Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7. Приемы, техники и технологии рефлексии учебной деятельности




7. Приемы, техники и технологии рефлексии учебной деятельности

Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Рефлексия в обучении – это мыследеятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом своей учебной деятельности.

Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения в дальнейшем ее эффективности. Осмысливая собственную образовательную деятельность, человек акцентирует внимание, как на продуктах деятельности, так и на структуре самой деятельности, которая привела к созданию данных продуктов. Рефлексивная деятельность позволяет осознать свою индивидуальность, уникальность, определить свои сильные и слабые стороны в деятельности, которые высвечиваются из анализа деятельности.

Рефлексивная техника " ПОПС-формула" (автор - профессор права Дэйвид Маккойд-Мэйсон из ЮАР)

Участникам предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (или суждение)

Первое предложение (позиция) начинается со слов:
«Я считаю, что …».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:
«Я могу это доказать это на примере …».
Четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Изменение содержания и методов обучения при осуществлении деятельностного подход меняет систему оценивания. В качестве основного результата важен как факт усвоения учащимися информации самой по себе, так и осознание и принятие им ценности как личночностно значимой. Принятая в школе пятибалльная система оценивания ориентирована на оценку знаний, умений и уровня подготовки учащихся. Данная установка предопределила следующие критерии оценивания:

1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

2. Умение анализировать и делать выводы

3. Иллюстрация своих мыслей

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

5. Работа с ключевыми понятиями

6. Причинно-следственные связи

Очевидно, что критериальная шкала не позволяет перевести в отметку (а, значит, показать значимость достижения) наличие мнения и ценностных установок. Такая ситуация ведет к убеждению педагогов, учащихся, родителей, администрации школы (т. е. всех участников учебного процесса, заинтересованных в справедливом процессе оценивания) в неважности достижений учениками личностных результатов обучения. Мне кажется, что сложившаяся ситуация требует переосмысления подходов к оцениванию в школе. На сегодняшний день разработаны альтернативные варианты оценивания учебных достижений учащихся: «портфолио», рейтинговая оценка, зачетная система, нетрадиционная шкала оценивания (10 и 100 балльная), но широкого применения в практике школы пока не нашли (за исключением ЕГЭ).

Учитывая вышеизложенные замечания по проблеме оценивания личностных достижений учащихся, в практической деятельности попыталась разрешить имеющееся противоречие, исходя из следующих принципов:

· оценивание должно основываться на поставленных целях и показывать степень успешности их выполнения;

· следует стремиться к получению максимально объективной оценки.

Следовательно, необходимо определить критерии, которые позволяют оценить уровень достижения учащимися личностных результатов. В статье А. Н. Иоффе «Проблема оценивания в гражданском образовании», опубликованы критерии оценивания, где наряду с традиционными (ориентированными на оценку знаний, умений, навыков), выделяется критерий «Ценностные ориентиры», который подразумевает:

 - оценку и самооценку;

- занятие твердой аргументированной позиции;

- применение знаний на практике.

- умение видеть рациональное в альтернативных взглядах (критерий открытости мышления);

- восприимчивость к процессу обучения;

-умение слушать.

Учет данного критерия оценивания помогает ответить на вопрос: «Что должно обязательно оценивается на уроках историко-обществоведческого цикла? ». А также разработать (совместно с учащимися) собственные критерии, позволяющие выявить отношение учащихся, их позицию и ценностные установки.

Критерии 1. На основе различных авторитетных точек зрения и понимания объективных закономерностей, давать собственную оценку событий, процессов, фактов и т. п. (Существует две модели развития новых индустриальных стран - Азиатская и Латиноамериканская - сформулируйте в чем их отличия и оцените с точки зрения перспектив развития России? )

Критерий 2. Умение предвидеть, прогнозировать то, как будут развиваться события (Как развивалась бы наша страна, если бы покушавшийся на премьер-министра Багров промахнулся, оставив в живых Петра Столыпина? (как вариант, убит был государь император Николай II)? Как изменилась бы политическая истории СССР, если в политической борьбе 20х гг. победу одержал Троцкий? Как изменились бы судьбы моих предков, не случись революция 1917-1922 гг.? (на примере истории своей семьи).

Альтернативный путь развития нашей страны, в случае прихода к власти после смерти И. В. Сталина Л. П. Берии, или Г. М. Маленкова. )

Критерий 3. Предлагать свои варианты действий. Например, итоговое занятие элективного курса «Азбука власти» проходит как урок-моделирование, на котором происходит вовлечение учеников в процесс принятия решений. Моделирование сконцентрировано на проблеме, отражающей реальную жизнь, что обеспечивает острую дискуссию, ребята высказывают и отстаивают выбранную позицию, учатся защищать собственные интересы и при этом находить компромиссное решение, устраивающее всех.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...