Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выводы по первой главе. Глава 2. Критерии редакторской оценки книги по развитию образной речи дошкольников. 2. 1. Оценка жанрового своеобразия произведений, входящих в состав изданий по развитию образной речи. Особенности языка и стиля




Выводы по первой главе

Итак, мы рассмотрели видо-типологические особенности развивающих изданий. Определяющей особенностью таких изданий является учет ограниченных возможностей читательской аудитории. Именно поэтому проектирование развивающих изданий должно вестись с учетом специфики восприятия и развития дошкольников.

Все дошкольники склонны к образованию выразительных средств, а значит, необходимо проводить целенаправленную работу по развитию имеющейся способности на каждом возрастном этапе. Но наиболее подготовленными для развития образной речи можно считать старших дошкольников ввиду тропеичности их речи, овладения ими монологической речью, а также способностью понимать иносказания (загадки, метафоры).

Подбор текстов, заданий, иллюстраций должен быть ориентирован на определенную возрастную группу (необходимо учитывать умения и возможности детей). Только в этом случае издание будет качественным и полезным.

Предметной областью развивающих изданий для дошкольников можно считать всю окружающую действительность, художественно-образное воссоздание явлений и характеристики объектов и людей, живой природы и материальной культуры, если это изображено в форме, доступной детскому восприятию (исключается лишь рассмотрение антивоспитательных и негативных явлений).

Тематическая направленность развивающих изданий должна отражать познавательный и воспитательный потенциал литературы для детей. В тематике могут отражаться различные стороны жизни общества, нравственные позиции, сложившийся общественный идеал, который влияет на характер предмета развивающих изданий.

Издания по развитию образной речи выполняют целый комплекс функций: развитие образной и связной речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словаря детей, развитие лексической и звуковой стороны речи. Такой объем функций связан с тем, что развитие образной речи невозможно без тех умений, которые мы перечислили, именно поэтому целесообразно создать многофункциональное издание. Так, работа по изданию, которое способно развивать образную речь, полезна и для общего развития речи.

ГЛАВА 2. КРИТЕРИИ РЕДАКТОРСКОЙ ОЦЕНКИ КНИГИ ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Под образной речью понимается речь яркая, эмоциональная, выразительная, насыщенная – в целом можно сказать, что это речь, реализующая эстетическую функцию языка. Владение образной речью подразумевает умение свободно обращаться с лексическим богатством языка, умение «рисовать словом». Такие, творческие по своей природе, умения формируются под воздействием художественной литературы.

2. 1. Оценка жанрового своеобразия произведений, входящих в состав изданий по развитию образной речи. Особенности языка и стиля

Роль художественной литературы и фольклора в речевом развитии дошкольников наиболее полно раскрывается в работах Л. М. Гурович, А. В. Запорожца, Н. С. Карпинской, Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой. Речь ребенка становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у него воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать при построении высказываний самые разнообразные выразительные средства.

Н. С. Карпинская, в частности, считает, что в рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность [30, с. 6].

Важнейшие источники развития выразительности детской речи, по общему мнению ряда ученых, – это произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки). Знакомство дошкольников с малыми фольклорными формами влияет на понимание роли выразительных средств (сравнений, метафор, синонимов и антонимов) [25, 30, 52, 59].

С помощью фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Далее рассмотрим основные жанры, которые могут использоваться в изданиях по развитию образной речи, определим критерии их редакторской оценки. Заметим, что в рассматриваемую систему нами включены и фразеологизмы, не являющиеся жанром, но играющие важную и незаменимую роль в развитии образной речи. Мы исходили из того, что образность речи – это выразительно-изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими и грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, особыми аффиксами, тропами и фигурами). А образные средства – это лексико-грамматические категории, для выражения которых используются все единицы языка (слово, словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое).

Работа с фразеологизмами должна привлечь внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам развивает осознание обобщенного смысла малых фольклорных форм («зарубить на носу» – запомнить навсегда; «повесить голову» – загрустить) [59].

При рассмотрении особенностей оценки произведений каждого жанра мы будем приводить примеры удачного или неудачного использования текстов, а также иллюстраций из конкретных изданий, которые были нами проанализированы. Назовем те из них, в которых найдены наиболее яркие примеры: «Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста», «От слова к рассказу. Развиваем речь», «Развитие речи для малышей», «Тестовые задания для детей. Развитие речи», «Конура с печной трубой», «Два веселых гуся», «Стихи для развития речи», «Теремок», «Три медведя», «Кот в сапогах», «Не лает, не кусает, а в дом не пускает», «Зимой и летом одним цветом».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...