Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.1.2. Сказки




В методике развития речи детей дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи дошкольников. Назовем некоторых ученых, проводивших данные исследования: Н. В. Гавриш, Г. М. Светлова, О. С. Ушакова, А. И. Никифоров. Все результаты свидетельствуют о возможности использования сказки для развития образности речи детей.

Определение, данное А. И. Никифоровым, гласит: «Сказки – это устные и письменные рассказы, составленные народом с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением» [41, с. 16].

Н. В. Гавриш пишет, что сказки незаменимы при работе с дошкольниками, поскольку они способны выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности ребенка, его образное и абстрактное мышление. Фантастический мир сказки, наличие в ней ирреальных, вариативных элементов, способность «приглашать к соавторству» позволяют слушателю преодолеть стереотипы мышления, комплексы отчужденности, пробудить «спящие», невыявленные творческие способности [13].

Опираясь на исследования ряда ученых, обозначим особенности сказок и поясним, какое значение они имеют для развития образной речи [13, 27, 30, 49].

1. В основе сказки всегда лежит метафора. Метафора в сказках, литературных аллегориях используется, чтобы выразить определенную мысль в непрямой и от этого наиболее впечатляющей форме.

2. Наличие в сказках уже знакомых дошкольникам, характерных только для данного жанра слов и оборотов (жили-были; по усам текло, а в рот не попало; долго ли, коротко ли).

3. Фантастический вымысел (характерно только для сказок), а также прием олицетворения.

Приведем пример фантастического вымысла в сказке «Кот в сапогах»: людоед в одно мгновение превращается во льва или мышь, что является незаменимым для развития сюжета («Не успел кот произнести эти слова, как перед ним уже оскалил пасть страшный лев»). В этой же сказке прием олицетворения: кот, который умеет разговаривать, а также, подобно человеку, устанавливает контакты с людьми, помогает своему хозяину стать богатым и жениться на принцессе. Прием олицетворения можно найти также в издании «Три медведя»: медведи имеют имена и отчества, разговаривают, используют бытовые предметы.

4. Четкие границы, контрасты (например, добро и зло, яркое описание внешнего вида положительных и отрицательных персонажей).

5. Значительная роль главного персонажа, его идеализация (главный герой – образец совершенства, доблести; героиня – воплощение молодости, красоты и душевного обаяния). Детей интересует описание его внешности, действий, характера. Сказки преподносят дошкольникам поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению.

Кот в сказке «Кот в сапогах» является главным персонажем, поэтому так подробно описаны все его действия. Все, что делает кот, вызывает одобрение и восхищение у дошкольников, поскольку кот проявляет изворотливость и смекалку.

В сказке не дана характеристика  и детальное описание внешнего вида героя (за исключением шляпы и сапог), что, с одной стороны, является неприемлемым для сказок. С другой стороны, отсутствие описания внешнего вида героя компенсируется подробным описанием его действий. А поскольку выше было выяснено, что действие является самым привлекательным в произведении для детей, следовательно, данная сказка оправданно помещена в издание для дошкольников.

Исходя из данных особенностей, уточним содержание работы редактора. В первую очередь он должен оценить, насколько разнообразны и доступны выразительные средства, используемые в сказке.

Далее редактор оценивает динамичность сюжета, обращает внимание на описание действий, событий, героев, насколько все это дает свободу воображения.

Особого внимания заслуживает образ главного героя сказки: поскольку он находится в центре внимания ребенка, то описание героя должно быть впечатляющим и запоминающимся.

Отдельно стоит отметить особенности языка сказки. С. Л. Рубинштейн определяет его следующим образом: «Живой и выразительный язык народной сказки изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. В сказках почти идеально расположены труднопроизносимые звуки, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся дошкольниками. Сказка раскрывает перед ребенком меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями» [46, с. 92].

Сказка рассчитана на образное восприятие слушателя. Произведение воздействует на воображение, вызывает душевный отклик, пробуждает чувство сопричастности. Описываемая ситуация создается в воображении посредством художественного слова.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...