Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Искусство как эстетический феномен




3. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Телевидение сегодня - это разновидность зрелищной формы. Многие фелища, уже существовавшие в культуре до появления телевидения, с его появлением получили право стать экранными (спортивные состязания, праздники, концерты и т. д. ). Позднее телевидение само стало вырабатывать новые формы экранных зрелищ.

Среди специфически телевизионных форм можно назвать такие, как ток-шоу, познавательные передачи («В мире животных», «Здоровье»), критические передачи («Мир кино», «Партитуры не горят»), развлекательные передачи («Аншлаг») и т. д.

Современными особенностями телевидения стали интимность, камерность, периодическая продолжительность восприятия. Телеведущий - это домашний собеседник.

В то же время телевидение начинает активно тяготеть к художественности. Оно «переплавляет» в художественные формы реальные события (документально-игровое кино, передачи - комментарии событий). Возникают такие понятия, как «информационный дизайн», «режиссура новостей», «комментарии художественного материала», «эстетическая организация информационных потоков», «художественно-публицистические передачи» и т. д.

Телевизионные передачи постепенно наполняются средствами, позволяющими зрителю ощущать эффект присутствия («Что? Где? Когда? », ток-шоу «Моя семья», «Большая стирка», «Принцип домино», «Умники и умницы»). Телезрителю предоставляется возможность не только наблюдать действие телепередачи со стороны, но и участвовать в отгадывании задания или в создании этих заданий, позвонив во время эфира на телевидение (или заранее прислав свои вопросы). Иногда это присутствие иллюзорно (как запись смеющейся аудитории за кадром кинокомедийных сериалов). Но каждый раз телезритель находится в состоянии кажущегося присутствия среди других людей.

Целостность телевидения проявляется и в том, что оно получает Зрителя как единую аудиторию. Этот теле-Зритель отличается от зрителя театра, кино, цирка прежде всего тем, что он разрознен, но все же един одновременно. Аудитория телевидения - это люди, сидящие в своих квартирах, не видящие друг друга и не вовлеченные таким образом в ситуацию толпы. Каждый зритель воспринимает телевизионную проекцию самостоятельно. Но при этом он четко осознает, что является частью огромной зрительской аудитории. Это дает каждому человеку особое право самостоятельно подключаться или выходить из телеэфира.

Многое стало меняться в телевидении с началом его коммерциализации. Как никогда ранее, сегодня телевидение стало отличаться невиданной до этого целостностью и слитностью. Все в нем стало развиваться по единому закону зрелища. Телевизионная зрелищность изначально связана

Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

с массовостью, а массовость - самая благодатная почва для обращения денежных средств. Рейтинг передачи стал главным критерием ее качества. Телевидение, как и всякое зрелище, живет законами массовости. Суть этого закона заключается в том, что творчество телевизионными средствами осуществляется «на заказ» масс, оно изначально нацелено на потребление. Поэтому продукт этого творчества, представленный в виде телепередач, является товаром. Это отдаляет телевидение от искусства.

Зрелищность современного телевидения представлена и в процессах активного расширения его технических возможностей. Телевидение можно сегодня «зарезервировать» и хранить дома на полке в виде видеокассеты, создавая свое собственное телевидение. Можно вообще создавать «свое кино» и быть «Сам себе режиссером».

Но главная новинка века- «интерактивное телевидение» -синтез телевидения и компьютерной технологии. Телезритель получает не только возможность самому выбирать и создавать «свое телевидение», но и управлять им во время восприятия: менять ракурс камеры, менять масштаб изображения и т. д.

И все же телевидение можно отнести и к области искусства:

• телевидение предполагает воздействие на чувства людей, обладает эстетичностью. Все, что подается с экрана, так или иначе оценивается человеком с позиции его эстетического вкуса. И критериев эстетичности передачи много: от оформления студии и внешности ведущего до конкретных эпизодов программ;

• наличие такого момента, как режиссура. Телевидение создало новую режиссерскую специальность - режиссура телевизионных программ. Эта новая область имеет специфику, но она же предполагает использование наиболее общих принципов постановки любого театрального действия;

• телевидение наполнено игровым характером, оно развлекательно, так же как и многие явления искусства;

• телевидение является отражением окружающего мира. Оно несет в себе опосредованные особенности современности. Меняется мир, окружающий человека, и меняется телевидение;

• телевидение помогает людям познавать как окружающий мир, так и самих себя;

• телевидение - акт творческий, оно творится, создается, придумывается и т. д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...