Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Философско-теоретические основы классической эстетики




Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

ля. Все это доказывает, что художественное творчество является формой откровения и индивидуального общения между людьми.

Автор является субъектом художественного творчества. Именно он создает художественный образ произведения искусства и воплощает его в конкретном произведении. Отличительной чертой истинного художника является его способность целостно и глубоко воспринимать и отражать мир и процессы, происходящие в обществе, в художественных формах. Поэтому автор - это индивидуальность, яркая личность, отличающаяся особыми способностями. С другой стороны, автор - это представитель конкретной культурной среды, воплощающий в своем творчестве черты всеобщего.

Предпосылки художественного творчества

Творчество связано с такими понятиями, как «способность», «талант» и «гениальность». Все они являются предпосылками художественного творчества, определяющими возможности автора к данной деятельности.

Способность - проявление особых качеств, возможностей для успешного занятия какой-либо деятельностью.

Как правило, говорят о комплексе способностей, которые подразделяют на специальные (подвижность пальцев, растяжка, гибкость, координация и др. ) и общие (способность к длительным занятиям, терпение, усидчивость, артистизм, эмоциональность и т. д. ).

Талант (дословно - вес денежной единицы) - мера способностей человека, оценка его возможностей, отличающаяся высоким критерием.

В древности это слово означало «удачу», «богатство», «посильность к чему-то», «телесную или духовную скорбь», «стойкость», «труд познания», «гармоничность», «справедливость». В русском языке однокоренным словом является «талан», что означает «счастье». В современном значении оно означает «природное дарование», «дар Бога» («талант ме волен» - А. Пушкин), «особенность, выделенность, особое предназначение» («безумие безумца» - Б. Пастернак).

Талант рассматривается как возможность гениальности. Гениальность - высшая форма талантливости, особая значимость результатов творения. Кант писал, что «гений - это талант (природное дарование), который задает искусству правило».

Гениальность - это фокус схождения огромного количества возможностей, потенциалов, условий в одном конкретном человеке. Это особая способность создавать не по правилам, ставшим традиционными, потому что гений сам создает собственные правила и задает правила искусству. Результатом творчества гения становится истинный ше-

3. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

девр искусства, наполненный всечеловеческой значимостью и достоянием человеческой культуры.

Истинная гениальность часто становится бременем, от которого нельзя уклониться и человек становится ее заложником. Гений - это творец, который, принимая неординарные решения, превосходит все ожидания. Поэтому признаком гениальности становится способность ломать стереотипы. В связи с этим гениальные личности часто находятся в конфликте с обществом или даже с самим собой, сложны для понимания современников, а их гениальные открытия и творения долго приживаются и только после смерти создателей получают положительную оценку.

Истинный гений обладает способностью глубоко проникать в глобальные проблемы человеческого существования, предвидеть события. Поэтому гений - выдающаяся личность.

Большую роль в процессах художественного творчества кроме природных задатков и способностей играют такие факторы, как архетипы и культурогены. И гений, и талант реализуют свой творческий потенциал не только как яркие индивидуальности, но и как субъекты определенного класса, нации, культуры. В процессе своей жизни они накапливают определенный духовный материал, специфика которого обусловлена той средой, которая их формирует, реализуя его в дальнейшем творчестве.

Историческая динамика понимания творчества и гениальности

Интерес к проблемам художественного творчества существует давно. Этой теме посвящено великое множество трудов. Мы же ограничимся перечислением лишь некоторых идей (которые, возможно, являются не самыми значительными в данной сфере), чтобы показать, насколько «мозаичны» они были в представлениях людей разных эпох.

Уже философы античности пытались разгадать загадки творчества. Так, Платон говорил, что работой художника руководит божественная сила, называемая эросом. Аристотель считал, что в основе художественного творчества лежит мимезис как процесс подражания природе в своей деятельности. Теофраст оказался одним из тех, кто первым заметил психологические основания творчества.

В средние века этот процесс рассматривался как проявление божественности и стремление к материальному воплощению через человека.

Особым интересом художественное творчество пользовалось у деятелей Возрождения, рассматривающих его как особый врожденный дар, возложенный на определенного человека Богом.

Просвещение принесло понимание социальной значимости художественной деятельности и рассмотрения ее как средства воздействия и эстетического воспитания человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...