Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Философско-теоретические основы классической эстетики




Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

ния, слова и звучания, обеспечивающим задействованность всех органов чувств человека.

В основу синтеза искусств Флоренский ставит факт единства приемов по организации пространства, который определяется тем, что путь художника всегда един и представляет собой движение от случайного к устойчивому и неизменному. Поэтому ритмика вводит пространственность музыкального характера, симметрия - архитектурного, выпуклость объемов - скульптурного.

Е. Трубецкой синтез искусств также рассматривает на примере православной иконописи. Он пишет о том, что в иконах при изображении евангелистов происходит смена одного семиотического канала другим или переход со взгляда на слух. Тип позы человека демонстрирует обращенность к звуку. Это поза углубленного вслушивания в голос, который не имеет локализации в пространстве, исходит как бы изнутри мира. Видимое переходит в невидимое.

Вопросы и творческие задания

1. Чем определяется взаимодействие разных видов искусства?

2. В каких формах может осуществляться взаимодействие разных искусств?

3. Приведите примеры искусств, возникших в результате синтеза.

4. Приведите примеры влияния одного искусства на другое.

5. Приведите примеры взаимодействия искусств, в результате которого родились новые жанры.

6. В творчестве каких художников (музыкантов) синтезу искусства отводилась особая роль?

Темы для рефератов

1. Литературные произведения А. С. Пушкина в творчестве композиторов.

2. Роль живописи в литературном наследии А. Пушкина и М. Лермонтова.

3. Интонация в музыке и литературе.

4. Литературные мотивы в музыкальном творчестве и литературное наследие С. Прокофьева.

5. Литературные образы в музыке Д. Шостаковича.

6. Музыка в творчестве И. Бродского.

7. Бардовская песня как искусство интеграции музыки, поэзии и философии.

8. Роль литературного текста в программной музыке.

9. Значение литературы в творчестве Поленова.

10. Роль идей С. Волконского в сближении театрального и музыкального искусства.

3. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

11. Интеграция различных видов искусства в системе К. Станиславского.

12. Понятия синопсии и синестезии применительно к интеграции музыки и живописи.

13. Цветомузыка: сущность, история, становление, современность.

14. Цветомузыка в творчестве А. Скрябина.

15. Исследования в области синтеза искусств В. Кандинского.

16. Проблемы и возможности использования музыкальной графики в педагогике.

17. Роль музыки в творчестве И. Репина (В. Поленова, П. Пикассо).

18. Роль живописи в музыкальном творчестве М. Чюрлёниса (А. Алябьева, А. Лядова, М. Глинки, Ф. Шопена, И. Стравинского).

Советуем прочитать

1. Бинэ А. Вопрос о цветном слухе / Пер. с франц. - М., 1984.

2. Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыка. 2-е изд. - Л., 1983.

3. Гапеев Б. М. Светомузыка в системе искусств: Учеб. пособие. - Казань, 1991.

4. Гапеев Б. М. Содружество чувств и синтез искусств. - М., 1982.

5. Гапеев Б. М. Театрализованные представления «Звук и Свет» под открытым небом: Учеб. пособие. - Казань, 1991.

6. Кандинский В. О духовном в искусстве. - Нью-Йорк, 1967.

7. Курышова Т. А. Театральность и музыка. - М., 1984.

8. Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств.

3. 6. Семиотика искусства и эстетические основания художественных стилей

Основные понятия:

семиотика, язык, искусство, знак, символ, аллегория, метафора

Семиотика в системе гуманитарного знания

Семиотика - наука о знаках, знаковых системах и смыслообразовании.

Семиотика как наука оформилась в начале XX века, хотя ее проблематика существовала уже в древних философских трактатах. Например, Аристотель в своей «Поэтике» подразделяет символы на «имена» и «зна-

Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

ки». Понятие «знак» он рассматривает в рамках риторики. И хотя речь в данном случае идет о словах, центральное место в его анализе отводится душевному состоянию говорящего, а значит эстетическому воздействию слова. У стоиков впервые появляются термины «означающее» и «означаемое». Именно стоики вводят понятия языковых и неязыковых знаков. Они считают, что означающее телесно, а означаемое - бестелесно.

Особое развитие проблема знаков получает в средние века в трудах Августина Блаженного. В своих трактатах «О диалектике», «О христианской науке», «О Троице» он формулирует определение знака как проявление Бога. Августину принадлежит и специфическая систематизация знаков по способу передачи сообщения, он выделяет знаки для глаз, знаки для слуха и для чувств. Он поднимает в своих трудах и такую немаловажную семиотическую проблему, как красота поэтической речи, выделенную им в область риторики. Риторика будет привлекать к себе внимание различных философов вплоть до XIX века, после чего проблемы, развиваемые ею, плавно перейдут в область семантики.

В эпоху Просвещения семиотические проблемы интересовали Д. Дидро, который в своих «Салонах» говорил о том, что в одном и том же произведении искусства содержится несколько смыслов: авторский и зрюельский.

Предметом семиотики является информационная система, ядро которой - система знаков. Объектом ее исследования выступает способ означивания: содержание, не обличенное в форму, не входит в круг изучаемых ею проблем. Поэтому ключевым понятием семиотики и ее метакатегорией является понятие знака.

Основные принципы семиотики как фундаментальной научной области впервые были сформулированы Ч. Пирсом (1839 - 1914), давшим логическую основу зарождающейся науки. В частности, им был сформулирован постулат о структуре семиотического функционирования (репрезентант - интерпретант - референт), осуществлена классификация знаков (иконический, индекс, символ), введено понятие семиозиса (процесса и сферы функционирования знаковой системы).

Прикладная семиотика начинает оформляться в трудах Ф. Соссюра, изучавшего семиотические основания в области лингвистики. Предметом его внимания становится знак, представляющий собой особое отношение означающего и означаемого. Семиология Соссюра дала развитие целому направлению современной семиотики, изучающей проблему специфики знака и его функции.

Наибольшее распространение в XX веке семиотика получила во Франции, образовав там несколько относительно самостоятельных направлений и школ: Парижская школа, которую возглавлял А. Греймас, семиотика значения, представленная Р. Бартом, семиотика коммуникации

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...