Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Неклассическая эстетика и постмодернизм




1. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА И ПОСТМОДЕРНИЗМ

Принцип паспарту возник не сегодня. Этим приемом уже пользовались импрессионисты в живописи. Смещение центра позволяло им создавать иллюзию движения, изменения.

Телесность - особая антитеза понятия духовности, опирающаяся на «феноменологию тела», физическую чувственность человека посредством «анатомических мерзостей» (Адорно).

Родоначальником этого понятия иногда считают маркиза де Сада. Сегодня это понятие представлено в творениях Ж. Батая, У. Берроуза, В. Ерофеева, В. Сорокина. Безобразное, доведенное до маразма, безнравственности и антиэстетичности, наделяется новой семантикой и считается достойным внимания.

Телесность может трактоваться и как новое понимание вещи, ее материальности и роли в арт-практике. Любой факт - вещь в культуре - может теперь восприниматься как текст, обладающий семантической и чувственной значимостью. Эстетическое осмысление вещи как феномена дал французский мыслитель Ж. Бодрийяр в контексте своей теории повседневности и глобального соблазна. Мир представляется ему как совокупность артефактов, объектов и симулякров.

Выдвижение новых категорий философами-постмодернистами вызвано не столько стремлением заместить основные категории классической эстетики, сколько попыткой объяснить изменения, происходящие в искусстве, и обусловлено сменой мироощущения современного человека.

1. 6. Художественная культура постмодернизма

Как художественное явление постмодернизм возникает в США, сначала в визуальных видах искусства, а в дальнейшем стремительно распространяется практически на все сферы искусства. Само явление постмодернизма первыми выделили политологи, социологи и представители естественных наук, придав ему прежде всего общекультурный смысл. Только затем о постмодернизме в художественной культуре заговорили философы и искусствоведы. Теоретиками художественного постмодернизма считают М. Маклюэна, С. Зонтага, Л. Фидлера, У. Эко, И. Хассана, Ж. Дерриду, Р. Барта и др.

Для постмодернизма в художественной культуре характерны: эклектика, пародийность, имитаторство, цитирование, комбинирование, стилизация, стремление к неопределенности, инновационная открытость, гедонизм и эротичность, телесность, театральность, преобладание футуроло-

Раздел 3. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКАXX ВЕКА

гии над теологией, мистериальность, ритуальность, деперсональность, случайность персонажа, неопределенность и неясность, акцент на неожиданном, удивительном, некоторая элитарность, эпатажность, репродуктивность, серийность, массовость, ироничность и др.

Если художественный авангард первой половины XX века порывал с традицией, то художественный постмодернизм стремится воспринимать мир как текст, игру знаков и смыслов. Постмодернизм в искусстве XX века требует деконструкции всего художественного наследия.

В настоящее время теоретики культуры различают западный (речь идет в основном о культурных регионах Западной Европы и Америки) и восточный (или русский) постмодернизм. Если западный постмодернизм связан с интересом к чувственности человека, эпатажности, отходом от социальных и политических проблем, то восточный наполнен политической тематикой, более интеллектуален, духовен и ироничен иногда до степени сарказма. Если западный постмодернизм больше тяготеет к визуальному восприятию, то восточный связан с литературой и театром (хотя все больше в последнее время проявляется в кино и музыке). Особенностью постмодернизма в России можно считать наличие общественно-политического контекста. Политическая тематика остается популярной в русском искусстве. Это приводит к своеобразной революции в сфере восприятия реальных политических конфликтов, которые становятся (не без участия СМИ) для большинства населения новой формой зрелищного детектива, транслируемого с «цветного» экрана.

Постмодернизм во многом обусловлен возникновением и развитием технических средств массовых коммуникаций (телевидения, видеотехники). Это связано с тем, что он изначально визуален. В архитектуре, живописи, кинематографе, рекламе он строится не на отражении, а на моделировании действительности и экспериментировании с искусственной реальностью (видеоклип, диснеевские аттракционы).

Сегодня в живописи постмодернизма можно условно выделить пять направлений:

метафизическое (для него характерны темы ностальгии по утраченному единству западной культуры, насыщенность символикой, вневременной мифологизм, мелодраматизация и др. ) представлено картинами К. Мариани, М. Мори, С. Кокса, Г. Груста и др.;

повествовательное (характерны этическая направленность, темы войны и мира, конфликтности и агрессии, слияния человека с природой, использование таких художественных приемов, как фото-, гипер-и традиционный реализм, абстракционизм и минимализм) - произведения Э. Лэсли, Ж. Била, Д. Хокни и др.;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...