следствие)
Если + то ?
  ?   +

 

Пример заданий по математике 1

 

  событие или состояние 1 (причина)   событие или состояние 2 (следствие)
Если В треугольнике есть прямой угол то ?

Задание:

1. Закончите утверждение: «Если в треугольнике есть прямой угол, то... »

2. Какие выводы можно сделать, выяснив, что треугольник имеет прямой угол?

Результат выполнения задания

Возможны варианты

· Если треугольник – прямоугольный, то его наибольший угол – прямой.

· Если треугольник – прямоугольный, то наибольшая по длине сторона лежит против прямого угла.

· Если треугольник – прямоугольный, то из двух таких треугольников можно сложить прямоугольник.

· Если треугольник – прямоугольный, то его площадь равна половине произведения катетов.

Пример заданий по математике 2

  событие или состояние 1 (причина)   событие или состояние 2 (следствие)
Если ? то его площадь равна половине произведения катетов (т. е. двух меньших смежных сторон)

Текст задания:

Какими свойствами должен обладать треугольник, чтобы его площадь была равна половине произведения двух меньших смежных сторон?

Результат выполнения задания

· «Если треугольник прямоугольный.... » или

· «Если из двух равных фигур можно сложить прямоугольник, то площадь каждой из них равна половине произведения смежных сторон этого прямоугольника»

Данный способ конструирования заданий дает больше возможностей, чем традиционный способ опроса материала. Оно заставляет задуматься о реальных ограничениях, наложенных моделью и о возможных обобщениях известных правил.

Повторяем с расширением

Ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу. При этом совсем не обязательно, чтобы учитель на них отвечал! Пусть некоторые из них (или даже все они) останутся как открытые проблемы данной темы.

Пересечение тем

Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем.

Прием хорош тем, что повторение предыдущего, сколь угодно давно изученного материала происходит без отрыва от сегодняшнего, к тому же такое пересечение позволяет каждый раз посмотреть на свои знания немного под другим углом зрения.

Пример. При изучении темы «Сопротивление проводников» несколько учеников получили задание сочинить задачу, объединяющую последнюю тему с изученной ранее темой «Плавление вещества». Ученик Виктор К. предложил такое условие: какое количество тепла необходимо для расплавления медного провода, длина которого 10 м, а сопротивление R=0, 017 Ом. Температура провода 0°С. Потом задача Виктора была предложена всему классу.

Прием «шесть шляп критического мышления»

Класс делится на 6 групп. Каждая группа получает шляпу определенного цвета. При этом высказывается шесть точек зрения по одной теме.

«Белая шляпа» - статистическая (констатируются факты по теме, без обсуждения).

«Желтая шляпа» - положительная (высказываются положительные моменты).

«Черная шляпа» - негативная (определяются отрицательные стороны проблемы).

«Синяя шляпа» - аналитическая (проводится анализ по проблеме).

«Зеленая шляпа» - творческая (высказываются самые бредовые идеи и предложения).

«Красная шляпа» - эмоциональная (формулируются эмоции, которые испытали ребята при работе с материалом).

Например, на уроке в 9 классе по теме «Соединения углерода» на стадии рефлексии группы работают с текстом с использованием приема «шесть шляп критического мышления»:

Проанализируйте текст:

 Углекислый газ не ядовит. Однако при содержании его в воздухе по объему более 4 % появляется головная боль, шум в ушах. При содержании СО2 в воздухе более 10% может наступить потеря сознания, вот почему надо проветривать помещения, где находится много людей. Углекислый газ имеет громадное значение для всего живого, т. к. из него в процессе фотосинтеза зеленые растения образуют органические вещества, выделяя при этом кислород. Все живые организмы, поглощая кислород при дыхании, выделяют углекислый газ. В последнее время содержание СО2 в атмосфере постоянно увеличивается, приводя к повышению температуры воздуха у поверхности земли («парниковый эффект»).

(Пример с урока учителя химии кадетской школы г. Хабаровска Попето И. В. )

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...