Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Теоретические аспекты эстетического знания




2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

века с угрожающими ему силами, в результате которого происходят мучительные страдания или смерть героя.

Трагическое характеризует переход гибели человека в воскресение, его скорби в радость. Оно связано с присутствием особого оптимизма, неизбежности победы доброго и светлого начал. Аристотель считал, что в трагедии осуществляется катарсис - процесс перехода негатива в позитив. Если человек боится смерти в реальности, то страх в данном случае - негативная реакция. Искусство трагедии раскрывает перед боящимся человеком возможность не только бесстрашно умереть, но и умереть, сознавая свою победу над смертью и переживая радость от нее. Ведь античная трагедия показывает человеку, что смерть ради других людей приносит возможность стать героем, а герой для греков - это тот, кто становится полубогом, получая бессмертие.

Трагическое нацелено на вызов сострадания и участия и связано с переживанием не только жалости, но также гордости и восхищения поступком героя. Примером трагического можно считать трагедии У. Шекспира, картину Э. Мунка «Смерть Марата», мемориальный комплекс белорусской Хатыни, симфонию 3 П. Чайковского и др.

Разновидностями трагического могут быть патетическое (трагическое с проявлением чувственного в виде плача, крика и т. д. ), драматическое (преобладание страданий над смертью), героическое (акцент на особой значимости поступка) и др.

В философии проблема трагического тесно связана с нравственными проблемами смерти. Трагическое помогает человеку смирятся с небытием после жизни. Трагическая смерть человека отличается тем, что раскрывает в нем добрые и прекрасные с позиций нравственности начала. С другой стороны, трагическая смерть возможна только тогда, когда в обществе существует понятие человека как самоценности. Если человек живет в обществе, то его интересы должны совпадать с интересами людей, его окружающих. Только в таком случае погибающий герой находит продолжение жизни в мире живых.

Существует культурная и историческая динамика понимания трагического. Буддистская традиция практически не имеет трагического в личностном понимании, так как буддизм рассматривает смерть как продолжение жизни в иной форме. Греческая (а, следовательно, и европейская традиция) рассматривает трагическое как героическое.

В средние века трагическое выступает как мученическое, так как в нем главным становится не акт смерти и ее мотив, а предшествующий ей процесс. Большое место в средневековом понимании трагического занимает момент сверхъестественного.

Возрождение рассматривает трагическое как столкновение человека с внешними для него обстоятельствами, названными роковыми. Трагедия -это итог проявления человеческой активности и проявления его воли.

Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

В последующие эпохи трагическое характеризует разные проявления разлада человека и общества. Трагическое становится многообразным: тяжкие страдания и гибель человека; невосполнимость для человека и общества утраты отдельной личности; высшие проблемы бытия и смысл жизни; трагическая активность человека по отношению к противостоящим обстоятельствам; неразрешимые противоречия и т. д.

Комическое - эстетическая категория, отражающая степень несоответствия между реальностью и идеалом, сущим и должным, и представляющая в особой форме (юмор, сатира, гротеск и т. д. ) противоречия общественной жизни и недостатки людей. Комическое связано со смехом или юмором. В целом комическое направлено на осуждение несовершенства и получение радости от осознания этого.

В комическом гибнет реальное: безобразное и ничтожное выражение формы явно преобладает над идеализированным содержанием. Идея оказывается слишком отдаленной от реальных возможностей довлеющей формы. Поэтому возникает оттенок иронии и сарказма. Комическое может иметь несколько разновидностей: юмор (когда порицание не вызывает обиды и злобной реакции), ирония (наполненная язвительностью и не содержащая доброжелательности), сатира (сознательная и открытая борьба со злом), сарказм (проявленность злобного элемента) и гротеск (преувеличение насмешки).

Комическое как категория связано с оценкой ценности данного явления. Определяющим моментом комического является смех. В нем происходит осмеяние того, что оценивается обществом как недостаток. Поэтому комическое интенсивнее проявляется в массовости (театр, кино, цирк). С другой стороны, смех в комическом есть проявление демократии: это сила, враждебная всем формам насилия, самовластия и неравноправия.

Актуальность особенно важна для комического, так как мишень смеха всегда конкретна. Оно раскрывает противоречие двух начал, связанных с положительным и отрицательным. Комическое невозможно без чувства юмора. Это чувство связано с развитостью интеллекта и духовности в человеке. Только при этих условиях комическое связано с добром. В противном случае комизм может приобретать оттенок пошлости, цинизма, скепсиса и скабрезности. Мы говорим о юморе человека, который способен по-доброму реагировать на комичное, и об остроумии человека, который способен творить комичное.

Способность смеяться и шутить в истории чаще всего связывалась с особой разумностью человека. Только умный человек в состоянии смеяться по-настоящему. В качестве примера можно привести одного из героев русских народных сказок - Ивана-дурака. Именно дурак всегда в конце событий оказывается «на коне». В данном случае очевидно проявление «перевертывания» ситуации, столь характерное для комического.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...