Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Теоретические аспекты эстетического знания




2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

личество физиологических (антропологических) особенностей в восприятии света и его осмыслении. В разных культурах существует разное количество цветов. Например, есть африканское племя, представители которог о все цвета делят на холодные и горячие. Такой цвет, как бирюзовый, есть только в русском языке (так как бирюза есть только в России).

Большую роль играет профессиональная направленность. Так, по наблюдениям исследователей, люди, не имеющие отношения к изобразительному искусству, цвет определяют не задумываясь, называя основной цвет, присутствующий в том, который им предложен для определения. Но искусствоведы и художники цвет определяют долго и подбирают слова тщательно и более разнообразно, часто прибегая к сравнениям.

Таким образом, несмотря на то, что все люди имеют практически одинаковый механизм восприятия света и осмысления цвета, смыслы, вкладываемые в цветовые характеристики мира и способы их реализации, достаточно разнообразны и обусловлены физиологическими особенностями каждого человека и его культурно-социальной принадлежностью.

Не всякая правда - красота, но всякая красота - правда.

Константин Станиславский

Наша реальная жизнь больше чем на три четверти состоит из воображения и фантазии.

Симона Вейль

Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой.

Федор Достоевский

Красота - это гармония случая и добра.

Вейль

Созерцание красоты любого рода, выводя нас за пределы нашего собственного «я»... пробуждает в нас способность к самопожертвованию...

 Бенжамин Констан

Высота чувств в прямом соотношении с глубиной мыслей. Сердце и ум - две конечности баланса. Опустите ум в глубину познания - вы поднимете сердце до небес.

Виктор Гюго

  Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

Ум всегда в дураках у сердца.

Ларошфуко

Прочувствовать - значит понять и осмыслить.

 Унамуно

Существовать - значит чувствовать, ибо чувства стоят несравненно выше разума.

Жан-Жак Руссо

У сердца есть свой разум, который нашему сердцу неизвестен.

Паскаль

Великая красота пленяет меня, но красота еще более великая освобождает меня даже от нее самой.

Джебран Халиль Д. жебраи

Вопросы и творческие задания

1. Что такое действительность?

2. Каковы основные объективные свойства действительности?

3. Охарактеризуйте основные уровни субъективного восприятия действительности.

4. Подготовьте краткие сообщения на следующие темы:

- Цветовая теория Гёте.

- Роль цвета в творчестве Рериха.

- Цвет в медицине.

- Смыслы цвета в оккультизме разных народов.

- Физические возможности света и его воздействие на человека.

- Цвет в творчестве В. Кандинского.

- Музэкология как научное направление.

- Эстетика тишины и звука.

- Эстетика запаха и аромата в религиозных системах.

- Эстетика звучащего голоса человека.

- Звук и запах как «оружие» нового поколения.

- Значение тембровых характеристик звука в музыке.

- Звук и акустика.

Темы для рефератов

1. Биологические основы эстетики.

2. Эстетика цвета П. Флоренского.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

3. Теоретическое основание цвета у Гете.

4. Эстетика цвета и драгоценные камни.

5. Цвет и одежда.

6. Цвет в архитектурных традициях мира.

7. Эстетика музыкального звука.

8. Эстетика и современные технологии в сфере трансляции музыки.

9. Звучание тишины для эстетического восприятия.

10. Звуки города как эстетический объект.

11. Эстетика и кухня.

12. Звучание колоколов в русской архитектуре.

13. Цветовая семантика иконописи.

14. Запах как продолжение костюма в традициях французской моды.

15. Эстетика аромата в восточных культурах.

16. Эстетика запахов и религиозные традиции Востока.

17. Эстетика аромата в христианских ритуалах.

18. Значение цвета и запаха в косметике.

Советуем прочитать

1. Ноймайр А. Музыка и медицина: На примере немецкой романтики / Пер. с нем. - Ростов н/Д, 1997.

2. Ноймайр А. Художники в зеркале медицины / Пер. с нем. - Ростов н/Д, 1997.

3. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики / Пер. с англ. - М., 1995.

4. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. - СПб., 1999.

2. 5. Эстетическая культура

Основные понятия:

эстетическая культура, эстетическое отношение, эстетическое сознание, эстетическая деятельность, эстетическое воспитание, эстетическая культура общества, эстетическая культура личности

Специфика эстетической культуры

В современной науке культура - открытая категория, представляющая нечто отличное от природы, передающееся по традиции символическими знаками языка и практическим обучением, обусловленное стремле-

Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

нием человека приспособиться к миру и проявляющееся в создании ценностей и артефактов.

В единое понятие «эстетическая культура» оба слова слились в трудах немецкого ученого начала XX века Э. Меймана, однако значительной теоретической разработки так и не получили.

Трудностью в исследовании уже сложившегося в единое целое понятия «эстетическая культура» можно считать разбросанность направлений его исследований по различным областям знаний (культурология, эстетика, педагогика, психология, философия искусства и др. ).

«Эстетическая культура - способность и умение прочувствовать свою связанность мира, содержательно пережить и человечески ценностно выразить полноту и многообразие этих отношений» (В. И. Самохвалова).

В. В. Бычков определяет эстетическую культуру как «совокупность феноменов, институтов, практик, поведения, мироощущения, текстов, так или иначе относящихся к актуализации, реализации, фиксации эстетического опыта человечества определенного этапа культурно-исторического бытия как отдельного или отдельного человека».

Для того, чтобы точнее определить понятие, надо выявить и распознать те связи, которые обуславливают существование обозначаемого явления. Таким исследованием стали труды М. Кагана, определившего метод системного анализа применительно к исследованию культуры.

Возникновение и развитие самой культуры на основе «... культивирования гармонического начала в собственной душе» рассматривает В, Мартынов. Через изучение сущностных факторов прекрасного автор утверждает, что вся мировая культура «... отразила факт интенсивной многоплановой устремленности человека к абсолютной гармонии». Через эстетическое измерение мира человек включался в «смысловое поле бесконечного целого». Таким образом, «эстетическая культура» рассматривается как целевая установка и причинное следствие культуры, обладающее еще непознанным до конца человекообразующим потенциалом.

Наиболее полное воплощение эстетическая культура получает в художественной культуре, будучи при этом значительно более широким явлением. Художественная культура, в свою очередь, включает в себя эстетическую культуру и не существует без нее. Например, художник, обладающий совершенным мастерством и художественным опытом, но лишенный эстетического вкуса, не может создать художественно значимое произведение искусства, способное заставлять других людей переживать вместе с ним. Однако отождествлять эти понятия нельзя. Поэтому можно встретить и такое высказывание, как «художественно-эстетическая культура». Оно вполне имеет право на употребление, но в таком случае

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...