Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа редактора над изданиями по развитию образной речи у детей дошкольного возраста




Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Вятский государственный гуманитарный университет»

Социально-гуманитарный факультет

Кафедра издательского дела и редактирования

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

РАБОТА РЕДАКТОРА НАД ИЗДАНИЯМИ ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выполнила студентка V курса,

группы ИДР-51

очной формы обучения

Синцова Анастасия Николаевна

_____________________/подпись/

 

 

Научный руководитель

д. филол. н., доцент

Колесникова Ольга Ивановна

_____________________/подпись/

Допущена к защите в ГАК

Зав. кафедрой ___________________ Л. А. Мосунова

 

(подпись)                                «___»_________________

 

Декан факультета ________________ Е. В. Митягина

 

(подпись)                                «___»_________________

 

 

Киров

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 


ВВЕДЕНИЕ. ....................................................................................................... 4

ГЛАВА 1. УЧЕТ РЕДАКТОРОМ ВИДО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИЗДАНИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. ............................................................... 9

1. 1. Специфика читательского адреса развивающих изданий для детей 3 – 6 лет 9

1. 2. Предметная область и функциональное назначение изданий по развитию речи 17

ГЛАВА 2. КРИТЕРИИ РЕДАКТОРСКОЙ ОЦЕНКИ КНИГИ ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ. ..................................................... 23

2. 1. Оценка жанрового своеобразия произведений, входящих в состав изданий по развитию образной речи. Особенности языка и стиля................................... 23

2. 1. 1. Стихотворные произведения.......................................................... 25

2. 1. 2. Сказки.............................................................................................. 28

2. 1. 3. Рассказы для детей.......................................................................... 30

2. 1. 4. Малые фольклорные жанры........................................................... 32

2. 1. 5. Фразеологизмы в текстах для дошкольников................................ 36

2. 2. Требования к методическому аппарату издания по развитию речи дошкольника........................................................................................................................... 38

2. 3. Критерии редакторской оценки иллюстраций, используемых для развития образной речи................................................................................................... 44

 2. 4. Требования к оформлению развивающей книги для дошкольников... 48

ГЛАВА 3. АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ ИЗДАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ...................................................... 53

3. 1. Концепция издания «Развиваем образную речь».................................. 53

3. 1. 1. Видо-типологическая характеристика издания............................. 53

3. 1. 2. Структура издания и характер информации................................. 56

3. 1. 3. Особенности внешнего и внутреннего оформления...................... 64

3. 2. Экономический расчет себестоимости проекта...................................... 66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. .............................................................................................. 72

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. ........................................................ 76

ПРИЛОЖЕНИЯ. ............................................................................................ 83


ВВЕДЕНИЕ

Образная речь является составной частью культуры речи. Использование некоторых образных средств в речи дошкольников, случаи включения их в самостоятельное связное высказывание свидетельствуют о необходимости формирования у детей представлений о средствах выразительности и целесообразности их применения в художественном тексте. Под развитием образной речи мы понимаем развитие двух взаимосвязанных способностей – понимать и продуцировать высказывания, в основе которых лежит словесный образ, то есть особая (художественная) форма наглядного представления действительности.

Дети способны достаточно глубоко осмысливать содержание текстов и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность развития образной речи возникает именно в дошкольном возрасте.

В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» выделена образовательная область «Чтение художественной литературы». Ее содержание должно быть направлено на «достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса» [60].

Известно, что чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Так как упущенные возможности образного развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы, очень важно вовремя  использовать развивающий потенциал культурно-языковой среды [11]. А для этого необходимы специальные – развивающие – издания.

Издания для детей сегодня занимают значительную долю современного издательского рынка. Можно назвать целый ряд российских издательств, которые выпускают развивающие издания для детей: «Росмэн», «ОЛМА Медиа Групп», «Энас», «Литера», «РООССА», «Оникс», «Детская литература», «Хатбер-пресс». Среди всего многообразия детских изданий есть немало тех, которые направлены именно на развитие образной речи (например, серийные издания «Загадки», «Стихи для малышей», «Сказки»). Однако в таких книгах отсутствует методический аппарат, а значит, эффективная, систематическая и регулярная работа, как правило, не проводится ни воспитателями, ни родителями.

В основном работа с детьми по пособиям подобного плана сводится к заучиванию пословиц и отгадыванию загадок. Следует отметить также, что качественно подготовленных развивающих изданий по образной речи для широкого читателя на книжном рынке нет. Можно назвать два методических пособия, которые могут быть использованы для развития образной речи («Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий» О. С. Ушаковой и «Диагностику развития речи дошкольников» В. Н. Макаровой, Е. А. Ставцевой, М. Н. Едаковой). Однако они предназначены только для воспитателей и педагогов, не содержат иллюстраций, а значит, не подходят для занятий с детьми-читателями. Необходимо рассмотреть возможности подготовки специального издания, рассчитанного на сознательное и последовательное развитие образной речи у детей дошкольного возраста. Следовательно, тема нашего исследования является актуальной.

Объект исследования – издания по развитию образной речи у дошкольников.

Предмет исследования – особенности редакторской подготовки издания по развитию образной речи у ребенка дошкольного возраста.

Цель выпускной квалификационной работы – выявить особенности работы редактора над изданием по развитию образной речи у дошкольников, создать свою концепцию и оригинал-макет такого издания.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) изучить видо-типологические особенности изданий по развитию речи детей 3 – 6 лет;

2) определить содержание работы редактора над развивающим изданием для детей и разработать критерии редакторской оценки книги по развитию образной речи дошкольников; применить их в процессе комплексного редакторского анализа конкретных изданий;

3) разработать концепцию издания по развитию образной речи у дошкольников;

4) произвести расчет себестоимости развивающего издания для детей;

5) подготовить оригинал-макет издания для старших дошкольников «Развиваем образную речь» объемом 2 п. л.

Для достижения цели выпускной квалификационной работы и решения поставленных задач были использованы следующие методы:

- общенаучные методы теоретического анализа (описательно-аналитический, анализа и синтеза, метод обобщения);

- специальные книговедческие методы исследования (функционально-типологический, метод редакторского анализа, метод моделирования развивающего издания для детей);

- метод экономического анализа.

Теоретическую базу исследования составляют следующие работы: исследования детской речи (Э. М. Береговская, Ф. А. Сохин, Д. Б. Эльконин, Е. И. Тихеева, С. Н. Цейтлин и др. ) и методики ее развития (М. М. Алексеева, А. М. Бородич, В. В. Гербова, О. С. Ушакова, О. И. Соловьева и др. ); исследования жанрового своеобразия произведений, развивающих образную речь, а также проблемы разработки методического аппарата для развивающего издания (В. П. Аникин, Н. В. Гавриш, А. В. Запорожец, В В. Здир, Ю. Г. Илларионова, Г. Клименко, А. Я. Мацкевич, М. Н. Мельников, А. И. Никифоров, В. Я. Пропп, Г. Светлова, В. Н. Телия, К. И. Чуковский); работы отечественных книговедов по проблеме подготовки книги для детей (С. М. Болховитинова, Н. М. Сикорский), в том числе ее иллюстрирования (Г. Г. Григорьева, Э. З. Ганкина, Б. Дехтерев, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова).

Материалом исследования послужили 20 изданий следующих серий: «Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста», «От слова к рассказу. Развиваем речь», «Развитие речи для малышей», «Тестовые задания для детей. Развитие речи», «Стихи для развития речи», «Логопедия», «Загадки», «Сказки» – для осуществления редакторского анализа языка и стиля произведений.  

Для создания концепции и при моделировании проекта книжного издания «Развиваем образную речь» главным образом использовались следующие издания: «Диагностика развития речи дошкольников: методическое пособие» (В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева, М. Н. Едакова) «Композиция изданий: Особенности проектирования различных типов изданий» (С. М. Болховитинова»), «Проектирование и анализ концепции книжного издания» (А. М. Лобин).

Исследование отличается практической новизной: ряд исследователей подчеркивает важность целенаправленной работы над развитием образной речи у дошкольников, но подобных изданий, которые были бы  востребованы педагогами (читателями-специалистами) и родителями (заинтересованными читателями), на книжном рынке нет. В нашей выпускной квалификационной работе предложена модель такого издания, реализованная в подготовленном нами оригинал-макете.

Структура работы соответствует ее цели и задачам. Она состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Во введении обосновывается актуальность темы, выявляются объект и предмет исследования, определяется цель исследования, ставятся задачи для достижения цели.

В первой главе рассматриваются видо-типологические особенности изданий по развитию образной речи.

Во второй главе определяется содержание работы редактора над изданием по развитию образной речи дошкольника, выявляются основные критерии редакторской оценки изданий по развитию образной речи и предъявляемые к ним требования. В ней также представлены результаты редакторского анализа отобранных для исследования изданий, дана оценка их внутренней и внешней структуры.

В третьей главе предложена концепция издания по развитию образной речи с учетом разработанных критериев и требований, обоснована модель и произведен расчет себестоимости издания «Развиваем образную речь». В заключении делаются выводы по всем главам и работе в целом.

Библиографический список содержит 65 источников, в списке проанализированных источников представлено 20 изданий.

В приложении показаны извлеченные из проанализированных источников примеры соответствия или несоответствия анализируемых материалов критериям книги для детей.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...