Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Философско-теоретические основы классической эстетики




Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

Динамика - изменения в музыкальном развитии, связанные с целостностью восприятия. Проявляется в мелодии, гармонии, ритме, темпе, фактуре.

Музыка - искусство общения через специфические формы передачи текста. Самая древняя попытка зашифровки звучания в записи относится к Древнему Египту. Знаки, сопровождавшие запись текста, очевидно, обозначавшие интонацию, скорость произношения, цезуры и сопровождающие жесты, остаются недоказанными и нерасшифрованными до наших дней.

В Древней Греции для этого использовались буквы греческого алфавита, писавшиеся на разной высоте. Пифагор явился первым оформителем графического звукоряда (A, B, C, D, E, Y, G). Гвидо из Аренцо в XI веке в помощь певцам предложил начальные слоги каждой строки одного хора - ля, ставшие знаменитыми названиями нот (ut, re, mi, fa, sol, la). В России традиционно использовали крюковое письмо. В 'Западной Европе существовали невмы (сладкое дыхание), возникшие в X веке и употреблявшиеся в церковной практике до XIX века. Монах-музыкант IX - начала X века Гукбальд первым провел линию (названную позднее нотной), затем увеличил их количество до XX. Между линиями он писал текст церковных песнопений, фиксируя его высоту. Гвидо из Аренцо оставил лишь 4 линии, закрепив для каждой определенный цвет, основываясь, очевидно, на том, что голоса церковного хора имеют тембровое различие, наиболее легко прослеживаемое через цвет (красную, желтую или зеленую и две черные). В начале каждой линии он поставил различные буквы, закрепляющие за каждой из них определенный звук. В дальнейшем из этих букв образовались ключи (C, F, Y). Кто добавил пятую линию, история не знает, но очевидно, что он руководствовался стремлением к симметричности изображаемого. Появление добавочных линий связано с рождением инструментальной музыки, отличающейся, как известно, более широким диапазоном.

Длительность чаще связывалась с формой изображаемого знака. Пауза, рожденная индийской культурой в поэзии и называемая «голосом безмолвия», появилась достаточно поздно.

Музыка выражает мир эмоций и переживаний человека. Она обеспечивает, во-первых, обмен переживаниями, т. е. сопереживание; во-вторых, выявление и реализацию собственных переживаний личности - самопереживание.

В музыкальном искусстве (особенно современном) происходит заметное противостояние художественного и эстетического начал (имеются в виду низкопробные образцы музыкальной поп-культуры, отличающейся непрофессионализмом). Эстетическое переживание, лишенное художественного начала, делает музыку легковесной, а

3. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

художественное начало без эстетического склоняется в сторону излишнего рационализма, лишая ее эмоциональной заразительности. Музыка может оказывать не только воздействие на конкретного человека (романс), но и обладать общественной значимостью (гимн страны).

Искусство - это вопль тех, которые на себе испытали судьбу человечества, которые не мирятся с судьбой, но с нею борются... и внутри их, в них происходит движение мира. А извне только один звук: произведение искусства.

 Арнольд Шёнберг

Музыка существует для того, чтоб возвышать нас насколько возможно над всем, что существует.

Габриель Форе

Великая музыка - я убежден в этом - всегда идет от сердца.

Морис Равель

Музыка - это краски в биении ритмов.

Клод Дебюсси

Вопросы и творческие задания

1. Попробуйте описать словами, как должна звучать музыка, чтобы она могла передать душевное переживание большого успеха, неудачи или разочарования, спокойного созерцания. Используйте при описании все характеристики звучания.

2. Что такое программная музыка?

3. Составьте программу к первой части симфонии № 4 П. И. Чайковского.

4. Прослушайте сюиту «Картинки с выставки» М. Мусоргского и опишите те картины, по которым создавались ее части.

5. Приведите музыкальные примеры, наиболее точно отражающие, на ваш взгляд, такие душевные состояния, как грусть, светлую радость, тоску, желание чего-то хорошего, озлобленность, страх.

Темы для рефератов

1. Музыка как выразительное искусство.

2. Эстетические критерии музыки.

3. Звучащее и незвучащее в музыке.

Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

4. Эстетические теории древности о музыке.

5. Фома Аквинский о музыке.

6. Ж. -Ж. Руссо о музыке.

7. Современные музыканты о музыке и музыкальности.

8- Музыка и технологии.

9. Академическая музыка и современность.

Советуем прочитать

1. Корольков Н. А. Эстетика музыки. - Мн., 1998.

2. Кремлев Ю. А. Очерки по эстетике музыки. - М., 1972.

3. Гачев Г. Д. Музыка и световая цивилизация. - М., 1999.

4. Музыка и незвучащее. - М., 2000.

5. Васильченко Е. В. Музыкальные культуры мира; Культура звука в традиционных восточных цивилизациях (Ближний и Средний Восток, Южная Азия, Дальний Восток, Юго-Восточная Азия): Учеб. пособие. - М., 2001.

6. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. (Любое издание).

7. Каган М. С. Музыка в мире искусств. - СПб., 1996.

Театр

Театр - род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Занимает особое место в системе структурного строения искусства.

Специфика театра как искусства:

• в создании одного произведения театрального искусства участвует особым образом организованная группа людей;

• средства выразительности театрального искусства - своеобразный комплекс средств выразительности других видов искусства, который обладает структурной и иерархической подвижностью;

• существование произведения театрального искусства ограничено временными рамками и уникально в своем роде;

• осуществление бытия произведения театрального искусства есть содействие создателей спектакля и публики;

• театр - это особая форма искусства, где в качестве опорной конструкции выступает сюжетность;

• особенностью театральной импровизации является ее коллективный характер;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...