Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Государственное, общественное и частное призрение в России во второй половине XIX - начале XX в. Расцвет благотворительного движения




Цель и задач и: раскрыть причину бурного расцвета, основные направления частной благотворительности, как в столичных городах, так и в российской провинции, связать формирование филантропических организаций с процессом становления гражданского общества, выявить основные тенденции в складывании государственной системы социальной помощи

Компетенции: ОК-8. ОК-9, ПК-13, ПК-32

 

План занятия:

1. Причины, предпосылки и условия расцвета филантропического движения в России в пореформенный период

2. Роль земств в организации социальной помощи населению

3. Основные сферы деятельности частной и общественной филантропии

4. Характер организации, структура, состав, уставы, отчёты благотворительных организаций. Источники изыскания средств на филантропическую деятельность

5. Организация благотворительных обществ в Смоленской губернии. Вклад смолянок в развитие социальной помощи в губернии

6. Войны и благотворительное (патриотическое) движения общества. РОКК, сестры милосердия

7. Разработка проектов государственного социального обеспечения в 1910-е годы

· Принятие закона о страховании

· Проекты об охране материнства и младенчества

Содержание занятия: Российские реформы 60 – 70-х гг. и их влияние на развитие государственного, общественного и частного призрения. Процесс формирования гражданского общества в России. Создание в 1864 г. земских органов управления. Создание в 1870 г. городских органов местного самоуправления. Возложение на земства функций благотворительности и попечения. Основные направления деятельности земств: расширение системы призрения; попытки предупреждения «обеднения» отдельных лиц и целых семей; реорганизация богадельных домов; расширение системы призрения в области воспитания детей; организация особых пенсионных касс; создание обществ взаимного вспомоществования. Значительная роль земских учреждений в росте благотворительности во второй половине XIX в. Работа над составлением Устава об общественном призрении. Складывание общих представлений о принципах, видах и способах государственного призрения, о категориях призреваемых, размерах помощи и обязанностях благотворительных организаций. Деятельность на рубеже XIX – XX вв. в области социального страхования рабочих. Первые исследования по явлениям социальной патологии. Социальная работа по борьбе с пьянством, проституцией, нищенством, самоубийствами и детской смертностью. Деятельность Государственных Дум по вопросам социального обеспечения и страхования. Деятельность Временного правительства в области призрения. Министерство призрения.

Деятельность обществ управляемых на особых основаниях: Императорского человеколюбивого общества, Ведомства учреждений императрицы Марии Фёдоровны, Российского общества Красного Креста, Александровского и Алексеевского комитетов, Романовского комитета, общества Синего Креста. Деятельность Попечительства о домах трудолюбия и работных домах. I съезд русских деятелей по общественному и частному призрению в марте 1910 г.

Общества и союзы действующие на территории отдельных губерний и уездов. Деятельность благотворительных обществ и организаций на территории Смоленской губернии, специфика категорий нуждающихся. М.К. Тенишева, Е.К. Святополк-Четвертинская. Семейство Барышниковых. Сестры милосердия.

Расцвет частной благотворительной деятельности на рубеже XIX – XX вв. Мотивы и аргументы в пользу благотворительности. Поощрение и льготы государства, для благотворителей и меценатов. Активная роль русских женщин в частной благотворительности. Меценатство, филантропия, благотворительность.

Благотворительная деятельность промышленников и купцов. Морозовы, Демидовы, Щукины, Рябушинские, Третьяковы, Хлудовы, Бахрушины и др.

Отход русской православной церкви от дел благотворительности к середине XIX в. Возрождение церковной благотворительности связанно с реформами Александра II.

Благотворительность церкви в годы Первой мировой войны. Движение сестринского милосердия.

Становление системы социального страхования в начале ХХ в. Охрана материнства и младенчества. Разработка курса реформ.

Крайне неравномерная благотворительная деятельность церкви, отсутствие взаимосвязи с другими организациями и обществами занимающимися призрением.

 

Основная литература:

1. История социальной работы: Учебник / ред. В.И. Жукова. М.: изд. РГСУ. 2013. 400с

2. Мицюк Н.А. «Вера, Надежда, Любовь». Патриотизм смолянок в условиях военного времени дореволюционной России // Родина. 2013. № 9. С. 92-96

3. Мицюк Н.А. «Делай добро, Христа ради!»: Организованная и частная благотворительность дворянок в провинции во второй половине XIX века // Вестник Тверского государственного университета. Серия: История. 2012. № 14. Вып. 2 / Ответств. за выпуск д.и.н. А.В. Белова. С. 65-79

Дополнительная литература:

1. Памятные книжки Смоленской губернии за 1856-1915 годы

2. Благотворительность в России. Т. I., Т. II / сост. А. Тулубьев. СПб. 1909

3. Муравьева М. Государственное призрение проституции в предреволюционном Петербурге / Нужда и порядок: история социальной работы в России, XX век / сб. науч. ст. ред. П.В. Романова, Е.Р. Ярской-Смирновой. Саратов.: Научная книга. 2005. С. 158-204

4. Мицюк Н.А. «Женский патриотизм» в контексте дореволюционной российской провинции. / Патриотизм и гражданственность в истории России: сб. материалов международной научной конференции. Спб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2013. С. 137-142

5. Мицюк Н.А. Благородные дамы – зачинатели организованной социально помощи детям дореволюционной России (на материалах Смоленской губернии) // Отечественный журнал социальной работы. 2013. №2. С.43-53

6. Уставы и отчёты о деятельности различных благотворительных организаций

 

Темы рефератов:

1. Известные меценаты и благотворители России пореформенного периода.

2. М.К. Тенишева, Е.К. Святополк-Четвертинская и их вклад в развитие социокультурной жизни Смоленщины

3. Женское феминистическое движение и их деятельность на ниве социального призрения

4. Первая попытка изучения деятельности благотворительных обществ. Обращение исследователей к изучению проблемы социальных патологий.

5. Меры по борьбе с проституции и заразными заболеваниями

6. Особенности деятельности организаций Красного Креста, Зелёного Креста и Синего Креста в России

7. Деятельность Смоленского земства в оказании социальной помощи

Проблемные вопросы и задания:

1. Организации работы студентов по поиску, анализу, систематизации источников, связанных с проблемой благотворительности в России. Для этой цели студентам предлагается изучение следующего рода источников: Уставы и отчёты благотворительных организаций, Памятные книжки, Статистические сборники благотворительных организаций в России.

1) Уставы и отчёты организаций.

Источник: РГБ, РНБ (уставы дореволюционных организаций, находящихся в свободном пользовании ив электронной форме), хрестоматии, Смоленская универсальная библиотека (фонд редких книг)

Студенты должны изучить особенности составления уставов и характер отчётной деятельности благотворительных обществ.

· Состав,

· Характер функционирования,

· Источники сбора средств.

2) Работа над статистическим сборником: Благотворительность в России. Т. I., Т. II / сост. А. Тулубьев. СПб.

Выбрать раздел «Смоленская губерния», изучить его и заполнить таблицу. Благотворительные общества в Смоленской губернии в начале XX века.

 

Направление социальной деятельности Количество благотворительных организаций Число исключительно женских организаций
Помощь детям-сиротам    
Помощь учащейся молодёжи    
Помощь вдовам, одиноким бедным женщинам    
Помощь людям с ограниченными возможностями    
Помощь воинам и семьям военных    

 

3) Изучить Памятные книжки Смоленской губернии с 1856 по 1915 годы. Проследить эволюцию благотворительной деятельности населения. Для этого необходимо сравнить, как изменялось количество благотворительных организаций, основные направления деятельности

 

2. Организация работы студентов по базе «Электронной научной библиотеки» (e-library). Студенты регистрируются на сайте научной базы. После этого они должны организовать поиск по запросам: «благотворительность», «меценатство», «социальная помощь». Цель поиска – определить степень изученности данной проблемы, какие аспекты затрагиваются.

4) Известно, что русские женщины принимали самое активное участие в филантропическом движении пореформенной России. Как вы считаете, что предопределило их интерес к этой сфере деятельности? Почему быть благотворителем было чрезвычайно почётной миссией в дореволюционной России?

5) Изучите основные вехи государственно политики в области социальной помощи населения: от принятия закона об организации земств, до введения системы социального страхования. Заполните хронологическую таблицу.

Социальное законодательство (название) Год принятие Основное содержание Недостатки
       

 

6) Работа с фотоматериалами. Группе студентов поручить сбор дореволюционных фотографий, плакатов, отражающих благотворительную деятельность в России. Составить презентацию из найденных материалов.

7) Сравните основные достижения в области социального законодательства, филантропического движения в России и ведущих западных государств к началу Первой Мировой войны.

 

Материал для самостоятельно изучения:

Мицюк Н.А. «Вера, Надежда, Любовь». Патриотизм смолянок в условиях военного времени дореволюционной России // Родина. 2013. № 9. С. 92-96

Смоленск, являясь щитом Российского государства, на протяжении веков становился цитаделью в противостоянии с вражескими силами. Смоляне упорно сражались с противником, демонстрируя силу народного духа, героизм и храбрость. В то время как подвиги смолян-мужчин являются предметом изучения историков, заслуги смолянок выпадают из исследовательского интереса. Кроме Василисы Кожиной, отличившейся в ходе Отечественной войны 1812 года, «женский фон» войны остается во многом безликим и слабо репрезентированным в историографии. Влияние войны на повседневную жизнь женщины дореволюционной России, её социальный статус, гендерную идентичность явились предметом исключительных работ, среди которых выделяются труды научной школы Н.Л. Пушкарёвой. В данной статье представлена попытка анализа основных форм «женского патриотизма», проявившихся в среде российской провинции. Использование разнородного по характеру материала (делопроизводственные документы, ego-документы, материалы периодической печати) Смоленской губернии, находившейся в эпицентре тыловой работы, позволяет выделить многочисленные формы и мотивы женского участия; выявить гендерную специфику влияния войны на мир женской повседневности, оценить «женский подвиг» и формы «женского патриотизма» в контексте военного времени.

Первая волна «женского патриотизма» в Смоленской губернии была обусловлена участием России в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов. И если в ходе Крымской войны смолянки ограничились устройством благотворительных балов и спектаклей, то в 1870-е годы провинциалки стали проявлять большой интерес к деятельности сестёр милосердия, вовлекаясь в активную помощь армии. Еще во время Крымской войны на практике продемонстрировал успехи женщин в данной сфере – Николай Иванович Пирогов. Впервые подготовкой сестёр милосердия на Смоленщине стало заниматься местное отделение Общества попечения о раненых и больных воинах в Смоленской губернии, основанное в 1870 году. Заботы Общества по подготовке сестёр милосердия нашли одобрение на высшем государственном уровне, сама императрица Мария Александровна выразила благодарность Обществу.

В социальном отношении среди сестёр были представительницы различных сословий: дворянки, из семей духовенства, мещанки, крестьянки. Провинциальные сестры милосердия выбирали эту нелёгкую сферу деятельности, руководствуясь, скорее, чувством долга и служения Отечеству, нежели желанием заработать на жизнь. Доказательством явилось то, что первые сестры милосердия отказывались служить в мирное время, но в один голос заявляли: «В случае если бы открылась нужда послужить Отечеству уходом за больными и ранеными воинами…, они не преминут явиться для исполнения долга по первому требованию». Кроме этого, среди сестёр милосердия преобладали представительницы высших сословий, девицы из обеспеченных семей. Определённое влияние на выбор провинциалок оказывали драмы в личной жизни. Среди первых сестёр милосердия было немало вдовых, незамужних дев среднего возраста, бездетных женщин.

Особым феноменом в оказании помощи раненым воинам во время русско-турецкой войны явилась организация в губернии дамских кружков, в рамках которых осуществлялось обучение смолянок-аристократок уходу за больными. Официальная организация Дамского кружка состоялась 8 октября 1877 года. В состав кружка вошли 33 родовитые дворянки, кружок возглавила дочь губернатора Капитолина Лопатина. Это первое исключительно женское общество в губернии. Его отличала невероятная стройность организации. При Дамском кружке был учреждён особый комитет для снабжения тёплой одеждой, бельём и обувью раненых и больных воинов. Казначеем была избрана дама О.П. Бартоломей, заведующей вещевым складом М.Я. Ржевская. Все средства общества дворянки изыскивали самостоятельно. Многочисленные расходы по уходу за «слабосильными выздоравливающими» взяли на себя супруга адмирала А.И. Гавришина и супруга смоленского полицмейстера М.Ф. Павлова. Смолянки проявляли удивительную самоотверженность в уходе за ранеными, организовав своеобразную службу помощи, которая предполагала встречу, доставку раненых в экипажах до госпиталей. Несмотря на своё высокое социальное положение, они не чурались ухода за простыми солдатами. В официальных документах сохранилось трогательное описание встречи смолянками-аристократками прибывших солдат: «… Обкладывали его подушками, поддерживали в пути его больную руку или ногу; всех труднобольных, отправляемых на носилках, дамы сопровождали пешком, более 3 вёрст от вокзала до госпиталя, прикрывая больных своими зонтиками от ветра и солнца». Дворянки организовали постоянные дежурства, в том числе и ночные, в госпиталях Красного Креста. Они стремились всевозможным способом обеспечить комфортный быт раненым и поднимали их состояние духа: читали книги, писали за них письма родным, обеспечивали одеждой, деньгами. Дамский кружок кроме всего прочего занимался широким спектром хозяйственных дел: закупкой дров, организацией освещения, снабжения одеждой и обувью, питания. Дамы вступали в переписку с военным начальством по различным вопросам.

Пример дам-активисток стал заразительным, вскоре последовало рождение новых дамских обществ. Был организован Дамский кружок местного комитета под руководством С.М. Патон. По почину губернского города стали появляться дамские кружки в уездных городах: в Гжатске, состоящий из 16 дам под руководством А.С. Воейковой; в Рославле, возглавляемый И. Милитинской и др. Только за один 1877 год в Смоленской губернии официально начали действовать 4 дамских патриотических общества. Они демонстрировали пример активной гражданской позиции дворянок губернии. Дамы вполне успешно решали множество экономических, юридических вопросов, входили в переписку с чиновниками, канцелярией военного ведомства, губернатора. Их деятельность получила признание у мужской части населения. Во время торжественной встречи в Смоленске гренадерского полка принца Фридриха Мекленбургского, участвовавшего во взятии Плевны, принц выразил глубокую признательность всем смолянкам, послужившим делу Красного Креста и заявил своё удивление искреннему самоотвержению женщин, оказавших столь услуг отечеству в деле попечения о больных и раненых. За особые заслуги попечительница Смоленского дамского кружка К. А. Лопатина была пожалована Знаком отличия Красного Креста второй степени. В конце 1870-х годов для членов дамских кружков были разработаны особые нагрудные знаки. В большинстве случаев они представляли из себя банты лилового цвета, внутри которых размещался православный крест с иконой Божьей матери в центре. На обратной стороне креста могла располагаться надпись «Человеколюбие».

После основание в губернии 29 июня 1893 года Общины сестёр милосердия РОКК подготовка сестёр милосердия стала осуществляться в рамках Общины. Были открыты специальные курсы для женщин, желающих посвятить себя деятельности сестёр милосердия. Первой попечительницей Общины являлась графиня Е.П. Мусин-Пушкина, попечительницей общины с 1898 года и в течение многих лет была дворянка Ольга Александрова Вонлярлярская.

Вторая волна «женского патриотизма» пришлась на период Русско-японской войны. При Смоленской общине Красного Креста были открыты Дамские комитеты помощи раненым и больным воинам. Одновременно с этим началась запись на интенсивную шестинедельную подготовку сестёр милосердия. Предъявляемые требования к ученицам предполагали окончание курса начальной школы (умение грамотно читать и писать, знать 4 правила арифметических действий с дробями), возраст не моложе 20 лет, а также свидетельства о благонадёжности. Известно, что около 50 слушательниц получили свидетельства Красного Креста, шесть из которых отправились на фронт военных действий. Регулярно смолянки-доброволицы направлялись в качестве сестёр милосердия на Дальний Восток. Сестры милосердия, дворянки по происхождению, привыкшие к комфорту и достатку, жертвовали всем, ради служения общему делу. О.В. Нахимова, родовитая дворянка, потерявшая рано мужа, оставив детей на попечение родственников, несколько лет провела на полях сражений в роли сестры милосердия.

Активную деятельность проводила Община сестёр милосердия. Сложно судить наверняка, что толкало Ольгу Александровну Вонлярлярскую отдавать все духовные и физические силы на благо Общины. Возможно, её филантропическое служение было обусловлено сплетением личных драм: она была либо незамужней, либо вдовой, не имела детей. В письмах, адресованных известному российскому общественно-политическому деятелю Н.А. Хомякову, она много повествовала о своем служении в Общине. Из писем видно, как нелегко ей давалась служба, она жаловалась на свою некомпетентность, на недостаток сил, в ответ на что, получала слова поддержки: «Займитесь Вашим цветником, и Красного креста не бросайте; первый успокоительно будет действовать на Ваши подорванные нервы, второй на Вашу измученную душу, ибо в вашем краснокрестовском деле Вы не можете не находить удовольствия. Господь дал вам в руки доброе дело, и даст вам разум и силу чудесно это дело делать». О.А. Вонлярляркая активно включалась в политическую жизнь. Письма демонстрировали её подкованность в российских политических делах. Необходимость постоянного поддержания достаточных денежных средств Общества толкали О.А. Вонлярлярскую на неутомимую деятельность по сбору средств. За самоотверженность служения на благо Общине, пожертвования в пользу учебных заведений О.А. Вонлярлярская имела множество наград: многочисленные награды из РОКК, серебряная нагрудная медаль Александра III, медаль в память русско-японской войны, нагрудная золотая медаль на Аннинской ленте.

Наконец, третья, наиболее яркая, волна «женского патриотизма» проявилась за время Первой мировой войны. М.К. Тенишева писала, что война способствовала невероятному росту интереса к политике среди женщин: «Занимаясь искусством, я всегда была страшно далека от политики, но за эти годы газеты поглотили все наше внимание и сделались первенствующими интересом в нашем доме». «Первые леди», дворянки по происхождению, привыкшие к комфорту и размеренности жизни, с особой самоотверженностью направляли свои энергию, силы на деятельность по организации помощи действующей армии, раненым солдатам и офицерам. Никогда ранее на страницах местных газет так часто не упоминались женские фамилии. Курсы по подготовке сестёр милосердия и санитарок одновременно были открыты при Общине сестёр милосердия, которую продолжала возглавлять О.А. Вонлярлярская, а также при Временном комитете по организации в г. Смоленске помощи раненым, во главе которого находилась видная в губернии дама, супруга генерала А.Н. Алексеева. Она организовала массовую работу по сбору пожертвований для армии, которую проводила вплоть до 1917 года, открывала мастерские по пошиву одежды, руководила заготовкой провианта, устройством кружечных сборов.

В Смоленске в короткие сроки был организован Комитет для снабжения действующей армии тёплой одеждой, председательницей которого явилась женщина – В.Н. Тугаринова. Она многократно выступала с призывами к населению жертвовать деньги, провиант, тёплые вещи, книги, бумагу. В её обращениях – сила «женского патриотизма»: «Находясь за сотни вёрст от театра военных действий мы, дети великой матери – России, можем выполнить наш долг перед нею… Жертвуйте же все, что только можете. Сделайте менее тяжёлой жизнь тех, кто этой жизнью рискует каждую минуту. Рискует за нас, за целостность и величие нашей Родины».

Война также внесла существенные коррективы в повседневную жизнь женских провинциальных гимназий. Педагоги, ученицы гимназий проявили активное участие в помощи раненым и солдатам. В зданиях многих гимназий или её отдельных помещениях были размещены госпитали и лазареты для больных и раненых. Под руководством учительниц осуществлялся пошив одежды, которая направлялась на фронт. Администрация гимназии, гимназистки осуществляли регулярные благотворительные сборы средств, одежды, продуктов. В здании частной гимназии Смоленска, принадлежавшей Е.Г. Швиттау, учителя и ученицы организовали кружок для снабжения армии. Гимназистки были среди тех, кто принимал активное участие во встрече раненых воинов, многие из выпускниц становились сёстрами милосердия и направлялись на фронт. Распространённой практикой стали сборы средств на открытие «именных коек» для раненых в лазаретах.

Отдельной сферой проявления «женского патриотизма» явилось участие дам в основании частных госпиталей. Наиболее ярким примером самоотверженной деятельности явились труды известнейшей меценатки и благотворительницы Смоленска – Марии Клавдиевны Тенишевой. В первые же дни войны М.К. Тенишева вошла в состав Смоленского губернского комитета Всероссийского земского союза помощи больным и раненым воинам. Вскоре после начала войны, 24 июля 1914 года, она открыла в собственном имении в с. Талашкино лазарет на 25 коек. М.К. Тенишева не только первой из частных лиц основала в губернии лазарет, но и опередила в своем начинании многие государственные подразделения. В частности, военный лазарет в губернской земской больнице был открыт только 9 августа.

12 августа 1914 года М.К. Тенишевой совместно со своей подругой Е.К. Святополк-Четвертинской в доме последней по улице Тенишевой открыли второй лазарет «под флагом» «Зелёного креста» и покровительством комитета великой княгини Милицы Николаевны. В своих воспоминаниях она писала: «С первого дня объявления войны… я решила устроить в Смоленске лазарет… Мне удалось узнать о начале войны еще за два дня до официального ее объявления. Я тот час же телеграфировала одному хорошему знакомому, петербургскому врачу, чтобы он купил для меня все необходимое оборудование для лазарета… Спустя неделю лазарет уже был устроен, и 12 августа прибыла туда первая партия раненых». Мария Клавдиевна, осознавая важность передовой техники в лечении тяжелораненых, выступила с крайне важной инициативой - покупки рентгеновского аппарата и обустройства рентгеновского кабинета. Следует отметить, что приобретённый ею аппарат был диковинкой для смоленских больниц и госпиталей, М.К. Тенишева явилась основательницей первого и единственного в губернии рентгеновского кабинета.

М.К. Тенишева сама подыскивала врачей для госпиталя. На должность хирурга, по рекомендации столичного профессора хирурга Г.Ф. Цейдлера, она пригласила одну из лучших его учениц Нину Виссарионовну Сергиевскую, что само по себе было смелым поступком, так как в то время в провинции все еще с предубеждением смотрели на женщин-врачей, особенно хирургов. В помощники ей был определён студент Московского университета – Александр Генрихович Гржбовский, который специализировался на проведении рентгена, являясь единственным в городе специалистом подобного рода. В лазарете «несли службу» не только врачи, сестры милосердия, фельдшерицы, но и дамы, не имеющие отношения к медицине. В частности, ежедневно посещала раненых в лазарете М.К. Тенишевой генеральша Ю.А. Пестич. Она беседовала с ранеными, читала им газеты, сводки с полей сражений.

Одной из проблем в функционировании лазаретов была доставка раненых от железнодорожной станции. М.К. Тенишева совершила гражданский подвиг, предоставив свой дорогостоящий автомобиль для транспортировки раненых. Она наладила своего рода службу доставки раненых, по любому звонку, направляя авто на вокзал, в другие лазареты для доставки больных в рентгеновский кабинет. Кроме всего прочего М.К. Тенишева обустроила салон своего автомобиля так, что он стал единственным в городе, приспособленным для транспортировки лежачих больных, что фактически делало его «каретой скорой медицинской помощи». Княгиня, в связи с острой потребностью города в транспорте, отказалась от езды на автомобиле по личным вопросам, ради общественной пользы.

Вероятно, именно благоустроенность и тёплая атмосфера лазарета повлияли на тот факт, что прибыв в Смоленск 20 ноября 1914 года, Николаю II «угодно было» посетить единственный частный лазарет, принадлежавший М.К. Тенишевой. Император побывал в операционной, где осматривал рентгеновские снимки пациентов и осколки снарядов, извлечённых у раненых. После обхода Николай II собственноручно наградил медалями на Георгиевской ленте 13 офицеров и солдат лазарета.

М.К. Тенишева являлась не только известной меценаткой, но и настоящей патриоткой своего отечества, многое сделавшей на ниве медицинского призрения пострадавших в ходе ведения боевых действий. Ничего не смысля в медицине, она смогла за неделю наладить деятельность лазарета, пригласить лучших специалистов, открыть первый в городе рентгеновский кабинет. По примеру М.К. Тенишевой в губернии стали открывать лазареты частные лица. В 1914 году в Смоленской функционировали 8 частных лазаретов.

Таким образом, всплески «женского патриотизма» в Смоленской губернии совпадали с наиболее драматичными войнами 1860-1917 годов: русско-турецкими кампаниями, русско-японской и Первой мировой войной. Важной особенностью «женского патриотизма» в провинции явилось широкое участие представительниц высших кругов. Анализ женских форм участия провинциалок позволяет выделить следующие виды женской социальной помощи: участие в благотворительных компаниях по сбору средств и провианта для действующей армии, создании особых дамских комитетов, включение в ряды сестёр милосердия, организация частных госпиталей, открытие именных коек, адресная помощь. Патриотизм слабой половины не мог вызывать восторга и восхищения у мужчин-смолян. На страницах «Смоленского вестника» со стороны мужской части общественности Смоленска в 1914 году прозвучало предложение сделать день «Веры, Надежды, Любви» (17 сентября) – днём благотворителей и меценатов.

Вопросы для самоконтроля:

1) Каковы основные источники в репрезентации женского благотворительного движения?

2) Перечислите основные периода всплеска женского патриотизма и благотворительно движения в Смоленской губернии.

3) Назовите наиболее ярких представительниц благотворительного движения в Смоленской губернии

4) Укажите названия благотворительных обществ, в рамках которых проходила деятельность смолянок.

5) Как проявила себя в условиях военного времени известная меценатки и благотворительница М.К. Тенишева?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...