Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Философско-теоретические основы классической эстетики




Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

Немецкая классическая философия рассматривала проблемы художественного творчества в контексте общих проблем бытия и законов мирообразования.

XIX век принес новое видение - идею патологичности творчества. Чезаре Ломбазо высказал мысль о родственности гениальности и помешательства. Эту идею развивает в XX веке З. Фрейд, который рассматривал творчество как болезненные проявления ущемленного бессознательного.

К. Г, Юнг ввел два типа личности, связав их с разными способностями к творчеству: невротический и шизофренический.

В России существовало в основном две тенденции: связь творчества с фольклором и в контексте социально-воспитательных функций искусства. В. Соловьев развивал религиозно-мистическую концепцию ориентации художественного творчества.

В современной науке вопросами художественного творчества занимается психология искусства, искусствоведение, эстетика. Приход в гуманитарные науки синергетических подходов выдвинул новое понимание творчества, о котором речь пойдет далее. Эти подходы уже принадлежат неклассической эстетике.

Эстетический аспект художественного творчества заключается в выяснении сущности и наиболее общих законов, этапов, процессов, связей и значений этого процесса в эстетическом освоении мира человеком.

Синергетика в гуманитарном знании

В конце XX века, когда особенно активизировались процессы интеграции в научной сфере, вопросы о творчестве вылились в новые концепции художественного творчества и путей его изучения. Примером такого синтеза наук, породившим новые подходы и методы в теории художественного творчества, стала синергетика.

Синергетика (от греч. «совместное действие») - одно из ведущих направлений современной науки, развивающее теорию нелинейных динамик в различных сферах. Это название предложено было профессором Штутгартского университета Германом Хакеном в 1978 году. Особое место в развитии синергетики принадлежит И. Пригожину. Формирование синергетического мировоззрения рассматривается многими учеными как рождение парадигмальных сдвигов современной естественнонаучной традиции. По мнению А. Тоффлера синергетику можно считать научной революцией современности.

Появилась синергетика на основе такого научного направления, как кибернетика. Если кибернетика сделала первый шаг в деле сближения точных, общественных и гуманитарных наук, то вторым этапом этого процесса стала синергетика.

3. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Кибернетика - наука об управлении в области техники. Отцом кибернетики стал американский профессор математики Н. Винер, хотя сам термин «кибернетика» употреблялся еще во времена Древней Греции: например, Платон писал о кибернетике как искусстве вождения кораблей и управления государством.

Позднее (и этот процесс связан в основном с развитием русской науки) кибернетика все больше распространяет свои принципы на общественные сферы. Ее ключевым понятием становится управление, в основе которого лежат процессы духовной деятельности общества, связанные с материальным производством. Сегодня говорят уже о классификации кибернетических дисциплин, выделяя биологическую, социальную и техническую кибернетику.

Сегодня говорят о достаточно сформировавшихся школах синергетики, представленных моделью Г. Хакина (американская синергетическая школа, связанная с деятельностью Пригожина) и моделью российской школы во главе с С. Курдюмовым.

Синергетика первоначально рассматривалась как теоретическая возможность математического моделирования процессов самоорганизации сложных систем. В отличие от кибернетики, владение математическим аппаратом для нее является необходимым условием. В рамках синергетики развивается теория динамического хаоса, что позволяет называть ее теорией развивающихся систем или фундаментом динамической теории информации. Поэтому понятие «информация» является в ней одним из самых ключевых. Определений информации сегодня существует огромное множество.

«Информация - это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств» (М. Винер).

«Информация есть запомненный выбор одного варианта из нескольких возможных и равноправных» (Д. С. Чернавский).

Информация характеризуется разными критериями, но главным среди них является ценность. Ценность информации зависит от той цели, которую преследует человек, ищущий ее. Чем в большей мере информация помогает достижению поставленной цели, тем более ценной она считается.

Не менее важной характеристикой информации является ее количество. Понятие количества информации было введено в 1948 году Клодом Шенноном. Сегодня количество информации определяется в битах - единицах, связанных с пропускной системой, воспринимающей информацию.

Если количество информации объективно, то ее ценность - субъективная характеристика.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...