Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выводы по второй главе. Глава 3. Авторский проект издания по развитию образной речи детей дошкольного возраста. 3. 1. Концепция издания «развиваем образную речь»




Выводы по второй главе

Таким образом, мы выяснили, что развитию образной речи способствуют следующие жанры: стихотворения (закрепляют определенные ассоциации, что способствует активному восприятию, возникновению своих ассоциаций, развитию образного мышления); сказки (позволяют преодолеть стереотипы мышления, пробудить невыявленные творческие способности); рассказы (способствуют запоминанию образных средств, за счет включения их в диалоги, описания динамичных событий, живого разговорного языка); малые фольклорные формы (развивают способность к анализу, обобщению, формируют умение самостоятельно делать выводы, умение ярко и лаконично передавать образы предметов); фразеологизмы (способствуют пониманию прямого и переносного значения слова, что приводит к уместному употреб­лению образных слов).

Как показал редакторский анализ конкретных изданий по развитию речи дошкольников, не всегда выполняются все требования к такого рода книгам, а значит, существует необходимость тщательной редакторской подготовки.

На основе выявленных нами критериев оценки произведений редактор работает также и над методическим аппаратом. При разработке правильного и полноценного методического аппарата редактору необходимо знать основные подходы и приемы работы с детьми над произведениями каждого жанра: игровое начало, словесные зарисовки, инсценировка, упражнения творческого характера. Основными принципами подготовки издания здесь должны быть последовательное формирование творческой способности дошкольников к восприятию и продуцированию образной речи и принцип обучения детей в режиме «диалогового» чтения.    

Иллюстрации в развивающем издании для дошкольников играют более значительную, по сравнению с текстом, роль. Именно поэтому подготовка и отбор иллюстраций требуют оценки редактора: они должны раскрывать идейно-образное содержание произведения; быть достоверными и полноцветными; должны быть освобождены от фона и лишних деталей. В ходе анализа изданий для дошкольников нами было выяснено, что помещение в издание неподходящих (по разным причинам) иллюстраций, является самой распространенной ошибкой. Следовательно, существует проблема более тщательной редакторской проверки иллюстрирования книги.  Поскольку ошибки встречаются также и в оформлении изданий для детей, следовательно, работа по проверке соответствия издания установленным стандартам также является необходимой.

ГЛАВА 3. АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ ИЗДАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

3. 1. Концепция издания «Развиваем образную речь»

Концепция издания – это замысел, который связывается с конструктивным принципом подготовки произведения к печати. В концепции отражается основная точка зрения редактора на издание – его состав, содержание и форму всех элементов, редакционно-технические и полиграфические средства исполнения.  

Дадим общую характеристику нашего издательского проекта. По читательскому адресу – развивающее издание для детей первой возрастной группы, отличающееся особым художественным и полиграфическим оформлением [1]. Издание является непериодическим, по знаковой природе информации определяется как смешанное, поскольку в нем содержится как текстовый, так и иллюстративный материал. По материальной конструкции – книжное, поскольку издание представлено в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала, имеет обложку.

В издание включены произведения различных жанров, отобранных с учетом читательского адреса и направленных на развитие образной речи. Кроме того, издание снабжено методическим аппаратом, который является необходимым в любом развивающем издании.

Далее подробно рассмотрим основные факторы, определяющие концепцию издания.

3. 1. 1. Видо-типологическая характеристика издания

Главными видо-типологическими признаками будущего издания являются читательская аудитория, а также целевое и функциональное назначение. Для начала следует подробно остановиться на обосновании выбора читательской аудитории.

Издание «Развиваем образную речь» предназначено для работы с детьми 5 – 6 лет. Исследуя особенности детей дошкольного возраста в целом, нами было выяснено, что развитию образной речи следует уделять внимание на каждом году жизни ребенка. Но к работе над произведениями более сложных жанров (загадки, стихи-перевертыши, рассказы) готовы лишь дети старшего дошкольного возраста. Они способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность и необходимость формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте.

Также в возрасте 5 – 6 лет начинается активное употребление определений, поэтому самое время работать над обогащением словаря образными средствами, над смысловой стороной слова: только углубленная лексическая работа формирует осознанное употребление языковых средств в речевом высказывании.

Старшие дошкольники уже могут отгадывать загадки, воспринимать игру слов и смысла в стихах-перевертышах, понимают фразеологизмы, что еще недоступно младшим и средним дошкольникам.

Увеличение активного словаря дает возможность ребенку полнее излагать свои мысли и строить высказывания, а значит, беседы и иные творческие задания, которые помещаются в развивающее издание, играют очень важную и полезную роль.

Хотя словарь старших дошкольников заметно расширяется, в подборе нужных слов (особенно при передаче оттенков значения, деталей) дети допускают неточности.

Возможны затруднения при употреблении синонимов, антонимов, омонимов. Именно поэтому включение в издание упражнений на закрепление навыков работы с данными языковыми единицами является целесообразным.

 

Вместе с тем нельзя не учитывать выявленную учеными способность старшего дошкольника творить метафоры (первая ступень абстрактного мышления и интерпретации чужих тропов), «склонность ребенка к тропеической интерпретации окружающей действительности», проявляемую, как правило, только в диалоге со взрослым [4, с. 22].

Итак, ориентация на старший дошкольный возраст позволяет сделать издание богатым по жанровому разнообразию и более информативным за счет увеличения текстовой части (что недопустимо в изданиях для младших дошкольников). Кроме того, увеличиваются возможности методического аппарата (включение заданий, которые недоступны детям младшего возраста, например, словесные зарисовки).

Далее рассмотрим целевое и функциональное назначение нашего издания.

Основной целью нашего проекта является развитие выразительности речи у старших дошкольников для сознательного пользования образными речевыми средствами.

Главным функциональным назначением нашего издания является развитие образной речи, формирование представлений у детей о средствах выразительности. Перечислим конкретные умения, на которые ориентированы упражнения в издании:

1) понимание фразеологизмов;

2) понимание смысла пословиц и поговорок;

3) составление монологов с использованием вырази­тельных средств языка;

4) умение подбирать синонимы и антонимы к словам, изолированным и предъявляемым в контексте;

5) понимание и овладение переносным значением многозначных слов;

6) способность детей воспринимать и выделять средства художественной выразительности в рассказах и сказках.

Нами было выяснено, что издание по развитию речи выполняет, как правило, несколько функций. Наш проект также, помимо основного назначения – развития образной речи – направлен на обогащение словаря, развитие связной речи (например, задание вспомнить и описать эпизод из сказки), развитие лексической стороны речи (задания на осмысление значения отдельного слова, словосочетания), формирование грамматического строя речи.

Поставленные задачи будут решаться жанровыми, редакционными и художественными средствами, то есть с помощью произведений различных жанров (больше фольклорных), а также при помощи разработанного методического аппарата и комплекса иллюстраций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...