Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Философско-теоретические основы классической эстетики




Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

техническое и художественное начала. В XX веке рождается новое понятие «технической эстетики», которая направлена на теоретическое обоснование эстетических законов в быстро развивающемся техническом мире. Базой нового направления становится объединение архитекторов и промышленников «Веркбунд», ставшее официальным в Мюнхене в 1907 году. Следующий этап - «Баухауз» - Высшая школа строительства и художественного конструирования. Таким образом, дизайн (дословно «проект») возникает на основе проектирования и конструирования в архитектуре и строительстве, прикладных видах искусства, но распространяется на всю предметную среду человека. Техническая эстетика становится теоретическим фундаментом прикладного дизайна. Это направление нацелено на совершенствование предметной среды, создаваемой техническими средствами. Современная техническая эстетика изучает общественную природу дизайна и закономерности его развития, принципы и методы художественного конструирования, проблемы профессионального творчества художника-конструктора.

Важнейшей составной частью дизайна является художественное конструирование, представляющее собой сплав искусства и техники. Основа подлинной красоты в технике - целесообразность в форме, размерах, сочетании цветов и др. Дизайн также рассматривает вопросы рациональной организации рабочего места, оборудования интерьера, освящения, рабочей одежды и др.

Дизайн нацелен на то, чтобы вещь, которая попадает к нам в руки, была не только полезна, но и красива, вызывала желание «общаться» с ней. При этом красота вещи должна находиться в соответствии с ее предназначением. Например, упаковка продукта должна не только радовать глаз, привлекать внимание покупателя, но и объяснять, что находится внутри, убеждать, что это для нас необходимая вещь. Поэтому можно найти связь дизайна с рекламой. Реклама строится на принципах дизайна, но в отличие от него нацелена, прежде всего, на привлечение внимание и убеждение покупателя в необходимости совершения покупки. Реклама «кричит» о достоинствах продукта, но «умалчивает» о его недостатках. Дизайн же стремится примерить понятия пользы и эстетичности, желания и необходимости, потребности и вкуса.

Сегодня дизайн уже перешагнул границы производства и уверенно вошел в повседневную жизнь человека.

Дизайн - это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий, сочетание полезности и практичности с красотой.

Эти качества включают и внешние черты изделий, но главным образом - структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

изделия в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Основной закон дизайна - соответствие функции современным вкусам потребителя и общим задачам преобразования мира по законам человеческой красоты.

Дизайновская форма - проявление материала, технологии, качества, назначения и характера использования. Поэтому в дизайн входит заведомо больше информации о продукте, чем в рекламу. Рекламирование товара может осуществляться в нескольких направлениях: привлечение внимания к товару (например, специальной яркостью или необычностью оформления, специально выделенной эмблемой «новинка» и др. ), создание иллюзии уже давно знакомого и привычного (например, «Домик в деревне», кефир «Домашний») и др. Эстетика дизайна, в данном случае, направлена на формирование определенного отношения к предлагаемой для потребления продукции.

Современный дизайн имеет особое направление, получившее название бионики. Эстетическая задача данного направления заключается в том, чтобы максимально сблизить продукцию с биологическими характеристиками человека. Продукт в данном случае должен иметь наиболее естественный, природный вид. Такое направление получает большое развитие в условиях повышенного интереса к экологическим проблемам и необходимости решения глобальных проблем человечества.

Дизайн условно осуществляется в нескольких последовательно сменяющих друг друга этапах:

- создание проекта (на этом этапе выдвигается и формулируется цель дизайна данного продукта);

- разработка функциональной структуры (производится анализ структурно-функциональной характеристики производимого товара, вычленяются наиболее необходимые для вынесения в качестве рекламы свойства, подбираются соответствующие элементы дизайна);

- стайлинг (стилистическое оформление, придание эстетической целостности продукции).

В XXI век дизайн вошел как национальное явление. Сегодня говорят о национальных школах дизайна, каждая из которых имеет яркую специфику. В Западной Европе законодателем дизайна стала английская школа. Само словосочетание «английский дизайн» практически равноправно с устойчивостью употребления фраз о «швейцарском банке», «французском отношении к женщине», «немецкой пунктуальности» и т. д.

Главным принципом современной английской школы дизайна является стремление к незнанию того, что было в дизайне до тебя, призыв создавать то, что покоряет новизной идеи, необычностью подхода. Но при этом новое должно непременно сочетаться со старым. Здесь важно восхи-

  Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

тить тем, что, казалось бы, лежит на поверхности, но перестало привлекать к себе внимание. В качестве примера можно привести работы Ж. Стенли, прославившейся своими сервизами, создающими иллюзию одноразовых пластиковых стаканов и тарелок, но выполненных из высококачественного фарфора. Не менее популярны работы Яна Карнби, создавшего мягкие, сгибающиеся под телом уличные скамейки, сделанные из полиэтилена.

Именно английским дизайнерам принадлежит идея создания совершенно нового дома будущего, центром которого станут компьютерные технологии. В основе их идеи лежит принцип «слышащего» и «понимающего», который будет реагировать на голос хозяина и отвечать ему в форме человеческой речи. Представьте себе, что вы входите в дом и просто сообщаете, что очень устали, голодны и хотите спать. Компьютер, приняв это сообщение, готовит вашу кровать, наполняет ванну теплой водой и подает вам уже готовый ужин. Стивен Дуга - автор и создатель такого проекта.

Американская школа современного дизайна отличается интересом к возможностям света в осознании человеком окружающего пространства. На прошедших в феврале 2002 года в США Олимпийских играх Америка демонстрировала свои достижения и в области этого направления дизайна. Американские мастера предлагают не просто новое поколение осветительных приборов, которые стали частью интерьера, а светящиеся потолки, стены, пол, позволяющие по-новому воспринимать пространство. Главным оказывается то, как подается свет. Свет может подниматься вверх и рассыпаться нисходящим потоком. Он может быть узко направленным или расползаться по поверхности стен ажурным узором. Свет способен создавать и цветовые комплексы, окрашивая помещение в разные цветовые зоны.

Немецкая школа дизайна предлагает идею прозрачной, легко разбираемой и способной к многократному, вариативному использованию составляющих элементов в комплексе мебели. Главным критерием удобства становится возможность использования предмета по-разному в разных ситуациях. Например, диван может стать несколькими креслами, кроватью, выполняя еще и функцию шкафа или комода. При этом все должно быть простым в использовании и привлекательным на вид. Эстетичность мебели чаще связывается с критерием вписываемости в интерьер, ненавязчивости, согласованности с другими предметами.

Однако прогнозы дизайнерского мастерства говорят о том, что нас уже ожидают перемены, связанные с нарастанием интереса к восточному искусству и культурам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...