Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Искусство как эстетический феномен




Кино

Кино относят к синтетическим видам искусства, так как оно использует средства выразительности разных традиционных видов искусства. Синтезированность кино проявляется и в том, что оно совмещает в себе художественное начало и технические достижения. Существует также версия отнесения кино к разряду особого рода театра - театра в техниче-

3. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

ском воплощении. Однако сегодня кино все больше завоевывая мир и увеличивая количество своих сторонников может претендовать на звание самостоятельного вида искусства.

Средствами выразительности в кино являются монтаж, композиция кадра, ракурс, свет, цвет, жест, звуковая композиция, музыка и др.

Специфической особенностью кино является то, что это искусство только настоящего времени (Ю. Лотман). Все, что развертывается перед воспринимающим кино человеком, происходит здесь и теперь. В кино, в отличие от театра, зритель не просто наблюдает происходящие события, а фактически становится их участником. Камера кинооператора становится «глазами» зрителя, который находится не просто в гуще происходящих событий, а даже способен «стоять» между героями. Эффект присутствия в кино намного сильнее, чем в каком-либо другом виде искусства. Поэтому телезритель - это человек-со-стороны и человек-участник (хотя его участие никак не замечается героями фильма). Все это создает ощущение сопереживания, возникающего не просто со стороны, а со-переживание непосредственного участника событий.

Кино представлено самыми разнообразными жанрами: историческим, комедийным, документальным, детективным, мелодрамой, фантастикой и т. д. Кроме того, оно разделено по типам: детское и для взрослых. В последнее время возникает новый смешанный тип - семейное кино, предназначенное для просмотра всей семьей.

Наше время позволяет каждому желающему стать создателем собственного фильма. Доступность технических средств способствует расширению не только зрительской аудитории, но и становлению любительской режиссуры.

Современные процессы разделили кино на камерное (телевизионное) и широкомасштабное (предполагаемое просмотр в кинотеатре). Такая незначительная деталь, как среда восприятия, в данном случае оказывается мало изученным, но достаточно значительным фактором восприятия. Многие люди, например, предпочитают просмотр кино в домашних условиях, что помогает им расслабиться, создают обстановку, не требующую ограничений. Иные, наоборот, считают, что просмотр кино на огромном экране и в большом зале, наполненном зрителями, помогает лучше сосредоточиться на фильме, и переживания становятся как бы ярче и отчетливее.

Эстетическое переживание, связанное с восприятием фильма, может зависеть от самых разнообразных причин. Кино прекрасно для нас, когда мы получаем от него то, что хотим. Или, говоря на языке эстетики, когда реальное совпадает с идеальным. Например, если вы идете на комедию, то ожидаете от нее, в первую очередь, множество смешных ситуаций. После такого фильма настроение должно быть веселым, а во время самого про-

Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

смотра вы должны много смеяться. Если это произошло, то вы скажете, что фильм прекрасный. Но если вы просидели весь киносеанс, ни разу не засмеявшись, то фильм для вас безобразный.

Кроме субъективности восприятия, на эстетическую оценку фильма влияет множество достаточно объективных факторов. Кино, благодаря своей способности совмещать идеальное и реальное в конкретном эстетическом переживании, становится мощным идеологическим средством. Пример тому - советское киноискусство 1920-х годов, которое попыталось поставить колоссальный потенциал неконтролируемых смыслов на службу мировоззрению и идеологии.

Эстетика кино связана с предоставлением человеку возможности преодолевать время и пространство. Благодаря кино человек может переживать состояние «включенности» в иные события по сравнению с реальными для себя. Причем эти иные события создают иллюзию реальности. Со-переживание зрителя направлено на духовное взаимодействие с героями кино, с заведомо понятной установкой отсутствия в ситуации самого зрителя. Зритель остается всегда за кадром, но кадр при этом всегда является «вошедшим» в ситуацию зрителя.

Телевидение

Телевидение - средство массовой аудиовизуальной коммуникации и экранное зрелище.

Хотя многие считают телевидение специфическим видом искусства, близким по художественным приемам кино, это не совсем так. Телевидение, возникшее в XX веке, и телевидение XXI века - хотя и сравнимые, но уже далеко не тождественные вещи.

Телевидение можно рассматривать как особый вид искусства, ведь оно проявляет в себе мир, окружающий человека, все его изменения, способствует познанию этих изменений, может воздействовать на людей, менять их менталитет и представление о мире. Кроме всего перечисленного, телевидение все больше становится авторским. Сегодня можно говорить о концепции телевидения. А концепция, как правило, формулируется Личностью. Как только происходит смена руководства телевиденьем, начинается изменение как его структуры, формы, так и содержания всего того, что наполняет телеэфир.

В отличие от кино, телевидение тяготеет к разряду средств массовой информации: связь с аудиторией осуществляется периодически, значительная часть передаваемой информации не принадлежит сфере художественного, часто выступает в качестве посредника между группой людей и миллионами физически разобщенных зрителей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...