Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Эстетика виртуальной среды и киберкультура




2. ЭСТЕТИКА ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ И КИБЕРКУЛЬТУРА

 Негативными сторонами электронной цивилизации являются:

• усиление опосредованности взаимодействия человека и природы техникой, приводящее ко все большему отдалению человека от естественной среды;

• опасность появления информационно-бюрократической машины контроля человека и общества;

• факт того, что человек может стать одним из видов сырья, подлежащего обработке средствами компьютерной технологии;

• возможность выхода информационных процессов из-под контроля человека.

Ситуация пост-постмодернизма - это новая заданность отношений человека с миром, где меняется не только то, что выступает посредником в этих отношениях, но и сам характер опосредования. Если посредником становится новая компьютерная техника, то понятием, определяющим характер опосредования, начинает выступать технологичность.

Ситуация киберкультуры выдвигает новые проблемы:

• новое осознание роли человека в технотизированном мире и его существование среди машин;

• формы и способы существования человека, опосредованные техникой;

• приспосабливание всей системы жизнедеятельности к принципиально новым видам распределения результатов жизнедеятельности человека и машин;

• новые формы социальности, обусловленные опосредованностью и доступом к технике и технологии;

• переориентации всей системы воспитания и образования.

2. 3. Новое мироощущение и перспективы эстетики в XXI веке

Новое мироощущение современного человека начало свой отсчет времени после событий 11 сентября 2002 года, когда человечество ясно ощутило тревогу за стабильность и гарантированность мира. Многие вещи, ставшие гарантами стабильности в мире XX века, сегодня перестают быть таковыми. Сегодня уже совершенно ясно, что не все научные открытия - это благо для человека (покоренный атом, генетические опыты и др. ). Техника и огромный накопленный потенциал оружия в мире не способны сегодня гарантировать устойчивость мира, в котором на первое место выдвигается человеческая коммуникация. Война сегодня стала не-

Раздел 3. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКАXX ВЕКА

видимой и неуправляемой технически (об этом свидетельствуют терракты, осуществляемые практически во всем мире).

XXI век столкнулся и с проблемой человека нового типа, сочетающего или противопоставляющего в себе успешность и нравственность, образованность и неинтеллигентность. Ярким прообразом такого человека стала Масяня, родившаяся в Интернете, благодаря Олегу Куваеву.

Мир сегодня многими людьми все чаще ощущается как пародия. Он наполнен не только трагическими мотивами, но и иронией. Этот иронизм возникает от опосредованности восприятия мира человеком культурой и техникой. Сегодня человек не просто существует, а находится в «объятьях культуры» (Кутырев) и технологий, из которых он не может освободиться, так как они все чаще оказываются слишком навязчивыми. Поэтому и сама культура все чаще называется современными философами посткультурой (Бычков).

Глобализация, способствующая открытости мира, все больше настораживает. Интернеттехнологии создают проблему незащищенности конфиденциальной информации, создают возможность для вторжения в индивидуально-интимный мир человека без его ведома. Поэтому, возможно, «открытость» мира скоро сменится тягой к его «закрытости».

Современный человек все больше тоскует по личному, индивидуальному, душевному, простому и естественному. Сегодня наблюдается возрождение интереса к национальному своеобразию в искусстве. Творчество становится менее требовательным и пускает в сферу художественного «непрофессиональное» творчество, в котором главным критерием становится не искусность исполнения, а искренность переживания.

Проблема создания новой эстетики технизированного мира поднималась философами еще до возникновения компьютерных технологий. Среди тех, кто первым обратил внимание на совершенно новый тип эстетических отношений, обусловленных техническими посредниками, был Карл Ясперс (1883 - 1969). Ключевым понятием для нового направления Ясперс называет особую целесообразность, которая, по его мнению, входит в человеческое бытие и создает особую красоту, связанную не с украшением вещи, а с ее целесообразностью. Таким образом, красотой становится сама целесообразность, способная вызывать у человека восхищение и восторг. Техника, по Ясперсу, создала новый вид красоты, лишенной самой себя, но способной вызывать позитивное переживание у человека, вступающего с ней в контакт.

Виртуальность способна изменять не только представления о красоте как объективном свойстве окружающего человека мира, но и самого субъекта эстетического переживания.

Алвин Тоффлер (р. 1928) пишет о том, что человек в информационном обществе станет другим. Распространение надомного труда, обеспеченно-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...