Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Философско-теоретические основы классической эстетики




Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

• прагматический - выражается в способности речи вызывать эмоциональный отклик.

Культура речи - соответствие индивидуальной речи нормам данного языка, умение использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

Большое место в эстетике общения сегодня отводится моде и искусству внешнего вида, обусловленному стилем личности. Человеку свойственно стремление подвергать эстетико-художественному преобразованию не только окружающую предметную среду, но и самого себя. Поэтому одежда сегодня имеет не только утилитарное, но и эстетико-художественное значение. Именно с этим аспектом связан феномен моды.

Moda (лат. Modus - мера, способ, правило) - непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры.

Мода - явление культурно-историческое, подверженное динамике и обусловленное изменениями, происходящими в духовной и в социальной жизни человека, которое можно рассматривать как проявление эстетического общения. Одеваясь модно, человек проявляет свое желание выглядеть эстетично для других людей.

Существует также понятие стиля одежды, связанного с некоторой временной устойчивостью в рамках определенного времени некоторых черт одежды. Стиль одежды определяется конкретными культурными предпосылками. В отличие от стиля, мода отражает более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов, одежды и художественных произведений.

Моде свойственно принимать элитарный или массовый характер. Она имеет и возрастные уровни предназначения.

Эстетическое воздействие внешности связано не только с одеждой, но и с комплексом дополнительных средств (косметикой, украшениями и др. ), выполняющими, как правило, только эстетическую функцию. Одежда, косметика и украшение должны составлять строгий ансамбль с позиций законов эстетики.

Каждая культура создает свои идеалы и критерии физической красоты. Например, европейская красавица сегодня должна быть молодой девушкой стройного телосложения, особой пропорциональности, высокого роста. Африканская красавица по многим показателям имеет прямо противоположные характеристики: она женщина (часто не только жена, но мать нескольких детей), довольно пышных форм и невысокого роста. Африканские племена часто имеют трудно воспринимаемые с позиций европейского менталитета критерии физической красоты: иногда это вытянутые черепа в форме бутылки, иногда - удлиненная шея при по-

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

мощи нанизывания на нее особых колец, перетянутые узкими кольцами предплечья и т. д.

Со времен Древней Индии идеал женственности практически не изменился: женщина должна быть небольшого роста, но и не маленькой, иметь пышные формы, но тонкую талию, узкую кисть руки и небольшую стопу, волосы на голове предпочтительнее густые, но волосы на лице или теле скорее соответствуют безобразному в ее облике.

Белорусский идеал красоты женщины во многом греческого происхождения: большинство европейцев сходится на том, что к прекрасным чертам женской внешности следует отнести небольшой нос, большие глаза, утонченные и нежные очертания лица, пышные волосы, маленькие уши, яркий румянец, сочные пухлые губы, но маленький рот, некрупные белые зубы. Все эти признаки принадлежат к роду особенностей детского лица. Красивая женщина с позиций мужчины отличается сочетанием полноценных половых признаков зрелой самки с детоподобным лицом.

Однако существует и славянский тип идеала красавицы, характерный до сегодняшнего дня для белорусской ментальности. Среди наиболее характерных черт славянского идеала красоты можно назвать такие, как округлость и мягкость форм, невысокий рост, нежно розовый оттенок и матовость кожи, яркость и изогнутость бровей, пышность ресниц, густота и длина косы и т. д.

На физическую красоту человека можно также посмотреть с позиций статики и динамики. Красота человека может быть статичной: например, лицо поражает только тогда, когда мы видим его без движения, в спокойной позиции. Тогда говорят, что это фотогеничное лицо. Но это же лицо может не привлекать нас, когда мы общаемся с человеком, т. е. наблюдаем его в движении, динамике.

С другой стороны, человек может быть некрасивым в статике, но казаться красивым в динамике. Тогда говорят о «светящемся лице», «покоряющем взгляде» и т. д. Поэтому можно сделать вывод о том, что физическая красота человека может измеряться или оцениваться с разных позиций: с учетом или без учета ее статичности или динамичности.

Духовная красота человека

 Духовная красота человека определяется совсем иными критериями, чем красота физическая. Мы говорим, что данный человек обладает обаянием, обворожителен, привлекателен. Духовная красота в отличие от красоты физической проявляется не сразу, она не «бросается» в глаза, а раскрывается постепенно в общении с человеком. Она всегда динамична, т. е. развернута во времени, потому что обусловлена деятельностью человека и его поступками.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...