Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Неклассическая эстетика и постмодернизм




1. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА И ПОСТМОДЕРНИЗМ

Русские кинематографисты привнесли в кино такие приемы, как «розовая чернуха», визуальный стёб, развернутая киноведческая цитата, пародирование научно-популярных фильмов, «кино в кино», «транскино», глюкреализм. Часто герои русских телесериалов перемешаны с реальными людьми: вымышленные персонажи, которых исполняют профессиональные артисты, встречаются с настоящим Дмитрием Дибровым. Художественное и реальное не просто соседствуют, а становятся взаимозаменяемыми. Рождается понятие «эстетической повседневности». Искусство начинает существовать как особая «жизненная среда». Повседневность включается в круг культурного пространства. Все становится доступным для художественного отображения, наполненным значимым эстетическим смыслом.

Видео-арт - направление в искусстве 2-й половины XX века, творческая идея в котором осуществляется с видеокамерой. Образ его произведения изначально визуален. Возник видео-арт на основе концептуализма и абстракционизма. Он использует наработки в области синтеза искусств (светомузыки) при помощи монтажа, звука и цвета, создавая свой сюжет. Представителями видео-арта можно считать Ольгу Чернышеву (заменяет словесный текст на цифры) и Владимира Сальникова (его идея сводится к утверждению, что образы живописи не вербальны, но их можно представлять в виде терминов). В отличие от кино, в видео-арте нет фабулы. Ее создает сам зритель. Характерными проявлениями данного направления стали сильное эмоциональное воздействие и доступность восприятия.

Видеоклипы волшебно омолодили рок 80-х. Основная его идея - непонятное кажется великим. Для видеоклипа характерно отсутствие монотонности, моментальность, ритмичность, зрелищность. Восприятие в видеоклипе строится уже не по законам слышимого, а по законам видимого. Если звук вообще отключить, то видимое не становится невоспринимаемым. Оно по-прежнему привлекает быстрой сменой картинки изображений, спецэффектами, красками. Звучание в видеоклипе становится как бы второстепенным.

Новый жанр кино - «Мыльные оперы» - многосерийные фильмы с бесконечным продолжением. Они размножаются почкованием. Сегодня мыльные сериалы поражают многочисленностью, но далеки от разнообразия сюжетов. Все сюжеты перекликаются друг с другом: это либо провинциалы, покоряющие Москву, либо бедные наследники, неожиданно узнавшие об огромном наследстве, связанном с семейными тайнами, либо повседневные будни криминалистов или дальнобойщиков. Мир кино становится параллельным миром, который протекает не в отдалении от реального, а рядом с ним.

В музыке также наблюдается интерес к традиционному, но переосмысленному и перекомбинированному в коллажность и цитатность. Ком-

Раздел 3. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКАXX ВЕКА

позиторы постмодернизма (Штокхаузен, Булез, Картер, Крамб, Грэс, и др. ) стремятся к свободному сочетанию приемов европейской классики и элементов поп-, рок-, народной и неевропейской музыки. Ярким примером такого синтеза является «Терем-квартет». Среди одной из последних находок этого коллектива стало исполнение певцом В. Черновым знаменитых оперных арий в сопровождении этого ансамбля. Тембровые особенности звучания и специфика звукоизвлечения русских народных инструментов в сочетании с академизмом, соединенным с элементами эстрадного исполнения, придают классическим ариям совершенно новый колорит звучания. Особую значимость приобретают видимые эффекты (свет, пластика, одежда исполнителей, речь).

Постмодернизм в музыке особенно ярко проявляется в эстрадном жанре. Н. Басков (смешавший эстрадное и академическое пение), Б. Моисеев (размывающий грань между театральным и вокально-музыкальным), О. Газманов (певец без возраста), К. Орбакайте (танцующая певица или пытающаяся петь танцовщица), Н. Бабкина (совместившая фольклорность и поп-музыку, национальное и транснациональное) и т. д. Или такое явление, как «Старые песни» в новом исполнении. Песни, которые исполняет дочь (Орбакайте), были в репертуаре мамы (Пугачевой).

Идея «кодекса жестов» как выразителя внутреннего мира оказалась созвучной для исканий постмодернизма в балете. Цитатно-пародийное соединение элементов свободного танца, джаз-балета, танца модерн, драмбалета, пантомимы, акробатики, мюзик-хола, народного танца и балетной классики, их исполнение без музыкального сопровождения либо в сочетании с сольным и хоровым пением, речитативом, уличными звуками, резкие перепады настроений - все это становится характерными проявлениями современного балета. В балетное действо пришли элементы театральной игры, хэппинингов, танцевальных соло и дуэтов, построенных по принципу стоп-кадра в кино. Большое значение получает свободная импровизация, акцент на мимике, жесте, позе и динамике движения как основных элементах танцевального языка, узаконенность нетанцевальных поз (падения, перегибы, взлеты), элементов спортивной техники (боксирование, каратэ, теннис). Изменяется сам подход к пониманию тела, которое чаще рассматривается как инструмент, обладающий собственной музыкальностью. А. Прельжокаж, создавший стиль «оркестровки танцовщика», сравнивает танец с вазой, свет - с наполняющей его водой, а костюмы и декорации - с украшающими ее цветами. У вазы есть собственная красота, а остальное лишь дополняет и оттеняет ее. Постмодернистские поиски в балете связаны с именами С. Пэкстона, И. Ширианти, П. Бауш, М. Эка, М. Танаки и др.

Современный балет вбирает в себя элементы танцевальной культуры Востока (индийский классический балет бхарат-натьям, современный

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...