Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Философско-теоретические основы классической эстетики




№5

Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

нии, тот прообраз желаемого. Идеал служит критерием оценки уже существующего;

эстетическая потребность - заинтересованность человека (общества) в освоении эстетических свойств мира;

эстетический вкус - сложившаяся в сознании индивида система критериев и способов отбора, оценки и осмысления эстетически значимых явлений действительности, способность непосредственно, по впечатлению, без специального анализа судить о прекрасном или безобразном в искусстве и жизни. Эстетический вкус определяет уровень эстетического развития личности, степень ее способности адекватно оценивать эстетические и художественные ценности. Эстетический вкус может быть развитым или неразвитым, а также быть истинным или извращенным. Эстетический вкус носит как индивидуальный, так и культурно-исторический характер;

эстетическая оценка - процесс и результат соотнесения действительного и желаемого, реально существующего и идеала;

эстетическое суждение - это способность аргументированно, на основе анализа судить о прекрасном и безобразном в жизни и в искусстве. Оно основывается на глубоком понимании сущности эстетического вообще и эстетической ценности воспринимаемого объекта, на его изучении, доказательности, обоснованности своей позиции, точки зрения;

эстетическая концепция - относительно устойчивая система эстетических подходов к освоению и преобразованию действительности, эстетических установок к деятельности, обусловленная культурно-историческим своеобразием среды;

эстетические взгляды - это высказывания теоретического характера.

Эстетическое сознание осуществляется через взаимодействие процессов восприятия человеком окружающего мира и мышления. Восприятие больше связано с психическими процессами, мышление - с духовными, хотя резкой границы между ними провести нельзя. Восприятие как сознательный процесс обусловлено мышлением человека, а мышление как теоретическая обработка не может существовать без предоставляемого органами чувств эмпирического материала.

Эстетическое восприятие предполагает взаимодействие с объектом, в качестве которого может выступать не только произведение художественной деятельности человека, но и предметы, явления окружающего мира, не являющиеся искусством. Художественное восприятие предполагает взаимодействие с художественным объектом - произведением искусства. Оно обязательно предполагает и эстетическое реагирование. Но иногда

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

бывает, что человек (например, профессиональный искусствовед) сосредотачивается только на художественной стороне воспринимаемого произведения искусства (рационально определяет стиль, жанр, авторство, специфику произведения), приглушая в себе эмоциональный восторг перед тем, что видит.

Эстетическое восприятие отличается от художественного не только предметом, но и характером протекания, осуществлением самого восприятия. Основным отличием эстетического восприятия от других его форм является преобладание эмоций. Эмоциональные переживания, как правило, носят сугубо личностный характер.

Своеобразие эстетического восприятия состоит и в том, что эстетическое переживание определяется соотнесением воспринимаемого объекта с эстетическим идеалом.

Эстетическое восприятие есть восприятие и оценивание мира через призму идеала. Эстетическое восприятие ассоциативно и коррекционно. Воспринимая объект эстетически, мы склонны к рождению ассоциаций и идеализации этого объекта в равной мере. Поэтому эстетическим восприятием будет являться такое восприятие, которое предполагает наличие эстетических характеристик этого процесса.

На духовном уровне, связанном с рациональностью человека, эстетическое сознание проявляется в процессах мышления. Мышление необходимо человеку для того, чтобы осознать, оценить свои чувства. Кроме того, мышление помогает человеку и в некотором смысле управлять своими чувствами, делая их «разумными». Мышление играет огромную роль в художественном творчестве, художественном образовании, эстетическом воспитании и самовоспитании.

Данный процесс можно представить в виде определенных этапов:

- формирования вторичного эстетического образа, выраженного в виде гиперболы, шаржа и т. д.;

- формирования образных комбинаций из первичных и вторичных образов по принципу подобия или контраста;

- образного моделирования.

Бессознательные процессы чувственного восприятия человека

Проблемы бессознательного в восприятии человека, несмотря на то, что интересовали образованных людей практически всех эпох, на научную основу были поставлены только в конце XIX - начале XX веков. Новый подход к изучению психических оснований человеческой деятельности, названный психоанализом, был найден Зигмундом Фрейдом - авст-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...