Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Эстетика виртуальной среды и киберкультура




2. ЭСТЕТИКА ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ И КИБЕРКУЛЬТУРА

2. 5. Net-art и компьютерные технологии в искусстве

Возможности компьютерных технологий активно вошли практически во все области художественного творчества. Но влияние это условно можно проследить в трех относительно самостоятельных направлениях развития искусства:

• использование компьютерной техники в традиционных видах искусства (звуковые эффекты в эстрадных музыкальных жанрах, компьютерная живопись);

• появление компьютерных двойников у разных видов искусства: компьютерное кино и мультипликация, компьютерная литература, компьютерная музыка и т. д., основанные на компьютерных технологиях («Шрек»);

• появление влияния элементов компьютерных технологий в искусстве вне компьютера (фэнтези как жанр литературы, образ Масяни на телевидении и др. );

• Net-арт - специфически интернетовское искусство, не имеющее аналогов в искусстве.

Компьютеризация кино проявилась в рождении новых художественных приемов: морфинг (превращение одного объекта в другой путем постепенной его деформации), компоузинг (заменивший комбинированные съемки и позволяющий затормозить движение, превратить трехмерный объект в двухмерный, анимировать тень) и т. д. Появляются и новые персонажи, среди которых киборги, биороботы, зомби. Они, как правило, лишены личностного начала или создают иллюзию специфического, сконструированного характера.

Происходит рождение и совершенно новых видов художественной деятельности: компьютограф (или дигитограф), вид цифровой фотографии, не требующий фотопленки.

Новым для человека стало и интерактивное телевидение, принесшее такой вид творчества, как сёрфинг - импровизационный зрительский монтаж, выбор ракурса, элемента, направление просматриваемого материала самим зрителем.

В литературе возникает явление гипертекста - текста, не требующего изложения на бумаге, а воспроизводимого компьютером в виде многовариантного развития сюжета.

Компьютерная виртуальность создала не только новую живопись, изображением в которой стало безматериальное воплощение видимого. Художник может бесконечно «работать» с уже готовым изображением: увеличивать, растягивать, расплющивать, мять, процарапывать, размазывать, перемещать и т. д.

Раздел 3. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКАXX ВЕКА

Новые технологии обогатили и музыкальное искусство, не только наполнив его новыми тембрами, звуковыми эффектами, резонансно-техническими возможностями, но и создав то, чего раньше вообще не было. Например, появляются синтезированные комплексные инструменты типа воздушной скрипки, барабанного рояля. Компьютер позволил создать, озвучить неслышимую до этого музыку человеческого тела, т. н. биомузыку, фиксирующую изменения биоритмов человеческих органов. Кроме того, сегодня существует огромное поле для создания новых, неприродных, звуковых эффектов.

Происходит виртуализация процессов психологии человека: флуктуация, конструирование, навигация, персонификация, имплозия, адаптация.

Возникновение Net-арта обусловлено рождением в 1993 году новой системы коммуникации, созданной учеными Америки на случай атомной войны и получившей название Интернет. Поэтому то, что сегодня уже названо Net-артом (сетевым искусством), иногда шутливо называют «искусством конца света».

Net-арт - это синтез экранного искусства (видеоарта) и новых компьютерных технологий, определяющих новый способ создания экранной продукции.

Первые опыты творчества напоминали наскальные орнаменты, представляя собой цепочки-рисунки, состоящие из разных комбинаций всех значков, имеющихся на клавиатуре. Первооткрывателями нового творчества стали О. Лялина, А. Шульгин и Джоди (Jodi) - создатели первых интернет-проектов, определившие и новые возможности для творчества в условиях сети Интернет.

Для них Net-арт - это получение новых технологий творчества, в котором главными средствами выразительности становятся не картинка экрана, а связь или ее обрыв. Поэтому Net-арт может существовать только в сети. Выходя за ее пределы, Net-арт теряет главные свои свойства: недолговечность, процессуальность и интертекстуальность.

Главным понятием Net-арта становится гипертекст - особая структура текста, наполненная ссылками, каждая из которых сама по себе есть не только цитата, но целый текст. Поэтому цитатность гипертекста становится безграничной и саморазрастающейся. Управляет гипертекстом не автор, а зритель, который становится не просто со-автором, но пользователем. Сетевое искусство разрушает отношения автор-зритель, заменяя их творческим сотрудничеством, где нет главного, а все являются равнозначными фигурами.

Net-арт - это не просто новая форма творчества, это среда, предоставляющая человеку новые возможности для творчества, в которой нет «арт-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...