Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок проведения деловой игры




 

В игре могут участвовать от трех до пяти команд, состоящих из 2 – 4 человек. Участникам предлагается разработать маршруты и составить графики доставки товаров для пяти дней недели.

Победителем в игре становится та команда, которая разработает маршруты и составит графики доставки по самой низкой стоимости.

До начала проведения игры каждая команда получает инструкции, которые помогут ознакомиться с условиями.

Непосредственно перед началом игры проводится краткий инструктаж, в ходе которого даются ответы на вопросы участников и объясняется способ заполнения расчетных и аналитических форм.

По завершении инструктажа команды составляют самостоятельно в рабочих тетрадях по образцам карту и формы, используемые при проведении деловой игры:

– Карту-схему зоны обслуживания, отражающую местонахождение склада и обслуживаемых магазинов (Приложение 1). Местонахождение обслуживаемых магазинов студенты наносят на карту-схему самостоятельно, пользуясь данными о координатах магазинов и склада (Приложение 2);

– Координаты магазинов (приложение 2).

– Ведомость заказов магазинов по дням недели (приложение 3).

– Форму расчета основных параметров маршрутов (приложение 4).

– Форму графика работы транспорта (приложение 5).

– Форму расчета общих затрат по доставке заказов (приложение 6).

– Форму плана выполнения заказов (приложение 7).

– Форму анализа результатов планирования доставки заказов (приложение 8).

Каждому участнику рекомендуется также составить краткий конспект основных условий деловой игры (Приложение 9).

Получив инструктаж, команды приступают к разработке маршрутов, составлению графиков поставок и определению расходов. После завершения работы каждая команда передает анализ результатов планирования доставки заказов (приложение 8) преподавателю, который оценивает результаты и обсуждает конечный итог с командами-участницами.

 

Условия деловой игры

 

1. Характеристика обслуживаемого района.

Участник деловой игры выступает в роли управляющего по вопросам транспорта оптовой фирмы, поставляющей различные товары в 30 магазинов, расположенных на территории района. Карта-схема района представляет собой тетрадный лист «в клетку», на котором нанесены координатные оси. Вертикальные и горизонтальные линии сетки представляют собой дороги, которые могут быть использованы для поездок из одного пункта в любой другой пункт на карте. При этом движение транспорта осуществляется только по горизонтальным или вертикальным линиям сетки. На пересечении вертикальных и горизонтальных линий находятся склад и обслуживаемые магазины.

Масштаб карты: 1 клетка = 1 км2, т. е. длина стороны клетки = 1 км. Это позволяет определить расстояние между любыми двумя точками на карте.

 

2. Товары, доставляемые в магазины.

Со складов компании в магазины доставляется продукция трех укрупненных групп: продовольствие (П), напитки (Н) и моющие средства (М). При загрузке автотранспорта следует учитывать, что продовольствие и моющие средства не подлежат совместной перевозке. Других ограничений в совместной перевозке доставляемых товаров нет, т. е. напитки могут перевозиться в одной машине с моющими средствами или с продовольствием.

Товары всех трех групп упакованы в коробки одинакового размера. При выполнении практического задания груз будет измеряться количеством

коробок. В этих единицах представляется заказ, указывается грузовместимость автомобиля, рассчитываются показатели использования транспорта.

 

3. Заказы магазинов – представлены в Приложении 3.

 

4. Характеристика используемых транспортных средств. Фирма владеет небольшим парком транспортных средств, состоящим из шести автомобилей. Этот парк может выполнить лишь ограниченную часть необходимых перевозок. Для осуществления остальных поставок компания привлекает наемные транспортные средства. Причем наемные транспортные средства разрешается привлекать толь­ко в том случае, если все собственные автомобили уже задействованы.

Грузовместимость собственного и наемного транспорта составляет 120 единиц груза (коробок).

5. Расчет времени работы транспорта.

Оборот транспортного средства включает:

– время на загрузку на складе;

– время проезда по маршруту;

– время на разгрузку в магазине;

– дополнительное время, необходимое для перерывов в работе водителя.

Эти периоды времени рассчитываются следующим образом.

5.1. Время на загрузку на складе.

Все намеченные к поездке автомобили выезжают со склада в 800. Время первой загрузки транспорта не входит в рабочее время водителя.

Возможно, что в течение дня транспортное средство будет использовано для выполнения более чем одного маршрута. В этом случае каждой последующей поездке будет предшествовать 30-минутная загрузка.

5.2. Время проезда по маршруту.

Средняя скорость на маршруте принимается равной 20 км/ч, т. е. 1 км машина проезжает за 3 мин. (это означает, что сторону одной клетки на карте машина преодолевает за 3 мин).

5.3. Время разгрузки.

Время разгрузки принимается из расчета 0,5 мин на одну единицу груза (например, 76 коробок будет разгружено за 38 мин).

Кроме того, необходимо учесть время на операции, связанные с оформлением прибытия груза в магазин, а также на операции по подготовке и завершению разгрузки автомобиля. Норма времени на эти операции составляет 15 мин на один магазин.

Перерыв в работе водителя: если протяженность маршрута требует, чтобы водитель провел за рулем автомобиля свыше 5,5 ч, т. е. свыше 110 км, то к его рабочему времени

следует прибавить 30 мин для перерыва.

 

5.5. Общее время работы.

Максимально допустимое дневное рабочее время для каждого транспортного средства и водителя – 11 ч. Ни при каких обстоятельствах график доставки грузов не должен предусматривать превышение этого максимума.

Основная продолжительность рабочего дня водителя – 8 ч, после чего его рабочее время оплачивается по системе сверхурочной оплаты до 11 ч в день.

 

6. Расходы по содержанию и эксплуатации транспортных средств.

Каждая фирма, владеющая транспортом, несет условно постоянные и условно переменные расходы по его содержанию. Условно постоянные расходы по содержанию одного собственного транспортного средства составляют 300 руб. в день.

Условно переменные издержки определяются удельной стоимостью 1 км пробега, которая для собственного транспорта составляет 15 руб./км.

В расходах по использованию наемного транспорта также присутствуют постоянная и переменная составляющие. Получив наемный автомобиль, фирма оплачивает за него 1500 руб. в день независимо от степени его использования. Пробег наемного транспорта оплачивается по цене 30 руб. за километр. Эти расценки включают оформление заказа, экспедирование и страхование груза.

Выбор из двух вариантов – иметь ли свои собственные транспортные средства или брать их внаем – является важным элементом стратегического планирования логистики фирмы. При этом второй вариант позволяет сохранить капитал, но вынуждает иметь более высокие транспортные расходы.

 

 

7. Расходы сверхнормативного труда.

Основной рабочий день водителей – 8ч, включая возможный перерыв в пути. Сверх этого периода времени до максимально разрешенного количества часов (11 ч) сверхнормативная работа рассчитывается с точностью до минуты и оплачивается по расценкам 300 руб./ч (т. е. 5 руб./ мин).

 

8. Другие виды расходов.

Если график предусматривает использование наемного транспорта, перевозящего напитки, то в целях безопасности следует взять работника для охраны. Дополнительная стоимость такой услуги равна 600 руб. на человека на одну машину в день. Другими словами, если в один день используются два наемных средства для перевозки напитков, расход в этот день составит 1200 руб. (независимо от того, по сколько ездок сделают наемные машины).

Собственный транспорт фирмы оборудован средствами безопасности, что исключает необходимость использования дополнительной охраны.

 

9. Штрафные санкции.

9.1. Неполное использование вместимости транспортного средства. Если транспортное средство (собственное или наемное) отправлено в поездку с меньшим установленного минимума количеством груза (90 грузовых единиц), то следует учесть сумму штрафа в размере 50 руб. за каждую недогруженную единицу (независимо от принадлежности транспортного средства).

Если собственное транспортное средство фирмы совсем не использовалось в течение дня, в расчет транспортных расходов следует включить постоянную стоимость его дневного содержания – 1500 руб.

Неполное использование транспорта по времени.

Основная продолжительность рабочего дня водителя, как отмечалось, составляет 8 ч. Минимальный рабочий день — 6ч. Штраф за транспортные средства, работающие меньше чем 6 ч, составляет:

по собственным машинам – 300 руб./день;

по наемным машинам — 500 руб./день.

Расходы на штраф в этой игре преднамеренно включены в сумму затрат, чтобы показать ее участникам, насколько дорого обходится фирме содержание транспорта и водителей.

9.3. Неполное выполнение заказа магазина.

Участники игры должны принимать все меры к тому, чтобы осуществить доставку по заявке в установленный день. Однако если по какой-либо причине поставка будет сделана в последующие дни, то за каждый просроченный день поставки с игрока взимается штраф в размере 100 руб. за каждую недопоставленную коробку в день.

Пользуясь приведенными исходными данными:

– разработать маршруты и составить графики доставки заказанных товаров в магазины района;

– рассчитать размер расходов, связанных с доставкой товаров в магазины;

– выполнить анализ разработанной схемы доставки.

Команды намечают первый кольцевой маршрут, выполняют по нему расчеты пробега, времени и загрузки. Форма, по которой рассчитываются параметры маршрутов (основная рабочая форма деловой игры), приведена в приложении 4.

Кольцевые маршруты в первом приближении могут разрабатываться, например, следующим образом. Воображаемым лучом, исходящим из точки 0 и постепенно вращающимся по (или против) часовой стрелке, начинаем «стирать» с координатного поля изображенные на нем магазины (эффект «дворника» – стеклоочистителя). Как только сумма заказов «стертых» магазинов достигнет вместимости транспортного средства, фиксируем сектор, обслуживаемый одним кольцевым маршрутом, и намечаем путь объезда магазинов. Следует отметить, что данный метод дает точные результаты в том случае, когда расстояние между узлами транспортной сети по существующим дорогам прямо пропорционально расстоянию по прямой.

Пример расчетов по первому маршруту приведен в табл. 1.

Таблица.1

 

Пример расчета параметров первого маршрута

 

№ маршрута № мага- зина Размер заказа, количество коробок   Результаты расчета по маршруту
П М Н
           
      -   Путь объезда магазинов по маршруту* М: 0-29-30-2-1-0
    -   Количество перевезенного груза Р = 118 коробок
  - -   Длина маршрута L=32 км
    -   Время работы машины на маршруте Т=32 3+118 0,5+15 4=215 мин

 

Примечание: путь объезда магазинов записывается в виде последовательности чисел, соответствующих номерам объезжаемых магазинов. Например, запись 0-1-5-7-0 означает, что автомобиль, выехав со склада (пункт 0), направился в магазин № 1, затем в магазин № 5, далее в магазин № 7, а затем вернулся на склад (пункт 0).

Поясним расчеты, выполненные по заказам ряда магазинов на понедельник. Установим исходящий из точки 0 воображаемый луч в горизонтальное положение (луч пересечет магазин 29) и начнем вращать его по часовой стрелке, формируя загрузку автомобиля продуктами и напитками. Для магазина № 29 в автомобиль укладывают 28 коробок (16 коробок продуктов и 12 – напитков). Далее в поле луча попадает магазин № 30, для которого грузят 44 коробки (24 коробки продуктов и 20 – напитков). Продолжая движение луча, захватываем заказ первого магазина (8 коробок напитков). Суммарная загрузка автомобиля при этом до­стигнет 80 коробок. Следующий, «стертый» лучом магазин заказал 38 коробок продуктов и напитков (магазин № 2). Грузовместимость автомобиля позволяет выполнить и этот заказ. Общее количество груза в машине – Р=118 коробок, показывает, что формирование маршрута завершено.

Изучение карты позволяет наметить оптимальный путь объезда магазинов М: 0-29-30-2-1-0. Сосчитав количество клеток-километров, получаем протяженность первого маршрута: L=32 км.

Время работы автомобиля на маршруте складывается из нескольких слагаемых:

Время движения автомобиля: 32 км х 3 мин/км = 96 мин.

Время на разгрузку автомобиля в магазинах:

118 коробок 0,5 мин/коробку = 59 мин.

Время на операции подготовки и завершения разгрузки в магазинах:

4 магазина 15 мин/магазин = 60 мин.

Общее время работы автомобиля на маршруте составит:

Т = 32 3 + 118 0,5 + 15 4 = 215 мин.

Действуя подобным образом, намечают необходимое количество маршрутов, позволяющее выполнить все заказы магазинов. Затем, пользуясь полученными значениями времени работы автомобиля на маршруте, составляют график работы транспорта (Приложение 5). Пример заполнения графика для первого рейса первой машины дан в табл.2.

Таблица.2

График работы транспорта

 

№ машины Первая поездка Вторая поездка Третья поездка Общее время работы, ч Принадлежность Автомобиля (свой или наемный)
№ маршрута Отправление со склада Прибытие на склад № маршрута Отправление со склада Прибытие на склад № маршрута Отправление со склада Прибытие на склад
    800 1135   1205 и т.д.          
    800                  
    800                  
и т.д.                      

 

Решение об использовании той или иной машины на очередном рассчитанном маршруте принимается на основании сопоставления фактически отработанного машиной времени и временной протяженностью этого маршрута. Напомним, что по установленным тарифам оплачиваются лишь те машины, которые отработали от 6 до 8 ч в день (меньше 6ч – штраф, более 8ч – сверхурочная оплата).

Составление графика позволяет сформировать целостное видение процесса доставки (во временном разрезе). При этом возможен возврат к предыдущему этапу деловой игры и корректировка некоторых маршрутов с целью оптимизации всего графика.

После составления графика по форме приложения 6 рассчитывают общие затраты по доставке товаров. Расчет затрат также может сопровождаться корректировкой мар­шрутов, графика и распределения объемов перевозок между собственным и наемным транспортом.

В завершение деловой игры команды составляют план выполнения заказов (приложение 7) и проводят анализ результатов планирования процесса доставки. Форма анализа дана в приложении 8.

Приложение 1

Карта-схема зоны обслуживания

 

                                                                        1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32  
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                     
                                                                               

 

 

Примечание: магазины – потребители материального потока на карте обозначаются точками, на основании данных Приложения 2.

В правой, нижней от магазина клетке – указывается его номер. В середине района находится распределительный склад – точка 0 (координаты по оси Х 16; по оси Y 10).

Приложение 2

Координаты магазинов

 

№ магазина Координаты магазина
X Y
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Координаты распределительного склада: X – 16; Y – 10.

 

приложение 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...