Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Эстетика виртуальной среды и киберкультура




2. ЭСТЕТИКА ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ И КИБЕРКУЛЬТУРА

мафии», и художник предоставлен сам себе. Его не ограничивает ничто и не обязывает никто. Единственным ограничением становится Сеть, за рамками которой заканчивается и Net-арт.

В Net-арте нет разделения на искусство и не-искусство, все образы однозначны и построены по принципу игры и карнавала, в пространстве которых существует возможность для человека самовыразиться. Средством самовыражения в сетевом искусстве становится сама Сеть.

Net-арт активно строит свою игру на принципах, разработанных неклассической эстетикой. Так, О. Лялина создает проект «Агата», в котором главными персонажами становятся виртуальные Адам (из Интернета) и Ева - Агата (из реального мира). Проект основан на принципах кино, но содержит игровое начало гипертекстуальности, доведенной до абсурда.

Проекты Net-арта тяготеют к художественности: они пытаются отражать и предвидеть, предчувствовать последствия «новых игр» человечества. Например, проект А. Дулерайна и С. Корякина «Иван-Дурак» классифицируется самими авторами как киберкомикс, соединивший в себе сюжеты русских народных сказок, компьютерные технологии и философию Д. Андреева, изложенную в его книге «Роза мира». Художественность Net-арта определяется его сюжетностью и тяготением к кино. Но от кино его отличает отсутствие монтажа. Монтаж в Net-арте представлен особой концептуальностью, заданностью игровых правил, последовательностей и ролей участников.

Net-арт - проявление конвергенции - идеи слияния на единой цифровой основе разных форм творчества. Возможно, что в Net-арте человечество получит новый синтез искусства, отличающийся принципиально новым основанием в виде цифр-знаков. Это будет искусство, не имеющее национальных границ и барьеров, способное преодолевать все разделяющие людей преграды открытого общения (языки, расстояния, культуры, предпочтения). Но возможен и другой исход этого направления. Именно о нем рассказано в проекте Дулерайна-Корякина «Иван-Дурак», в котором Интернет становится гигантским пауком, пожирающим человечество, его интеллект и делающий человека рабом Сети.

Совершенно очевидно, что сегодня эстетика как наука является особенно актуальной, так как именно она занимается возможностью проявления в человеке его высших предназначений, закономерностями его самореализации в мире через творчество. Предметное поле для эстетических исследований огромно. Поэтому позволим себе заметить, что у эстетики как науки есть будущее.

Раздел 3. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКАXX ВЕКА

Постмодернизм и пост-постмодернизм как типы мироощущений человека в культуре XX века

Таблица

Культурные ситуации

МОДЕРНИЗМ ПОСТМОДЕРНИЗМ

Характерные проявления

утрата веры в новое, отказ от изучения действительности, фрагментарность, стремление разрушить то, что уже стало привычным, направленность на сопоставимость, коллажность; скрытая эпатажность, тяготение к жанровой неопределенности, эклектизм пародийность, имитаторство; стилизация, тесное взаимопроникновение философии, эстетики и искусства; стремление к неопределенности, инновационная открытость, преобладание футурологии над теологией, мистериальность, ритуальность; имперсональность, случайность персонажа, акцент на неожиданное, удивительное, элитарность и претензия на интеллектуализм, высокую образованность, вульгарность; отсутствие интереса к глобальным проблемам человечества, иронизм отсутствие чувственной осязательности при восприятии объекта; беспредметный контакт с миром, неустойчивость; неограниченность, многовариантность, интерактивность, высокая степень абстрагирования от реальности; многофокусированность зрения, недифференцированность живого и неживого; метод сканирования живых актеров и работа с ними, намеренный перфекционизм (незаконченность); зрелищность и акцент на сопоставлении ожидаемого и неожиданного, тяготение к жанровой определенности, упорядоченности, грандиозности и мужественности, искренность и желание аутентичности  

Новые понятия

Текст, Тафталогия, Ризома, Коллаж, Паспарту, Деконструкция, Симулякр, Интертекст, Полилог, Эпистема гипертекст, технообраз, виртуальная среда, транссентиментализм, морфинг, компоузинг, сёрфинг, Net арт, киберкультура

2. ЭСТЕТИКА ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ И КИБЕРКУЛЬТУРА

Вопросы и творческие задания

1. С возникновением каких технологий связано развитие новых идей в современной эстетике, получившей название «эстетика виртуальной среды»?

2. Какова роль технических новаций в системе коммуникации и информации в динамике постнеклассической эстетики?

3. Какие новые понятия и протокатегории появились в результате развития эстетики виртуальной среды?

4. Охарактеризуйте наиболее яркие направления искусства, связанные с компьютерными технологиями.

5. Приведите примеры Net-арта

6. Проведите дискуссию на тему " Искусство и компьютер".

Темы для рефератов

7. Информационные технологии в эстетике.

8. Эстетика Net-арта.

9. Художественные возможности виртуального мира.

10. Перспективы и новации сетевого искусства.

11. Виртуальность как художественная среда.

12. Компьютер как средство художественной деятельности.

13. Искусство как информационное поле.

14. Искусство как коммуникация.

15. Гипертекстуальность в разных видах художественной деятельности.

Советуем прочитать

1. Кутырев В. А. Культура и технология: борьба миров. - М., 2001.

2. ТоффлерА. Футурошок. -СПб., 1997.

3. Искусство в контексте информационной культуры. - М., 1997.

4. Кому будет принадлежать консциентальное оружие в XXI веке? - М., 1997

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...