Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Неклассическая эстетика и постмодернизм




1. НЕКлАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА И ПОСТМОДЕРНИЗМ

тате не прямого контакта с каким-либо объектом действительности, а в результате восприятия его заместителя.

Симулякр является призраком реального, миметической копией «реального без истоков и реальности» гиперреального. Симуляция настолько широкомасштабна, что она заставляет совпасть все реальное с моделями симуляции. При этом исчезает самое существенное - различие между симуляцией и реальным... Нет больше ни сущности и явления, ни реального и его концепта» (Философия эпохи постмодерна. - Мн., 1996. С. 34). Симулякр не просто подменяет реальность посредством предложения призраков вещей и вымыслов событий, но активно вымещает ее из опыта людей.

По своему смыслу понятие симулякра близко классическому понятию образа в произведении искусства. В отличие от классического понимания символа как подобия, имеющего в своей основе некий прообраз, симулякр - это подобие без прообраза.

Эклектика - смешение разнородного.

Эклектичность связана с уходом из искусства канона. Антиканоничность разрешила смешение стилей (пример тому - попытка совместить академический оперный стиль с эстрадной манерой - Н. Басков), жанров (мюзикл по законам поп-музыки - «Нотрдам де Пари»), видовых различий искусства (драматическая хореография с элементами декламации в манере пения - Б. Моисеев) и т. д.

Другим проявлением постмодернистской эклектики является ориентация на андрогинность и транссексуализм (Майкл Джексон - певец без пола, расы, возраста; нью-йоркский мужской балет и т. д. ).

Ризома - многовариантное, многонаправленное,   непредсказуемое развитие.

Идея ризомы была предложена Ж. Делёзом и Ф. Гваттари в качестве оппозиции структуре. Ризома возвращает представление о мире и его устройстве в модель хаоса. «В ризоме любая линия не обязательно ведет к лингвинистической линии: семиотические звенья любого типа связаны здесь с самыми различными способами кодирования, биологические, политические, экономические и др. цепи пускают в ход не только порядки различных знаков, но также и порядки вещей» (Философия эпохи постмодерна. -Мн., 1996. С. 12).

Понятие ризомы обусловлено возникновением синергетического подхода к развитию. Согласно синергетике, динамика развития - не всегда однонаправленный процесс. Чаще всего развитие осуществляется многонаправленно и непредсказуемо. В искусстве ризома проявляется во многих явлениях. Например, сюжеты современных сериалов лишены

Раздел 3. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКАXX ВЕКА

начала, конца и кульминации. Это элементарное отсутствие формы. Отсутствие формы сопровождается и отсутствием содержания. Современные зрители воспринимают сериалы эпизодично и при этом всегда остаются в курсе событий. Действие многорастянутого сюжета подобно спруту, оно «распластано» в разных направлениях. Главными героями могут оказаться совершенно второстепенные в предыдущих сериях персонажи.

Полилог - многозначность знака, его способность иметь множество смыслов в разных контекстах.

В современном московском театре режиссер Борис Юханов ставит «Фауста» с котами Куклачева в жанре феерии. Фауст и Мефистофель меняются местами: Мефистофель хочет стать чувствующим человеком, а Фауст ищет высшего знания. Сам режиссер называет спектакль только первой частью. По его утверждению, спектакль подобен ребенку: он должен расти, изменяться с каждым «прокатом» перед зрителем. Результат жизни, по мнению Юханова, не в смерти, а в каждой секунде проживания. Поэтому главное не сам спектакль как смысл творческого акта автора, а его динамика, постоянное обновление. Важно создать не один спектакль, дублируя его множество раз, а бесконечно интерпретировать, меняя его содержательность и расширяя смысловое пространство.

В современной литературе возникла металитература, основанная на неограниченном количестве комбинаций возможностей языковой игры гипертекста. Интеллектуальная проза приобрела жанровую развлекательность, рассказ соединился с показом. Появляются новые жанры: вестерн, фентези. В литературу вернулся герой, персонаж. Все это, соединяясь с интересом к классике, создает неограниченные возможности интерпретации. Один и тот же сюжет классического произведения создает множество «прочтений».

Паспарту - понятие, характеризующее возможность смещения смысловых акцентов. Это прием, который вообще отрицает наличие доминанты, показывает ее неустойчивость и легкозаменяе мость.

Паспарту - это рамка для картины, ее обрамление. Постмодернизм по-иному трактует это слово, придавая ему статус абстрактной категории в новой концепции. Паспарту - смена акцентов, особый сдвиг ракурса, влияющий на восприятие смысла.

В традиционном искусстве классической эстетики акцентируется главное, важное. Главное и наиболее значимое дополняется второстепенным. Паспарту позволяет говорить о главном, акцентируя второстепенные детали.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...