Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Искусство как эстетический феномен




3. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Позитивными сторонами возникновения и существования такой области, как психология искусства, можно считать то, что она обратила внимание не только на значимость психологических процессов в творчестве, но и способствовала поднятию проблемы психологии эстетического восприятия человеком реального мира и мира искусства.

 Социокультурные аспекты бытия искусства

Долгое время искусство не являлось самостоятельным феноменом в социокультурном плане. Особый институт искусства начинает складываться в эпоху Возрождения, когда оно начинает секуляризоваться и приобретать заметную автономию от других социальных явлений, начинает развиваться профессиональная подготовка специалистов в области художественной деятельности. Наиболее ярко эти процессы в европейской культуре осуществляются в сфере изобразительного искусства приблизительно с XVI века.

Художественные академии, возникающие в XVI - XVIII веках и сосредотачивающие в своих руках дело образования молодых художников, способствуют внедрению государственной идеологии в искусство. Канонизируются принципы и нормы оценки художественного творчества, упорядочивается распределение государственных заказов, расширяется выставочная деятельность и др.

К XIX веку развивается возможность торговли художественной продукцией. С периода импрессионизма развивается сеть салонов-магазинов, растут цены на произведения искусства. Такая система нацелена на утверждение принципа разнообразия и универсальности искусства. Принцип новизны становится определяющим в творчестве. Искусство все больше сливается с системой обеспечения его социального функционирования и средствами собственного распространения и обслуживания.

Наше время отличается особым динамизмом, который замещает выдвинутый Возрождением антропоцентризм. Человек сегодня -это частица общего изменяющегося мира. Для старой модели мировосприятия, выработанной Возрождением, были характерными единая точка зрения, систематически выстроенная перспектива, ясность формы, конкретность изображения и др. Целевая направленность искусства в XXI веке во многом обусловлена его устремленностью на микромир.

В качестве субъектов художественной деятельности могут выступать профессионально подготовленные люди (создатели искусства), хранители и исследователи искусства (искусствоведы и музейные работники), рас-

Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

пространители художественных ценностей (менеджеры и продюсеры в социокультурной сфере и т. д. ) и просто любители искусства.

Существование искусства как социокультурного института в современном обществе осуществляется посредством специальных структурных организаций, среди которых можно назвать образовательные заведения художественного направления, исследовательские институты, музеи, галереи, библиотеки, концертные залы, СМИ и т. д.

Сфера проявления искусства в социокультурном организме осуществляется в области художественного образования, эстетического воспитания, государственной политики, художественной сфере и т. д.

В эстетике рассмотрение искусства как социального явления сопряжено с такими проблемами, как индивидуальное и общественное в художественном творчестве, эстетическая культура общества и эстетическая культура личности, автор и социум. Иногда это направление в эстетике называют социологией искусства или социальной эстетикой.

Полифункциональность искусства в культуре

Функция (лат. - исполнение, осуществление) - назначение или роль, которую выполняет определенный структурный элемент или процесс по отношению к целому.

Функции искусства можно рассматривать в трех направлениях:

- значение искусства для культуры;

- значение искусства для отдельного человека;

- значение искусства для общества.

В каждом направлении функции искусства будут несколько отличаться.

В современной эстетике выделяют следующие функции искусства: компенсаторную; эстетическую; гедонистическую; внушающую; рекреационную; катарсическую; релаксационную; мировоззренческую; коммуникативную; информативную; креативную или преобразующую (преобразование и освоение мира); аксиологическую; социализирующую (приобщение личности к нормам и ценностям культуры); гуманизирующую (становление и развитие человека); познавательную (создание картины мира и познание его) и др.

Искусство является ядром и высшим воплощением художественной культуры.

Таким образом, искусство многогранно, что связано с его многофункциональностью. Поэтому изучение искусства должно представ-

3. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

лять собой, с одной стороны, многонаправленное рассмотрение, а с другой - стремиться к целостному, философскому анализу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...