Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Философско-теоретические основы классической эстетики




Музыка

Термин «musik» появился на рубеже XIX-XX веков от голландского «musiek», и долгое время связывался только с музыкой академического характера. Слово «музыка» связано и с древнегреческим «musike», что дословно означало «искусство муз». Греческое слово «муза» означало в древнегреческой мифологии каждую из девяти богинь, покровительниц различных искусств. Позднее это слово приобретает переносное значение - источник поэтического вдохновения.

В восточных культурах музыка подразделялась на человеческую (вокальную) и инструментальную - космическую. При этом истинным музыкантом мог считаться только тот, кто был созвучен космическому тону. Вопрос о том, почему именно музыка рассматривалась как нечто, обозначающее связь между земным и небесным, требует обращения к понятию гармонии. При упоминании гармонии мира имеется в виду его порядок и определенная совершенная структура, характеризуемая прежде всего своим пространственным расположением. В данном контексте музыка может рассматриваться как феномен, отражающий некую глубокую реальность, трансцендирующую мир явлений.

Самостоятельным видом искусства музыка стала относительно недавно и существует как светское явление только с XVII века.

Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

Музыка - это временной вид искусства, но такие выражения в теории музыки как «звуковая вертикаль и звуковая горизонталь», «мелодическая линия», «подъем», «спад», «ритмический рисунок» заимствованы из пространственных представлений. Сама проблема пространственного представления о музыке научно сформулирована в XIX веке.

Музыка - искусство звука. К музыке относят то, что звучит организованно. Музыка - это искусство организации звучащего, наделение его смыслом. Мир вокруг нас наполнен разного рода вибрациями. Человек способен воспринимать только небольшой спектр диапазона (от 16 Гц до 20 кГц). Звуки, не попадающие в этот диапазон (ультразвуки и инфразвуки), остаются для человека неслышимыми, но при этом они оказывают воздействие на физиологию и психику (это уже доказано и активно используется в медицине). Еще в древности мир людям представлялся как слышимый и неслышимый. При этом все то, что человек не слышал, считалось сверхъестественным, а то, что он слышал, наделялось способностью осуществлять взаимодействие с миром божественным. Самоосознание началось с представления человеком себя как своеобразного микрокосма, где внутренние пульсации организма являются результатом резонирования в нем макрокосмоса. Это понимание прошло в двух направлениях:

чувство -> движение -> ритуал -> разворачивание звучания во времени и проживание ее -> музыка как процесс;

смысл (осмысление) -> логос -« речь -> информация -» символика звучащих элементов.

Сойдясь в единое целое, рациональное и чувственное наделило звучащее эстетичностью.

Звук - волновое колебание воздуха, воспринимаемое органами слуха, которое может быть равномерным и периодическим (музыкальная организация) и неравномерным и непериодическим (шум).

Музыка становится искусством лишь тогда, когда звук приобретает особую оформленность. Поэтому именно форма в музыке поднимается на особую высоту, где становится самим содержанием, а содержание не может рассматриваться вне формы. Содержание в музыке становится принципом формы.

Музыка - искусство связывания звуков в последовательность и разворачивания во времени. Музыка имеет много общего с организованностью речи. Наиболее яркими вербальными проявления музыки можно считать интонацию, фразу, мелодию.

Интонация - мелодический оборот, наименьшая часть мелодии, имеющая выразительное значение.

3. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Фраза - элемент передачи относительно самостоятельной смысловой последовательности, не обладающий законченностью.

Мелодия - одноголосно выраженная музыкальная мысль. В гомофонии - тот голос, который концентрирует в себе основное содержание мысли. В полифонии - ансамбль мелодий.

Структурализация звучащего во времени осуществляется при помощи метроритма и темпа. Эти характеристики проявляют связь звучащего с действием, ритуализированность древней музыки для человека.

Метр - чередование сильных и слабых долей с различным соотношением (в поэзии - форма членения на стопы, стихи, строфы, в музыке -такты), предполагает заданность формулы. Возник в фольклоре. На этапе синкретичности искусства имел форму квантитативную, допускающую неравномерность, свободное членение в соответствии со смыслом (античность, Восток, средние века европейской культуры). В XVI - XVII веках формируется акцентный метр, построенный на чередовании сильных и слабых слогов.

Ритм - временная организация музыки, последовательность длительностей звуков. Ритм образуют акценты, паузы или цезуры, членящие музыкальную ткань. Ритм есть смена эмоциональных напряжений и разрешений. Ритм связан с биологической периодичностью человеческого существования (дыхание, пульсация, активность работы мозга, периодичность деятельности и т. д. ).

Темп - скорость пульсации единицы метра. Характеристика движения в музыкальном развитии.

Музыка - искусство гармоничного сочетания звуков для передачи отношения к смыслу. Основные понятия музыкальной организации в области семантики невозможны без передачи и особой эмоциональной окраски. Эти функции в музыке характеризуются понятием созвучия, обусловленного фактурой звучания (наполненной, густой или прозрачной). Фактура может определятся аккордами и интервалами.

Музыка - искусство драматического развития. Музыка - это процесс развертывания перед слушателем композиторских чувственных, эмоциональных переживаний во временной последовательности.

Лад - понятие, которое возникло в древности в условиях монодии, когда музыка делилась на воинствующую, лирическую, эпическую, эротическую и т. д. Лад - приятная для слуха согласованность звуков по высоте, системность высотных связей, объединенных центральным звеном. Это одно из основных эстетических понятий музыки, выражающее представление о музыке как о прекрасном. Лад несет в себе характеристики эпохи, культуры и национальности (достаточно вспомнить такие «этнические» лады, как пентатоника (Китай, Япония), лидийский, дорийский, фригийский (античность), лидомиксолидийский (Польша и Молдавия) и т. д. ).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...