Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современная теория фирмы (неоклассический и неоинституциональный подход).




Современная фирма. Особенности фирменной структуры российской экономики.

Фирма — субъект рыночной экономики, самостоятельный экономический субъект, занимающийся коммерческой и производственной деятельностью и обладающий обособленным имуществом. Фирма – понятие широкое, поскольку представляет собой организацию, владеющую предприятием и ведущую на нем свою производственно-хозяйственную деятельность.

Особенности фирменной структуры российской экономики:

· Преобладание крупных производственных предприятий, большое количество олигополий и монополий;

· Низкая доля малого и среднего бизнеса в экономике;

· «Сетевая» структура взаимодействия между фирмами: заключаю сделки с тем, кого знаю и доверяю, а не с тем, с кем эффективней;

· Краткосрочный-среднесрочный горизонт планирования деятельности фирмы => недостаточный объем инвестиций в модернизацию оборудования и т.п.

· Ассиметричное распределение по территории России: резко преобладает Центральный регион — Московский столичный, второй город страны — Санкт-Петербург — по параметрам городской среды, функциям и доходам явно уступает Москве. Противоположный столице полюс составляет громадная территория и слабозаселенная периферия.

· Оборот организаций в 2014 году в разрезе видов экономической деятельности

Наименование Оборот организации (без НДС, акцизов и других аналогичных платежей) - всего
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 35 543 536 018
обрабатывающие производства 29 688 474 465
добыча полезных ископаемых 9 787 848 256
раздел i транспорт и связь 9 502 607 114
производство кокса и нефтепродуктов 8 681 007 431
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 8 636 917 732
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 7 925 698 952
раздел k операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 5 504 352 358
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 4 515 519 199

 

Современная теория фирмы (неоклассический и неоинституциональный подход).

Неоклассическая теория фирмы

Основы современной микроэкономики были заложены неоклассической экономической теорией, сформировавшейся в конце XIX века. Общеизвестно, что базовой единицей микроэкономического анализа, главным субъектом микроэкономики является фирма.

Роль фирмы в теории неоклассического анализа

Действительно, фирма в лице продавца осуществляет продажу товара на рынке, она определяет потребительский спрос. И хотя косвенно подразумевается приоритетная роль фирмы в теории микроэкономического анализа, на самом деле фирме отводится подчиненное место. Второстепенность положения фирмы объясняется доминированием технологического подхода в трактовке фирмы неоклассиками, согласно которому имеет место ситуация четкого разграничения функций фирмы и рынка. Так, прерогативой деятельности фирмы является сфера производства, иными словами, фирма обеспечивает трансформацию ресурсов в готовые блага. Рынок специализируется исключительно на актах обмена. Роль фирмы в неоклассической теории сводится к выполнению чисто технической задачи – преобразовать редкие ресурсы в полезные блага. В связи с этим вырисовывается «портрет» фирмы как производственной функции, выражающей зависимость между результатами производства и затраченными факторами (Напоминаем, что производственная функция показывает соотношение между количеством затрачиваемых фирмой ресурсов в единицу времени (сырьем, трудом, капиталом, землей, предпринимательским талантом) и количеством получаемой продукции за тот же период. Это соотношение можно представить в виде функции: Q = f (a, b, c, d), где a, b, c, d – затрачиваемое количество различных видов ресурсов, Q – количество произведенной готовой продукции).

Технологические преимущества фирмы

Поскольку соотношение ресурсы – блага зависит не только от количества применяемых в производстве ресурсов, но и в значительной мере от их комбинации, то определенное место в микроэкономическом анализе фирмы отводится оценке используемой фирмой технологии. По мнению представителей неоклассической школы, технология, как определенное соотношение факторов производства, обуславливает размер фирмы. Инструментами анализа служат:

• экономия на масштабе производства (эффект масштаба);

• экономия от разнообразия.

Эффект масштаба

Эффект масштаба достигается на крупных фирмах с помощью применения мощного, высокоспециализированного и более продуктивного оборудования. Использование эффективного оборудования обеспечивает фирме снижение средних издержек, приходящихся на единицу произведенной продукции. Получение экономии от разнообразия происходит за счет соединения на фирме нескольких различных видов деятельности, в результате чего фирма имеет существенное снижение затрат.

Деятельность фирмы на рынках совершенной и несовершенной конкуренции

Наряду с выбором ресурсов, технологии и изготовлением продукции, «поведение» фирмы в неоклассической теории связано с разработкой стратегии в зависимости от типа рынка, на котором она работает. В случае совершенной конкуренции рынок назначает фирме соответствующий уровень цен на ресурсы и произведенную продукцию. В данной ситуации задача фирмы сводится лишь к определению объема производства, при котором может быть получена максимальная прибыль. Работа на рынке несовершенной конкуренции дает фирме больший уровень полномочий. В этом случае фирма определяет наряду с объемом производства и уровень цен, при которых достигается максимизация прибыли. В неоклассической теории предполагается ситуация ухода из отрасли тех фирм, деятельность которых не связана с выполнением задачи максимизации прибыли.

Экономия от разнообразия

Подводя итог определения места фирмы в неоклассической теории, можно сделать вывод о некоторой завуалированной и обезличенной роли фирмы. Фирма видится как некий «черный ящик», у входа в который сосредоточены ресурсы, на выходе – готовый продукт. Трансформация ресурсов в готовые блага осуществляется в соответствии с характером применяемой производственной функции и той внешней средой (типом рыночной структуры), которая предопределяет способ максимизации прибыли как целевой функции фирмы.

Неоинституциональная теория фирмы

В центре внимания неоинституциональной теории стали отношения, складывающиеся внутри экономических организаций – фирм. Основным инструментом анализа явилась категория трансакционных издержек. Все это сделало возможным наблюдать происходящие процессы и формирующиеся взаимоотношения внутри фирмы, то есть позволило заглянуть в глубину «черного ящика» с тем, чтобы определить истинную сущность фирмы. Неоинституциональная теория произвела смещение акцента с анализа трансформационных (производственных) издержек на трансакционные издержки. Смена приоритетов была продиктована, прежде всего, модификацией и изменением условий функционирования экономики. Как известно, неоклассическая экономическая теория признает факт равенства трансакционных издержек нулю. Это означает абсолютную информированность экономических агентов о рынке и рациональность их действий. Практический опыт демонстрирует обратное. 1. На самом деле экономические агенты обладают ограниченной рациональностью. Ограниченная рациональность проявляется в неравномерном доступе экономических агентов к информационным источникам (асимметричность информации), а также в их неспособности наилучшим образом проанализировать полученную информацию. 2. Реальная экономика характеризуется наличием фактора неопределенности, который связан с возможным отклонением реальных выгод от прогнозируемых значений. Наличие в хозяйственной деятельности дополнительных ограничивающих факторов (асимметричность информации и риск) заставляет экономических агентов устранять или, по крайней мере, смягчать действие этих факторов, т. е. нести трансакционные издержки. Почему же в неоклассическом анализе категория трасакционных издержек не принималась во внимание? Каким образом произошло, что трасформационные издержки в неоклассике получили всеобъемлющее распространение и стали базовой оценочной категорией? В чем заключается важность и необходимость учета величины трансакционных издержек в хозяйственной деятельности?


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...