Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема10. Инвестиционная и инновационная деятельность корпораций




 

Исследование проблем управления инновационной деятельностью показало, что в современной ситуации недостаточно полагаться лишь на опыт и интуицию, поскольку это чревато непредвиденными и нередко необратимыми последствиями. Проблемы, характерные для инновационной деятельности, сложны и не имеют универсальных подходов к их решению. Попытки преодоления их традиционными средствами не приносят заметных успехов.

Современный этап научно-технического прогресса (НТП) непосредственно связан с переходом к новому постиндустриальному периоду, в котором происходят качественные изменения инновационного развития производства. При этом инновационная деятельность рассматривается как один из важнейших параметров интенсификации развития экономики.

Инновационный проект может быть рассмотрен в двух аспектах:

- как дело, деятельность или мероприятие, предполагающее осуществление комплекса действий, обеспечивающих разработку и внедрение какого-либо новшества;

- как система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для разработки и внедрения новшества.

В данной работе под инновационным проектом понимается система сфор­мулированных в его рамках цепей, технической и организационной документации, материальных, финансовых, трудовых и других ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению.

Каждый конкретный инновационный проект включает в себя четыре основных классификационных признака:

- масштаб инновационного проекта;

- сроки реализации;

- качество;

- ограничение по ресурсам.

Каждый инновационный, проект от возникновения идеи до полного своего внедрения проходит ряд последовательных ступеней развития. Промежуток между моментом возникновения идеи и моментом завершения внедрения проекта может быть назван жизненным циклом инновационного проекта.

Наиболее важные принципиальные решения в области инновационной деятельности формируются на этапах прогнозирования и планирования. Прогнозирование направлено на выявление основных закономерностей, тенденций и проблем развития, выработку целей и различных сценариев будущего, которые могут быть использованы при разработке плана (проекта, программы). Планирование – это процесс формирования совокупности нормативных целевых решений, реализующих один из предпочтительных вариантов развития, в том числе через систему программ или проектов НТП и соответствующих бизнес-планов. Прогнозирование носит вспомогательный характер по отношению к планированию и, являясь непрерывным ориентиром для плановых разработок, существенно обогащает их. Прогнозирование и планирование имеют естественную и внутренне им присущую тенденцию все более полной интеграции. Их тесная взаимосвязь обусловливает нормативно-целевой характер как прогнозирования, так и планирования, что определяет необходимость подхода к ним как к элементам системы управления НТП. К прогнозированию и планированию предъявляется общее требование – высокая избирательность при формировании принимаемых решений. Это требование реализуется путем отбора приоритетных вариантов из множества рассматриваемых альтернатив.

На стадии прогнозирования приоритеты представляются в виде перечней важнейших проблем и социально-экономических целей НТП, основных направлений развития науки и техники, состава приоритетных инновационных проектов и программ, реализующих целевые ориентиры принятой стратегии. На стадии планирования – это приоритетные проектные (программные) решения: новые технологии, бизнес-планы, экономико-правовые и организационные формы и механизмы. На стадии управления реализацией, исходя из принятых приоритетных решений, осуществляется формирование инфраструктуры реализуемого инновационного проекта (программы), проводится конкурсный отбор разработчиков, изготовителей, потребителей научно-технической продукции, формируется система контрактов и договоров и др.

Кроме того, результаты отбора приоритетных плановых решений служат информационной базой для оперативного управления процессом реализации инновационного проекта, в рамках которого с помощью «обратных связей» осуществляются анализ и оценка фактического выполнения приоритетных решений на всех стадиях реализации проекта, в том числе разработка предупреждений, предложений по устранению или компенсации выявленных отклонений.

Инновационные проект – это форма организации научно-технической деятельности, обеспечивающая рациональное сочетание государственных и рыночных методов управления НТП, в том числе согласование целей инновационной политики России с коммерческими интересами организаций и предприятий, реализующих эти цели. Такая организация работ предусматривает группировку НИОКР по ограниченному числу приоритетных инновационных проектов, каждый из которых направлен на решение одной из ранее установленных ключевых проблем развития отрасли.

Инновационный процесс по направленности показателей своей эффективности делится на три периода. Первый период характерен тем, что темпы роста затрат превышают темпы роста результатов. В течение второго периода результаты растут быстрее затрат, а в третьем периоде дополнительные затраты не дают прироста результатов (на рынок требуется другое нововведение).

Проблема замещения одного новшества, экономический и социальный потенциал которого уже исчерпывается другим, идущим ему на смену, считается одной из центральных при разработке инновационной стратегии любого производственного предприятия в условиях рынка, адекватной быстро меняющейся технологии производства и условиям спроса на продукцию.

В лесопромышленном комплексе есть достаточно четко очерченные границы действия инновационной стратегии, которые можно обозначить следующими направлениями; внедрение высокопродуктивных технологических процессов; внедрение энергосберегающих и материал о сберегающих конструкций, материалов и деталей; компьютеризация процессов управления и производства; повышение качества и долговечности товарной продукции.

Исходя из указанных направлений, в качестве основных задач управления инновационной деятельностью лесопромышленных предприятий можно определить следующие:

- формирование приоритетов инновационного развития предприятия;

- определение организационной и финансовой готовности предприятия к инновациям;

- выбор инновационной стратегии;

- обеспечение процесса создания (или приобретения) и внедрения инноваций.

Следует заметить, что нет единых, стандартных форм организации инновационных процессов для массового применения, так же как различны эти формы применительно к разным нововведениям в зависимости от конкретного предмета новшества. Вот почему правомерно говорить не столько о конкретных формах и методах управления и организации инновационных процессов, сколько об общих принципах управления инновационной деятельности предприятий в лесопромышленном комплексе.

В последние годы достаточно тесно переплелись три основных понятия инновационной деятельности: научно-техническая политика отрасли (обозначим в отличие от научно-технического прогресса - НТПо); инновационная стратегия промышленного предприятия (ИСПП); инновационный менеджмент в производственной сфере (ИМпс).

Для четкого разграничения смысла этих понятий следует внести некоторые пояснения. НТПо является некоторой отраслевой составляющей, вытекающей из общепринятых направлений научно-технического прогресса. НТПо определяет основные отраслевые цели, достижение которых является достаточно общепринятым и не подвергается обсуждению. В то же время НТПо на уровне предприятия (фирмы) - это стратегия поведения данного субъекта хозяйствования по отношению к процессу инноваций, включая определение: направленности усилий (номенклатура, технологические и экономико-экологические ха­рактеристики разрабатываемой, производимой и реализуемой продукции; состав и характеристики используемого технологического оборудования); масштаба этих усилий (величина инвестиций, затраты на разработки, объем продукции, предполагаемой к выпуску); темпов развития, сроков смены технологии производства. Кроме того, в сфере НТПо находятся научные и проектные изыскания, направленные на реализацию поставленных целей.

НТПо может формироваться на базе либо эвристических, либо формализованных методов. Однако, на практике возможно и другое сочетание, что и находит отражение в инновационном менеджменте. Последний призван исходя из всей совокупности реалий давать рекомендации по оптимизации формирования НТПо.

Инновационная стратегия лесопромышленного предприятия (ИСПП) обеспечивает выбор путей достижения целей, определенных НТПо с наилучшим эффектом для этой организации, В основу выбора этих путей должны быть положены конкретные показатели эффективности лесопромышленного производства. Показатели эффективности можно разделить на три уровня: частные, сводные, обобщающие. Это позволяет установить их приоритеты и взаимосвязь с результатами инновационной деятельности.

Особенно остро в управлении инновационной деятельностью в настоящее время, на наш взгляд, выделяются проблемы управления (реализацией инновационного потенциала предприятий, финансирования инновационных проектов, организационные проблемы).

Необходимость целенаправленного управления реализацией инновационного потенциала в современных условиях обусловлена тем, что уровень инновационного потенциала предприятий является стратегическим критерием эффективности функционирования хозяйствующих субъектов, его результирующей составляющей. Поэтому в системе экономического потенциала приоритетное значение принадлежит инновационному потенциалу, что отражено на разработанном диссертантом рисунке 13.

Ряд исследователей считают, что инновационный потенциал предприятия, научно-технической организации - это совокупность научно-технических, технологических, инфраструктурных, финансовых, правовых, социокультурных и иных возможностей, обеспечивающих восприятие и реализацию новшеств. То есть получение инноваций, образующих единую систему появления и развития в ней идей и обеспечивающих конкурентоспособность конечной продукции или услуг в соответствии с целью и стратегией предприятия. В то же время это «мера готовности» предприятия осуществлять стратегию, ориентированную на внедрение новых продуктов. Вместе с тем, инновационный потенциал включает, наряду с технологическим прогрессом институциональные формы, сопряженные с механизмами научно-технического развития, инновационную культуру общества, восприимчивость его к нововведениям [24].

Для анализа понятия «инновационный потенциал» в экономической литературе, отечественными учёными используются разные научные подходы (рис. 13):

 

Рис. 13 – Научные подходы, используемые при анализе инновационного потенциала

 

Так, в отдельных случаях инновационный потенциал отождествляется с научно-техническим. Инновационный потенциал представляется как «накопленное определенное количество информации о результатах научно-технических работ, изобретений, проектно-конструкторских разработок, образцов новой техники и продукции», или толкуется как «система факторов и условий, необходимых для осуществления инновационного процесса», что значительно упрощает действительность, а также сужает сферу применения этой важной категории [26].

В этих и других определениях инновационного потенциала, как правило, раскрывается одна или несколько сущностных характеристик данного явления.

Такое определение, как «инновационный потенциал содержит неиспользованные, скрытые возможности накопленных ресурсов, которые могут быть использованы для достижения целей экономических субъектов», также говорит о наличии неоднозначности в понимании сущности инновационного потенциала [29]. На взгляд автора, данное обстоятельство в значительной мере затрудняет выработку практических рекомендаций по формированию и эффективному использованию инновационного потенциала и, следовательно, отрицательно сказывается на конечных результатах инновационной деятельности. Учитывая вышеизложенное, категорию «инновационный потенциал» можно определить как способность системы к трансформации фактического порядка вещей в новое состояние с целью полного удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей (субъекта-новатора, потребителя, рынка и т.п.).

Сущность любого объекта достаточно полно раскрывается посредством выявления его структуры. В этой связи отдельно следует остановиться на основных компонентах исследуемой категории. Структура инновационного потенциала может быть представлена единством трех его составляющих (ресурсной, внутренней и результативной), которые сосуществуют взаимно, предполагают и обуславливают друг друга и проявляются при использовании как его триединая сущность (рис. 14) [29].

Ресурсная составляющая инновационного потенциала является своего рода «плацдармом» для его формирования. Она включает в себя следующие основные компоненты, имеющие различное функциональное назначение: материально-технические, информационные, финансовые, человеческие и другие виды ресурсов.

 

 

Рис. 14 – Структура инновационного потенциала

 

Так, материально-технические ресурсы, являясь «вещественной основой, определяют технико-технологическую базу потенциала, которая впоследствии будет влиять на масштабы и темпы инновационной деятельности» [19]. В свою очередь сами они формируются в отраслях, изготавливающих средства производства, которые путем применения новых технологий закладывают в них потенциальные возможности, реализуемые или нереализуемые впоследствии.

Следующая компонента ресурсной составляющей – информационный ресурс (такие ее активные формы, как базы знаний, модели, алгоритмы, программы, проекты и т.д.) подобно ферменту переводит материальные факторы из латентного состояния в активное. Данный вид ресурсов, в отличие от прочих, практически неисчерпаем. С развитием общества и активизацией использования знаний запасы информационного ресурса не уменьшаются, а напротив, увеличиваются. При этом этот вид ресурсов не самостоятелен и сам по себе имеет лишь потенциальное значение, только объединившись с другими ресурсами – опытом, трудом, квалификацией, техникой, технологией, энергией, сырьем, он появляется в кинетике как движущая сила инновационного потенциала [39].

Финансовые ресурсы входят в состав ресурсной составляющей инновационного потенциала как органическое единство наличных ресурсов и неиспользованных возможностей их альтернативного вложения. Таким образом, они характеризуются совокупностью источников и запасов финансовых возможностей, которые есть в наличии и могут быть использованы для реализации конкретных целей и заданий. При этом объем финансовых ресурсов отображает финансовую мощь, способность системы принимать участие в создании материальных благ и предоставлении услуг. Однако, помимо обеспечивающей функции, финансовые ресурсы выполняют и страховую функцию, непосредственным образом дублируя, а также измеряя в денежных единицах материально-технические, информационные, человеческие и другие ресурсы, входящие в состав инновационного потенциала. Таким образом, значение этого ресурса неоднозначно. С одной стороны, в силу своей ограниченности он вынуждает искать более экономичный вариант, исходить из того, что есть, интенсифицировать использование имеющихся факторов, то есть приводит в движение всю систему. С другой стороны его лимитированный характер может затормозить или погасить формирование и реализацию самого инновационного потенциала. Тем не менее, одно остается несомненным – этот вид ресурсов непосредственным образом (качественно и количественно) влияет на инновационный потенциал.

Следующей компонентой ресурсной составляющей инновационного потенциала является человеческий ресурс (капитал, фактор), который не просто выполняет обеспечивающую функцию (как все предыдущие), а выступает главной креативной силой, так как все рождается именно в головах людей. Это совокупность проинвестированных общественно целесообразных производственных и общечеловеческих навыков, знаний, способностей, которыми владеет человек, которые ему принадлежат, неотделимы от него и практически используются в повседневной жизни. Немаловажным является то, что указанная компонента оказывает непосредственное влияние не только на ресурсную составляющую инновационного потенциала, но и на внутреннюю и особенно результативную.

Второй составляющей инновационного потенциала является внутренняя составляющая – так называемый «рычаг», обеспечивающий дееспособность и эффективность функционирования всех предыдущих элементов. В целом, указанная составляющая характеризует возможность целенаправленного осуществления инновационной деятельности, т.е. определяет способность системы на принципах коммерческой результативности привлекать ресурсы для инициирования, создания и распространения различного рода новшеств. Следовательно, внутреннюю составляющую можно охарактеризовать через процессы создания и внедрения нового продукта, обеспечения взаимосвязи новатора как с наукой, предоставляющей прогрессивные идеи, так и рынком, потребляющим готовый продукт, а также методы и способы управления инновационным процессом. Указанная составляющая является довольно сложной и важной, и поэтому для детального ее анализа отдельные авторы предлагают использовать структурно-институциональный и функциональный подходы. При этом структурно-институциональный подход вычленяет структуру инновационной деятельности с точки зрения системы институциональных субъектов, ее осуществляющих, а также экономические связи с внешними для нее сферами – наукой и производством. Функциональный подход выявляет временные закономерности инновационного процесса – производство инновационного продукта, его обмен, распределение, потребление и возобновление цикла инновационного процесса, за которое отвечает внутренняя составляющая инновационного потенциала.

Третьей составляющей инновационного потенциала является результативная составляющая, которая выступает отражением конечного результата реализации имеющихся возможностей (в виде нового продукта, полученного в ходе осуществления инновационного процесса). Таким образом, она – своего рода целевая характеристика инновационного потенциала. Важность этой составляющей и целесообразность обособленного выделения подтверждается тем, что ее увеличение, в свою очередь, способствует развитию остальных составляющих (например, ресурсной). Другими словами, результативная составляющая, сама являясь результатом количественного и качественного изменения, несет в себе потенциальные возможности вывода на новый уровень функционирования как инновационного потенциала, так и системы в целом.

Тесная взаимосвязь ресурсной, внутренней и результативной составляющих инновационного потенциала определяют необходимость выявления на практике их оптимального соотношения (исходя из роли и значимости, которую они играют в формировании и развитии потенциала). Так, например, незначительный удельный вес ресурсной составляющей, как правило, обусловлен превалированием качественных изменений над количественными. При этом ограниченность необходимых ресурсов временем и пространством может быть полностью или частично преодолена интенсификацией их использования, применением новых методов организации процесса, поиском новых источников их привлечения. При этом очевидно, существует определенный предел отклонения величины составляющих инновационного потенциала от оптимального уровня. То есть дальнейшее изменение какого-либо элемента влечет за собой либо снижение отдачи от него самого, либо уменьшение эффективности функционирования остальных элементов, так как все они существуют в системном единстве. Таким образом, проблема оптимизации структуры инновационного потенциала является важной, однако ввиду своей сложности требует отдельного, более детального изучения.

Подводя итог дискуссии о методологической сущности понятия «инновационный потенциал» целесообразно ввести следующее его определение. Инновационный потенциал представляет собой одно из системных свойств большой и сложной социально-экономической системы, позволяющее ей своевременно адаптироваться к изменениям окружающей среды с помощью эффективной коммерциализации новых знаний. Он включает три основных элемента: ресурсный, внутренний и результативный, которые сосуществуют одновременно, предполагают и обуславливают друг друга и проявляются при использовании как его триединая сущность.

Характеристика инновационного потенциала показывает сложность и большое количество составных элементов. Структура и значение элементов инновационного потенциала постоянно изменяются как под действием внутренних и внешних факторов (спрос, предложение инноваций, экономические кризисы и т.д.).

Поэтому сложно сформулировать объективную формулировку инновационного потенциала, учитывающей все существующие особенности, так как в процессе развития выявляются новые ресурсы или изменяется значение уже используемых ресурсов. Основной причиной большого количества определений инновационного потенциала – включение в его состав тех ресурсов, которые теоретически могут быть использованы при использовании новаций, но фактически не участвуют в инновационном процессе.

Нормативно-правовое регулирование финансового планирования в муниципальных предприятиях

В системе финансового права финансы муниципальных предприятий представляют комплексный инсти­тут, нормы которого находятся в различных финансово-право­вых подотраслях или институтах. Например, отношения по налогообложению муниципальных предприя­тий регулируются налоговым правом, порядок предоставления бюджетных ссуд или кредитов, поступление прибыли унитар­ных предприятий в качестве доходного источника бюджета — бюджетным правом, вопросы организации и проведения финан­сового контроля за деятельностью предприятий — институтом финансового контроля, организация расчетов — институтом денежного обращения или валютным правом и т.д. Кроме это­го, существует ряд правоотношений с участием предприятий, регулируемых только институтом финансов предприятий: правовые основы планирования и использования финансовых ре­сурсов, порядок распределения прибыли, осуществление теку­щих и капитальных расходов и т. д.

Нормативно-правовое регулирование планирования финансов муниципаль­ных предприятий определяется нормами ГК РФ, Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных пред­приятиях», БК РФ, НК РФ, подзаконными нормативными пра­вовыми актами федерального уровня, ведомственными норма­тивными актами, нормативными правовыми актами субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, локальными актами самих предприятий.

Нормативное определение государством финансовой дея­тельности своих предприятий, в том числе вопросов финансового планирования, обусловлено также и тем, что в компетенцию государства входит регулирование ценообразова­ния на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий и контроль за ценообразованием. В случае самостоятель­ного формирования предприятиями — естественными монопо­листами цен на свою продукцию государство устанавливает соотношения между надбавками и оптовыми или розничными ценами.

Таблица 8

Нормативно-правовые акты, регламентирующие планирование финансов муниципальных предприятий

Кодексы Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ. Налоговый кодекс РФ часть первая от 31.07.1998 №146-ФЗ и часть вторая от 05.08.2000 №117-ФЗ.
Законы Федеральный закон от 03.11.2006 г. №174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Федеральный закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Федеральный закон от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
Подзаконные акты Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утверждены Приказом Минфина России от 28.07.2010 г. № 81н Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений, утвержден Приказом Минфина России от 30.07.2010 г. № 84н Письмо Минфина России от 16.11.2010 г. № 02-06-07/4476 «Ведение бухгалтерского учета бюджетными учреждениями в 2010-2011 гг.»
Локальные документы организации Учетная политика для целей бухгалтерского учета Учетная политика для целей налогообложения Положение о финансовом планировании Регламент (инструкция) по составлению плана финансово-хозяйственной деятельности Ежегодное бюджетное послание руководителя Бюджет организации Графики платежей

 

Анализ действующих нормативных правовых актов показыва­ет, что относительно муниципальных пред­приятий государство устанавливает источники формирования и направления использования финансовых средств, особенности учета, отчетности и контроля за финансовой деятельностью, состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (ра­бот, услуг), порядок налогообложения и взаимоотношений с бюджетной системой и т. д. Названные обстоятельства сви­детельствуют об отнесении этих отношений к финансово-правовым, поскольку, во-первых, они носят имущественный характер и, во-вторых, регулируются государством, как правило императивными методами. Следовательно, планирование финансов муниципальных предприятий являются объектом финансовых правоотношений, выраженным в децентрализован­ных денежных фондах. Обязательными участниками данных правоотношений выступают сами предприятия и муниципальное образование. Особенности объекта складыва­ющихся правоотношений (финансы муни­ципальных предприятий), а также преобладающего метода пра­вового регулирования (властных предписаний) дают основания для разграничения сфер действия финансового и хозяйственно­го права.

В процессе финансовой деятельности муниципальных предприятий складываются различные право­отношения, обусловленные сущностью публичных финансов, переданных в хозяйственное или оперативное управление, а также финансовой компетенцией унитарных предприятий. Все многообразие их финансово-правовых связей можно подразде­лить на две группы: абсолютные и относительные правоотно­шения.

Абсолютные правоотношения складываются у муниципальных предприятий при надлежащей (соот­ветствующей законодательству) реализации своих финансовых полномочий. Например, абсолютно действуют унитарные пред­приятия, осуществляя переданные им собственником права по владению, пользованию и распоряжению финансовыми сред­ствами; определяя себестоимость произведенной продукции; формируя денежные фонды (кроме тех, образование которых строго предписано государством). Абсолютными следует счи­тать и правоотношения предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, относительно использования свободного остатка прибыли. Сущность абсолютных финансовых правоот­ношений с участием унитарных предприятий заключается в возможности последних реализовывать финансовую компетен­цию вне возражений со стороны собственника (государства).

Однако абсолютные правоотношения являются таковыми только в условиях правомерной финансовой деятельности пред­приятий или в пределах, дозволенных государством. В случае нарушения предприятием или противостоящим ему субъектом действующих норм финансового законодательства абсолютное правоотношение трансформируется в относительное. Также пе­рестает быть абсолютным правоотношение относительно распо­ряжения предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, свободным остатком прибыли в случае принятия госу­дарством решения об изъятии этой части прибыли в бюджет.

Относительные финансовые правоотношения складываются у государственных и муниципальных предприятий по поводу передачи государству (муниципальному образованию) опреде­ленной части финансовых средств в виде обязательных плате­жей: налогов, сборов или страховых взносов. В финансовой де­ятельности казенных предприятий относительными являются правоотношения по поводу установления обязательных норма­тивов распределения полученной прибыли по различным фон­дам, а также по поводу изъятия в бюджет свободного остатка прибыли.

Таким образом, планирование финансов муниципальных предприятий являются объектом регулирования комплексного правового института, относительно которых складываются раз­личные, в том числе и финансовые правоотношения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...